Новые формы научно-технологической коллаборации: к совместному использованию ресурсов космоса
Автор: Онуфриева О.А., Трифонова Н.В., Цыпурдеева Е.Д.
Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu
Рубрика: Глобализация и мирохозяйственные процессы
Статья в выпуске: 6-2 (150), 2024 года.
Бесплатный доступ
Сотрудничество в науке и высокотехнологичном секторе стран-членов БРИКС развивается опережающими темпами. Распространяется данное сотрудничество и на космос. Страны – члены данного межгосударственного объединения решают ряд задач по мирному использованию космоса и расширению форматов сотрудничества, определяющих космос локомотивом научного, технологического развития, решения целого ряда глобальных проблем, таких как экологические, климатические, поисковые и другие. Альянс занимает сегодня одну из первенствующих позиций в космических программах с перспективой безусловного лидерства.
Освоение космоса, БРИКС, технологии будущего, инновации
Короткий адрес: https://sciup.org/148332302
IDR: 148332302
Текст научной статьи Новые формы научно-технологической коллаборации: к совместному использованию ресурсов космоса
Научно-технологическое развитие партнерств и коллабораций, в которые входят как отдельные компании, так и целые государства, рассматривается в качестве единственно возможного вектора объедине-
ГРНТИ 89.01.17
EDN KLPBVT
Ольга Алексеевна Онуфриева – кандидат экономических наук, проректор по стратегическому развитию и внешним коммуникациям, доцент специализированной кафедры ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Наталья Викторовна Трифонова – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой международного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Екатерина Дмитриевна Цыпурдеева – кандидат экономических наук, доцент, ассистент кафедры международного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Данная статья подготовлена по материалам сессии ПМЭФ-2023 «Искусственный интеллект: фундамент экономики будущего и маяк российского технологического суверенитета». Информационно-аналитическая система Росконгресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения
26.12.2023).
ния усилий в направлении новых технологических рынков, решений. Одним из таких межгосудаствен-ных стратегически партнерств выступает альянс БРИКС (BRIKS), что был создан в 2006 году на Петербургском международном экономическом форуме - изначально как БРИК, а затем по факту присоеди-ния Южной Африки - БРИКС. В альянсе БРИКС, к которому в 2024 году готовы присоединиться еще 5 государств, несомненным ядром является триада - Россия, Китай и Индия.
Основные тенденции освоения космического пространства странами-партнерами БРИКС
Одной из задач БРИКС всегда рассматривалось партнерство в сфере научно-технологического развития. С середины 2010-х в лидирующей триаде именно у Китая были лучшие показатели по Global Innovation Index. Методика расчета данного индекса учитывает несколько аспектов, среди которых институционализация, человеческий капитал и исследования, инфраструктура, зрелость рынка и конкурентоспособность бизнеса. Организаторы Global Innovation Index назвали рост китайского инновационного индекса «впечатляющим». С 2015 года произошли две важные вещи - альянс БРИКС продемонстрировал прогресс в двух новых направлениях: R&D-активы, принадлежащие стране, но позиционированные за рубежом;
В результате страны-партнеры стали более взаимозависимыми в сфере НИОКР. Эту взаимозависимость необходимо принимать во внимание странам, рассматривающим возможность вступления в межгосударственный альянс и партнерство в области науки, технологий и инноваций. Если речь идет об освоении космического пространства, о предоставлении новой системы сервисов, то коллаборация вырастает до странового и глобального уровня. Сегодня БРИКС является стратегическим межгосударственным объединением, за которым стоит наибольшая динамика и в космической индустрии. Сегодняшнее глобальное развитие космоса отражается следующими тенденциями:
-
1) активно растущим представительством стран, реализующих космические программы, если не полного цикла, то отдельными проектами в рамках «разработок - производства летательных аппаратов и ракетной техники - эксплуатации систем запуска космических аппаратов - многолетнего и многофункционального пилотирования орбительных станций - поддержки наземной инфраструктуры»: в настоящий момент число таких стран уже более 60;
-
2) при растущем представительстве числа стран-участников программ освоения космоса укрепляющимся лидерством Китая в динамике успешных запусков как в программах коммерческого использования космоса, так и в государственных программах;
-
3) динамичным развитием коммерческого использования космоса за счет бизнес-проектов и программ, первенствующих перед институциональными в статистике успешных запусков определенными стран (например, США). В Китае организация по запуску целого семейства космических ракет-носителей («Великий поход» (Chang Zeng - CZ), «Feng Bao» (FB) и новых твердотопливных ракет) занимает второе место в мире после Falcon. В какой-то момент серию на FB закрыли, но серия CZ на протяжении многих лет шла по пути постоянной эволюции: CZ-1 был снят с производства после первых миссий, тогда как CZ-2, CZ-3 и CZ-4 работают до сих пор и обеспечивают мировое лидерство (см. рис.);
-
4) диверсификацией в рамках полного цикла космических программ;
-
5) развитием принципиально новых программ - как, например, программ дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) или мониторингового исследования многолетнемерзлых грунтов в таких странах как Россия и Китай.
