Новые данные по палеолиту Осинско-Унгинского геоархеологического района в Южном Приангарье

Бесплатный доступ

Осинско-Унгинский (Южное Приангарье) геоархеологический район известен как локус сосредоточения палеолитических объектов. На южном берегу Осинского залива известно более 30 объектов палеолитического возраста, среди них и ставшие стратотипческими геоархеологические комплексы (Гора Игетей, Игетейский Лог-1, -3, Большой Нарын-1, -2). Среди палеолитических объектов на южном берегу залива самым восточным является «Тартахон», открытый в 1975 г. на правом борту пади Тартахон и обозначенный единичными находками. В 2002 г. во время рекогносцировочных работ на южном берегу Осинского залива был обнаружен новый археологический объект, получивший наименование Большой Нарын, расположенный по правому и левому бортам одноименной пади. В целом датировки комплекса Большого Нарынаукладываются в хронологический диапазон 27-33 тыс. л.н. В 2022 г. в Осинско-Унгинском геоархеологическом районе открыт и частично обследован новый археологический объект «Падь Тартахон», расположенный на левом борту пади. Археологический материал был зафиксирован на глубине 130 см от современной дневной поверхности в погребенной почве, предположительно сартанского возраста. Находки залегали компактным пятном и представлены 55 изделиями из камня и 41 фрагментом трубчатых костей млекопитающих, а также несколькими манупортами в виде валунов, выложенных полукругом. Каменные артефакты представлены 2 нуклеусами, 42 отщепами, 4 пластинками, и различными обломками. Имеющийся немногочисленный артефактуальный состав позволяет сделать вывод об открытии нового объекта верхнепалеолитического возраста, по техноморфологическим характеристикам входящего в локус одновременных комплексов Осинско-Унгинского района.

Еще

Осинско-унгинский геоархеологический район, верхний палеолит, неоплейстоцен, тартахон, артефакты

Короткий адрес: https://sciup.org/145146331

IDR: 145146331   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0208-0213

Текст научной статьи Новые данные по палеолиту Осинско-Унгинского геоархеологического района в Южном Приангарье

Осинско-Унгинский геоархеологический район, история археологического изучения которого насчитывает более 130 лет, является одним из ключевых локусов сосредоточения археологических объектов палеолита в Южной Сибири. Широкую известность получили Гора Игетей, Игетей-ский Лог-1, -3, Большой Нарын-1, -2. Собранные за несколько десятилетий исследований материа- лы представляют солидную источниковедческую базу [Стратиграфия…, 1990; Новосельцева, 2011]. На сегодняшний день в представленном районе известно 33 палеолитических геоархеологических объекта разного возраста [Новосельцева, 2011]. Самым восточным палеолитическим объектом из известных, на южном берегу Осинского залива (южный борт долины р. Оса) является Тартахон (рис. 1).

Рис. 1. Археологические позднепалеолитические комплексы Осинско-Унгинского геоархеологического района.

1– Бильчир; 2 – Первомайское; 3 – Мельхитуй-1–3; 4 – Красный Яр-1–3II; 5 – Хадахан; 6 – Гора Игетей; 7 – Игетейский Лог-1–3; 8 – Гора Малый Тарахай; 9 – Большой Нарын-1, -2I; 10 – Падь Тартахон; 11 – Тартахон.

Ме стонахождение «Тартахон» обозначено лишь единичными фактами сбора подъемного археологического материала, не позволяющими в полной мере определить их археологиче ский возраст. Материал фиксировался на правом высоком борту пади Тартахон. Семь предметов, зафиксированные в 1975 г. в зачистке берегового обнажения, в отложениях финального сартана, позволили определить возраст объекта, как финальнопалеолитический [Лежненко, Кононова, 1976]. Последующие работы на территории носили эпизодический характер и фиксировали единичный материал в береговом обнажении, в кровле сар-танских отложений.

В 2002 г. во время рекогносцировочных работ на южном берегу Осинского залива был обнаружен новый археологический объект, получивший наименование Большой Нарын, расположенный по правому и левому бортам одноименной пади. Были зафиксированы массовые высыпки археологического и фаунистического материала на техногенном пляже [Есида и др., 2007].

Плановые многолетние комплексные работы на Большом Нарыне начались с 2003 г. Первый шурф-

Рис. 2 . Местонахождение «Падь Тартахон».

