Новые древнетюркские изваяния Алтая
Автор: Кубарев В.Д., Кубарев Г.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XV, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521538
IDR: 14521538
Текст статьи Новые древнетюркские изваяния Алтая
Двадцать пять лет назад была опубликована монография по древнетюркским изваяниям Алтая [Кубарев В.Д., 1984]. Тогда корпус древнетюркских изваяний этого региона насчитывал 256 скульптур. С тех пор найдено довольно значительное число новых каменных изваяний, часть из которых уже введена в научный оборот [Кубарев В.Д., Кочеев, 1989; Кубарев Г.В., Розвадовски А., Кубарев В.Д., 2003; Ямаева, 2003 и др.], другие же остаются неопубликованными ∗ . Общее число известных на сегодняшний день древнетюркских изваяний Алтая приближается к 300 экземплярам.
Также активно продолжается исследование собственно древнетюркских поминальных сооружений на территории Алтая [Кубарев Г.В., 2005; Кубарев Г.В., Слюсаренко И.Ю., Кубарев В.Д., 2006; Матрёнин, Сарафанов, 2006 и др.]. Точное количество исследованных поминальных сооружений оценить также достаточно сложно, так как многие остаются неопубликованными. Примерное число раскопанных древнетюркских оградок около 200.
Информация о новых изваяниях и исследованных оградках Алтая, как правило, отрывочная и публикуется в самых различных малотиражных и труднодоступных изданиях. Именно поэтому нами разработан исследовательский проект, нацеленный на создание полного каталога древнетюркских изваяний Алтая, обобщение информации о поминальных сооружениях, картографирование поминальных объектов, наконец, получение представительной серии радиоуглеродных дат и, по возможности, абсолютное датирование объектов методом дендрохронологии.
В настоящей публикации мы вводим в научный оборот небольшую серию из пяти древнетюркских изваяний. Получив сведения от различных информаторов о наличии новых изваяний, мы предприняли специальную поездку, в ходе которой они были всесторонне научно обработаны. Все изваяния были смещены с первоначальных мест установки, но для отдельных памятников удалось установить их местонахождение. Приведём описание этой серии изваяний.
* Так, по информации В.И. Соёнова, за последний год только в одной долине р. Себистей (Кош-Агачский район Республики Алтай) найдено пять древнетюркских изваяний.
Рис. 1. Древнетюркские изваяния.
1 – с. Купчегень, школьный музей; 2 – с. Озёрное (Онгудайский район); 3 – Озерное, музей «Ойбок» (Усть-Канский район); 4 – Бель; 5 – с. Каракол, школьный музей.
Изваяние № 1. с. Купчегень (рис. 1, 1 ). 63×23 × 9 см. Выполнено на валуне темно-серой породы. Голова изваяния тщательно обработана и выделена по отношению к туловищу. Сверху воспроизведен небольшой головной убор. Черты лица хорошо и глубоко проработаны: нос с широкими ноздрями, губы, брови. Глаза изображены миндалевидными с круглыми зрачками.
С правой стороны на голове имеется скол и здесь же на торцевой стенке – четыре косые вырезанные линии. Вероятно, это современные следы от транспортировки (?) изваяния.
Расположено на территории школы с. Купчегень вместе с несколькими другими древнетюркскими изваяниями. По сведениям В. М. Моносова, это изваяние было найдено в 1975 г. жителем села Купчегень трактористом Николаем Аспомбаевым на террасе левого берега р. Большой Яломан, на пашне. Лицо изваяния было подновлено находчиком зубилом. Затем он доставил изваяние в с. Купчегень. Спустя некоторое время В.М. Моносов привёз его на территорию местной школы.
Изваяние № 2. с. Озёрное (рис. 1, 2). 106 × 37 × 7–12 см. Выполнено из сланцевой плиты серо-голубого цвета. Голова изваяния сколота в древности – сохранилась лишь нижняя часть лица: нос, усы, рот. Лицо выполнено в высоком рельефе по отношению к шее, фон которой выбран сплошной выбивкой. Таким же приёмом рельефно выделены руки, плечи и сосуд – фон вокруг них выбран сплошной выбивкой. Остаётся впечатление, что изваяние осталось незаконченным: фон остался невыбранным вокруг пояса и кинжала.