Взаимодействе стран альнса БРИКС в космическом сотрудничестве
В два предшествующих года страны БРИКС официально озвучили масштабные программы космического партнерства. Россия и Китай договорились о сотрудничестве по созданию и использованию межнациональными экипажами постоянной действующей базы на Луне. Обе страны вкладывают значительные средства в данную программу. Например, еще во время эксплуатационного периода Международной космической станции (МКС), китайская космическая станция, что будет построена в 2025 году, станет постоянно действующей, параллельно функционирующей с МКС. Пекин формирует вокруг данной программы представительное партнерство.
Заключение странами БРИКС соглашения 2021 года гарантировало сотрудничество в области обмена спутниковыми данными. Это соглашение имеет важное значение с точки зрения многостороннего партнерства, а также позволяет создать группу спутников ДЗЗ и соответствующих наземных станций.
Страны БРИКС стремятся наладить сотрудничество в области космических технологий, чтобы получить значимую позицию в отрасли. Данное сотрудничество будет расширяться за счет телекоммуникационного сектора, космических научных миссий, а также сотрудничества в области создания навигационных систем нового поколения.
Falcon; 93
50 CZ-2,3,4; 35
10 R-7; 16
Electron; 9 Ceres; 7
Falcon CZ-2,3,4 Electron R-7 Ceres
Рис. Число запусков (по компаниям) на 27 декабря 2023 г.(по данным Gunter’s Space Page)
Стоит отметить, что солидарная позиция стран БРИКС в отношении космического пространства ориентирована на безопасное и мирное присутствие в космосе. В частности, в совместной декларации, принятой на ХIII саммите БРИКС, было указано, что всем странам-участницам межгосударственного партнерства необходимо взять на себя обязательства по предотвращению гонки космических вооружений с тем, чтобы создать базу для новых мирных решений. На упомянутом саммите представители всех стран также подчеркнули приверженность принципам ограничения гонки вооружений, необходимость разработки юридически обязывающего документа для государств-членов БРИКС, ограничивающего гонку вооружений в космическом пространстве. Все участники встречи подтвердили, что структурные подразделения международных организаций, регулирующие космическую деятельность, таких, например, как UNCOPUOS , почти бездействуют в части проверки технологий и инструментов, связанных с милитаризацией космоса.
Будущее технологической коллаборации стран-участниц БРИКС
Как пойдет развитие сотрудничества стран БРИКС, учитывая различия в потенциале? Какие из стран БРИКС, кроме Китая, будут способны к созданию собственных космических программ? Ответ отчасти заключается в экономическом положении и предшествующих достижениях в космической области каждой страны-члена БРИКС [1, 2].
У Китая и Индии есть наиболее амбициозные космические программы. Еще в 2003 г. Китай стал третьей страной, после России и США, отправившей астронавтов в космос. В связи с этим Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул необходимость провозглашения Китая космической державой, среди программ которой освоение и возведение объектов совместного использования на Луне к 2036 году. Индии удалось запустить в 2017 году с одной ракеты сразу 104 спутника – миссия, которая считается мировым рекордом. В настоящее время количество космических проектов увеличилась кратно по сравнению с периодом начала освоения космоса и требует такого же кратного увеличения финансирования новых программ.
Единолично заниматься масштабированием спутниковых систем, развитием пилотируемой космонавтики, исследованием Луны, Марса, других планет становится крайне затруднительно даже таким странам, как Россия и Китай. Создавая партнерские альянсы страны могут делиться технологиями, компетенциями. Космические проекты в рамках альянса (создание спутниковой сети БРИКС) направлены на решение проблем изменения климата, охраны окружающей среды, усиление обороноспособности стран-участниц).
БРИКС имеет преимущество в виде человеческого капитал перед основными конкурентами в освоении космоса. Также неоспоримым преимуществом является экономическая составляющая (Китай, Индия быстрорастущие экономики) будущих проектов БРИКС (для примера: индийская миссия «Манга-льян» 2013 года стоила $74 млн против $720 млн Mars Reconnaissance Orbiter). Сотрудничество в рамках БРИКС позволяет странам с ограниченными ресурсами (человеческими, финансовыми, технологическими) стать частью команды по освоению космоса. Востребованность в специалистах космической отрасли стабильно растет по всему миру. Растет конкуренция за квалифицированные кадры.