1 – общий вид с востока на место расположения «Пади Тартахон»; 2 – стратиграфия рыхлых отложений, вскрытая в шурфе, красным треугольником отмечено положение культуросодержащего горизонта; 3 – планиграфия археологического комплекса.

зачистка был заложен в обнажении стенки берегового размыва. В нем был зафиксирован скол в солифлюцииро-ванных палеоседиментах каргинского интерстадиала. За годы исследований на пляже, во врезках и раскопах было зафиксировано более 5 тыс. артефактов из камня и о статков плейстоценовой фауны. Было получено более 30 абсолютных датировок по костям и углю. В целом датировки объекта укладываются в хронологический диапазон 27– 33 тыс. л.н. [Там же].

В 2022 г. во время выполнения разведочных археологических работ на южном берегу Осинского залива, по левому борту пади Тартахон, в 2 км восточнее пади Большой Нарын, был зафиксирован новый объект палеолитического возраста – Падь Тартахон (рис. 2, 1 ). В шурфе, в отложениях сар-танского возраста (рис. 2, 2 ) был зафиксирован археологический материал, представленный каменными артефактами и фрагментами костей, а также манупортами в виде валунов.

В целом, вскрытая в шурфах на обследуемой территории стратиграфия демонстрирует делювиальный генезис отложений южного борта долины р. Оса. Голоценовая толща представ-

Рис. 3. Археологический материал.

1 – нуклеус 1; 2 – нуклеус 2.

лена техногенным горизонтом ста рой пашни, а отложения верхнего неоплейстоцена представлены толщей лессовидных суглинков эолово-делювиального характера. Всего на исследуемом участке трассировано 34 шурфа и лишь в одном из них, на глубине 130 см от современной дневной поверхности в погребенной почве, мощностью 25–30 см, был зафиксирован многочисленный археологический материал. Находки залегали компактным пятном и представлены 55 изделиями из камня и 41 фрагментом трубчатых костей млекопитающих, а также несколькими валунами, выложенными полукругом, уходящим в восточную стенку шурфа (рис. 2, 3). Предполагаемый диаметр конструкции ок. 1,40 м. Ни внутри выложенного полукруга, ни снаружи не зафиксированы никакие золистые и углистые проявления. Данный факт по- зволяет предположить, что вскрытая конструкция не является кострищем.

Каменные артефакты представлены 2 нуклеусами, 42 отщепами, 4 пластинками и различными обломками (6 ед.). Из двух нуклеусов один – однофронтальный одноплощадочный, оформленный на небольшой кварцитовой гальке, предназначал- ся для получения отщепов. Площадка оформлена одним покрывающим латерально направленным сколом (рис. 3, 1). Второй нуклеус, оформленный на крупной кварцитовой гальке одноплощадочный однофронтальный. Фронт представлен одним негативом снятия пластины на «торце» гальки. Площадка подготовлена с фронтальной части (рис. 3, 2).

Имеющийся немногочисленный артефактуаль-ный состав позволяет сделать вывод об открытии нового объекта верхнепалеолитического возраста, по техноморфологическим характеристикам входящего в локус одновременных комплексов Осинско-Унгинского района. Такие качественные характеристики, как переход на торцевое (терминально-краевое) расщепление, наравне с существо- ванием нуклеусов для отщепов свидетельствуют о принадлежности комплекса к общности верхнепалеолитических объектов Осинско-Унгинского района [Есида и др., 2007; Медведев и др., 1990; Новосельцева, 2011]. Спецификой Осинско-Унгин-ского района является использование для первичного расщепления галек вытянутой формы, оформле- ние фронта на «торце» гальки без предварительной подработки площадки. Эта стратегия прослеживается и в комплексах позднекаргинского времени, и в комплексах сартанского времени, вплоть до финального палеолита.

Особенностью зафиксированного комплекса является обнаружение конструкции из валунов и крупных галек, выложенных полукругом на вскрытом участке. Отсутствие углистых проявлений вблизи конструкции, прокала и т.д., наличие только нуклеусов и продуктов нуклеарного расщепления в виде отщепов и пластин позволяет интерпретировать комплекс как место для первичного расщепления.