Правая рука согнута в локте и держит снизу кувшинчик, левая – опущена на рукоять коленчатого кинжала, который на двух портупейных ремнях подвешен к поясу. На поясе схематично воспроизведены прямоугольные бляхи без прорезей.
Изваяние найдено в 2006 году учителем истории с. Озёрное (Онгудай-ский район Республики Алтай) Л.Г. Кергиловой. Оно находится примерно в 80 м на ЮЮВ от большого кургана, диаметром 27–30 м. В свою очередь, курган расположен в 3 км на юг от с. Озерное.
Изваяние № 3. с. Озерное (рис. 1, 3 ). 78×25 × 8 см. Выполнено на сланцевой плите серо-коричневого цвета. Голова выделена из общего монолита и отделена от туловища глубокой выемкой. Крупные и выразительные черты лица выполнены в глубоком рельефе: широкий нос, переходящий в надбровные дуги-брови, большие миндалевидные глаза, рот, щеки и длинные усы. Правая рука согнута в локте и держит сосуд, левая – опущена вниз, на предполагаемый пояс.
Изваяние найдено близ с. Озерное, находящееся в 5 км от с. Усть-Кан. Ю.М. Самташев доставил его в музей «Ойбок» туристического комплекса «Усть-Канская пещера», где оно сейчас и находится.
Изваяние № 4. Бель. (рис. 1, 4 ). 56 × 23 × 10 см. Выполнено из плиты серо-коричневой плотной породы. Одной линией изображены овал лица, плечи, шея. Схематично показаны черты лица. Правая рука согнута в локте и держит снизу сосудик, левая рука лишь намечена. Все детали выполнены неглубокой точечной выбивкой. Верхняя часть изваяния частично сколота, а лицевая поверхность слегка залощенная.
Изваяние найдено у подножия гор, на краю вспаханного поля в 3–4 км от с. Иня, в направлении р. Малый Яломан.
Изваяние № 5. с. Нижняя Талда (рис. 1, 5 ). 35 × 25 × 3 см. Выполнено на сланцевой плите серого цвета. Почти в центре плиты глубокой выбивкой воспроизведено лицо. Нос и брови показаны одним рельефом, маленькие глаза близко посажены друг к другу. Усы, как будто, отсутствуют. В правом верхнем углу от лица мелкой выбивкой намечена ещё одна личина, значительно меньшего размера.
Изваяние было найдено в окрестностях с. Нижняя Талда. В настоящее время оно находится в экспозиции школьного музея с. Каракол.
Анализируя иконографию и реалии, изображенные на данных изваяниях, можно сказать, что два из них (рис. 1, 1 , 5 ) относятся к самому распространенному типу – лицевых, когда на фигуре изображены только черты лица или силуэта головы. Два других изваяния показаны с сосудом в правой руке, но без оружия (рис. 1, 3, 4 ). Они могут быть отнесены к типу 2 [Кубарев В.Д., 1984, с. 20]. Наиболее интересно и реалистично изваяние из Озёрного (рис. 1, 2 ). На нем хорошо различимы: отдельно смоделированное лицо, рельефно выделяющиеся плечи. Правая рука, согнутая в локте, поддерживает перед грудью сосуд, левая - опущена на рукоять коленчатого кинжала, подвешенного к поясу, который украшен бляхами квадратной формы. Оно принадлежит к группе изваяний с сосудом в правой руке, поясом и оружием (тип 1 по классификации В.Д. Кубарева) [1984, с. 20].
Наиболее интересной деталью изваяния у с. Озёрного (рис. 1, 2 ) является коленчатый кинжал, тем более, что изваяний с коленчатыми кинжалами на Алтае не так много. По мнению одного из авторов этой статьи, коленчатые кинжалы связаны с мало изученным периодом древнетюркской истории – временем существования первого Тюркского каганата (VI – первой половиной VII вв.) [Кубарев Г.В., 2008]. Именно поэтому изваяние, найденное у с. Озёрного, должно относиться к этому раннему периоду древнетюркской эпохи.
Данная публикация является предварительной и вводит в научный оборот вышеописанную серию каменных изваяний, которые в будущем займут своё место в сводном каталоге древнетюркских изваяний Алтая.