Также страны могут использовать опыт Китая, Индии по превращению в технологические державы (именно опыт Китая был взят за основу Н. Моди, ставшим премьер-министром Индии в 2014 г.) Опыт Китая по привлечению и поддержке частного бизнеса к освоению космоса может использоваться для реализации в действующем политическом строе той или иной страны. Тем не менее, роль государства должна оставаться главенствующей для поддержки космического сектора. В первые годы партнерства БРИКС сотрудничество Индии и России было сосредоточено на навигационных спутниках, пилотируемых полётах и роботизированном исследовании космического пространства. В первые годы были подписаны два соглашения о запуске моделей ГЛОНАСС-М через индийскую GSLV и совместной разработке спутников ГЛОНАСС-К с ISRO. Индия стремилась к этому, поскольку она приобретет основные технологические возможности в отношении навигационных спутников и получала доступ к большим массивам полезных данных, в то время как Россия обеспечила снижение стоимости запуска своих спутников.
Неуклонно растет рынок космических систем и услуг. В спор за лидерство в освоении космоса включились государства и частные компании. Происходит коммерциализация космоса. Создавая партнерские альянсы страны могут делится технологиями, компетенциями. Усиливающаяся геополитическая напряженность и санкции мешают сотрудничеству и развитию стран в альянсе. И с этой позиции становится очевидным технологическое преимущество альянса (особенно для России). В настоящее время страны-участницы идут по пути импортозамещения, уходя от копирования. В любом случае не будет преувеличением сказать, что развитие космоса знаменует собой начало новой эры, что выходит далеко за рамки запуска спутников и пилотирования космических аппаратов. Это сфера новых технологических альянсов, партнерства, развития технологий, новых решений.
Что касается глобальной политической стратегии в рамках международного космического сотрудничества, руководители космических агентств России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР с 2016 года начали обсуждать создание совместной группировки спутников дистанционного зондирования Земли для наблюдения за Землей. В мае 2022 года был создан совместный комитет БРИКС по сотрудничеству в области спутниковой группировки дистанционного зондирования, в котором официальные лица Китая заявили, что, несмотря на изменения в глобальной политике (предположительно, связанные с международными ограничениями в отношении сотрудничества с Россией) и постпандемийный период, Китай будет наращивать направления международного сотрудничества и обмен технологиями в космическом и других высокотехнологичных секторах в целях мирного использования космического пространства и роста взаимной выгоды для всех стран.
Будущая космическая программа будет основана на использовании спутников, уже находящихся на орбите, и наземных станций, охватывающих обширную территорию Земли. У четырех из пяти участников есть действующие спутники, которые могут внести свой вклад в этот совместный проект. Бразильский спутник CBERS-4 (который был построен, развернут и эксплуатировался вместе с Китаем) будет предоставлять данные наблюдения Земли. Российский «Канопус-В1» используется в экологических целях, ликвидации последствий стихийных бедствий и в сельскохозяйственных целях. Индийский Resourcesat-2 наблюдает за землепользованием в Южной Азии. Китайские системы Gaofen-1 и Ziyuan-3 также используются для смягчения последствий стихийных бедствий посредством быстрого обнаружения и предупреждения. Возможности дистанционного зондирования этих спутников могут предоставлять данные для различных целей, таких как научные, экологические и военные.
Сеть телеметрии и связи, которая будет создана данным созвездием, и ее последующие приложения должны предоставлять Новому банку развития БРИКС данные, важные для проектирования, разработки и защиты многих совместных проектов на глобальной территории БРИКС Южная Африка в настоящее время не владеет спутником наблюдения Земли, но должна предоставить как свои наземные станции, так и различные космические данные и изображения африканского континента, обрабатываемые ее космическим агентством.
Заключение
Дальнейшее развитие космической «БРИКС-коллаборации» будет направлено на: развитие межпланетных космических экспедиций; расширение спектра навигационнных, измерительных, мониторинговых программ и программ зондирования Земли с целью решения глобальных проблем; увеличение числа запусков различных видов космической техники – ракетной, спутниковой; включение в космическое партнерство ученых, исследователей, инженеров и бизнес-структур из стран Латинской Америки и Африки; развитие коммерческих программ освоения космоса при опережающем развитии межгосударственной институциональной среды космического партнерства; роботизация основных процессов в космической индустрии.