По территориальной близости, а также по составу артефактов предварительно комплекс «Пади Тартахон» возможно сравнивать с комплексами Большой Нарын-1, -2. Они имеют схожие территориальные, геоморфологические и техноморфо-логические характеристики. На современном этапе исследований известно, что в характеристиках литорасщепления в индустрии Большого Нары-на 1, в составе продуктов нуклеарного расщепления характерно преобладание отщепов, среди орудий основную группу составляют скребла, острия, унифасы, выполненные на крупных отщепах [Еси-да и др., 2007].

Геоархеологические комплексы, в стратиграфии зафиксированные переотложенным материалом в геологических подразделениях позднекар-гинского – раннесартанского солифлюксия (ранний этап верхнего «позднего» палеолита) Осинско-Ун-гинского района – Гора Игетей, Хадахан, Красный Яр-1, -2, Ункей характеризуются: преобладанием в качестве типов заготовок для изделий – отще-пов, мелких и крупных, единичными пластинками и изделиями на пластинках, в их числе проколки и скребки; наличием долотовидных изделий типа piece esquillees; преобладанием нуклеусов плоскостных монофронтальных, поперечных для от-щепов, единичны терминально-краевые (клиновидные нуклеусы); самые многочисленные типы орудий – скребла и скребки [Клементьев, Новосельцева, 2020].

Основные комплексы литоиндустрий поздне-каргинского времени в Южном Приангарье характеризуются схожими свойствами: преобладанием отщепов над пластинами как типа заготовки для орудийного состава (только на Герасимова-1 преобладают кластические фракции); большинство изделий выполнены на отщепах (кроме Макарово-3, где в равной степени использовались пластины и отще-пы); в числе орудий большинство составляют различные типы скребел и скребков; наличие на всех объектах обработанной кости.

Полученные результаты исследований открывают новые перспективы изучения позднепалеолитических комплексов в Осинско-Унгинском гео-археологическом районе. Продолжение изучения артефактуального состава, получение датировок по палеонтологическим образцам, а также дальнейшие палеонтологические определения видового состава фауны внесут значительный вклад в изучение позднепалелитических стояночных комплексов, уточнение сведений о времени и этапах формирования и развития позднепалеолитических культур Южного Приангарья.

Работы выполнены в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН «Геохронология культурно-исторических процессов в плейстоцене-голоцене Северной Азии на основе комплексного исследования геоархеологических объектов» (FWZG-2022-0007).

Список литературы Новые данные по палеолиту Осинско-Унгинского геоархеологического района в Южном Приангарье

  • Есида К., Като Х., Когай С. А., Куникита Д., Липнина Е.А., Максименко К.М, Медведев Г.И., Новосельцева В.М, Ощепкова Е.Б., Попов А.А., Такао С. Некоторые итоги изучения палеолитического местонахождения Большой Нарын I, II. Осинский залив Братского водохранилища. Российско-японский геоар-хеологический проект // Северная Азия в антропогене: человек, палеотехнологии, геоэкология, этнология и антропология: Мат-лы Всерос. конф. с междунар. участием, посвящ. 100-летию М.М. Герасимова. - Иркутск: Оттиск, 2007. - С. 5-9.
  • Клементьев А.М., Новосельцева В.М. Ункей - новый палеолитический комплекс на Иркутско-Черемховской равнине // Археологические вести. - СПб., 2020. -Вып. 27. - С. 38-47.
  • Лежненко И.Л., Кононова Т.Н. Тартахон - новый памятник палеолитического возраста на Братском водохранилище // Науч.-теорет. конф. Секция археологии: Тез. докл. - Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 1976. - С. 8-9.
  • Медведев Г.И., Кононова Т.Н., Пержаков С.Н., Федоренко А.Б. Игетейские палеолитические местонахождения // Стратиграфия, палеогеография и археология юга Средней Сибири: к XIII Конгрессу ИНКВА. - Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 1990. - С. 49-62.
  • Новосельцева В.М. Верхний палеолит Осинско-Унгинского геоархеологического района (Южное Приангарье): автореф. дис.канд. ист. наук. - Иркутск, 2011. - 18 с.
  • Стратиграфия, палеогеография и археология юга Средней Сибири: к XIII конгрессу ИНКВА (КНР, 1991) / отв. ред. Г. И. Медведев, Н. А. Савельев, В. В. Свинин. -Иркутск: Иркут. гос. ун-т 1990. - 165 с.
Еще
Статья научная