Новые городские субкультуры (на материалах города Биробиджана)

Бесплатный доступ

В работе проанализировано понятие субкультуры. На примере города Биробиджана рассматривается процесс формирования субкультуры участников квазиинтеллектуальной игры «Игры разума». Дано описание структуры участников сообщества. Определено, что самоназвание у сообщества отсутствует. Выявлено, что большинство участников сообщества принадлежит к близким социально-экономическим стратам.

Субкультура, квазиинтеллектуальные игры, городская субкультура

Короткий адрес: https://sciup.org/143178976

IDR: 143178976   |   DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-118-120

Текст научной статьи Новые городские субкультуры (на материалах города Биробиджана)

Социальная среда изменчива. Новые элементы формируются постоянно. Процесс изучения живого общества и общественной жизни стоит у истоков человеческой истории. Новые объединения, движения, а также субкультуры, возникающие под влиянием изменений и в процессе развития общества, в свою очередь сами влияют на культуру и на общество. Это взаимонаправленный процесс. Изучение появляющихся субкультур является неотъемлемой частью исследования общества. Субкультуры могут формироваться на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах, в том числе вокруг интеллектуальных или квазиинтеллектуаль-ных игр. Так как именно в городах сосредоточен социокультурный потенциал, субкультуры, в том числе и интеллектуальные, зарождаются и формируются преимущественно в городской местности.

Субкультура – это система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры [1, с. 308)].

Долгое время само понятие субкультуры имело негативные коннотации как что-то выпа-

дающее из общего поля традиционной культуры. Зачастую между понятиями субкультура и контркультура ставили знак равенства. Во многом, по нашему мнению, это связано с тем, какие именно социальные группы изучали исследователи: ювенальные банды, этнические группировки, а в последующем молодежные нонконформистские движения, такие как панки, хиппи, скинхеды и др. [3, 5], т.е. социальные группы, которые легче всего было вычленить из общей массы общества. Они имели свой сленг, традиции, обычаи, выделяющийся внешний вид.

«Стоить отметить также другие определения молодежных движений, характерные для того времени: «underground» – подполье или «subterranean culture» – буквально «подземная культура». Сам префикс sub- указывает на что-то «низкое», «лежащее под» культурой, тем самым как бы отказывая субкультуре во взаимодействии с обществом» [6, с. 28].

Явление субкультуры по своей сути неоднородно. «В зависимости от характера отношения к обществу принято различать субкультуры, возникающие в виде позитивной реакции на социаль- ные и культурные потребности общества (например, профессиональные) и субкультуры, в той или иной степени противостоящие культуре общества в целом (нонконформистские субкультуры)» [4].

Другая классификация субкультур, предлагаемая В. Соколовым и Ю. Осокиным, включает следующие группы: религиозные субкультуры, половозрастные, социально-профессиональные, этнические, территориальные и досуговые [2]. Субкультура, как и культура вообще, – результат коллективного творческого потенциала и посему подвергается историческим изменениям и преобразованиям.

Городская среда в силу своей открытости и наличия разнообразных видов деятельности, а также благоустроенности жизненного пространства высвобождает у населения свободное время и способствует разнообразию досуговой деятельности, на базе которой могут формироваться социальные группы, сообщества, клубы по интересам и пр., что в дальнейшем может стимулировать появление новых видов субкультур. На примере города Биробиджана рассмотрим формирование субкультуры участников квазиинтеллектуальных игр.

На протяжении 4,5 лет (с перерывом на лок-даун, введенный из-за пандемии Covid-19) в городе Биробиджане еженедельно проходит квазиин-теллектуальная игра «Игры разума». В настоящее время на постоянной основе в играх принимают участие 140–160 человек. Это люди, которые составляют основной костяк игроков. На периферии данной социальной группы находятся еще порядка 30 человек, принимающие участие в игре время от времени. Таким образом, можно говорить о численности группы играющих в квазиинтеллек-туальную игру жителей города в пределах 160– 190 человек (0,3% населения города). Отметим, что для среднего города, которым является Биробиджан, данная общность представляется достаточно значимой.

Попробуем описать людей, которые являются ядром сообщества. Возраст игроков – 35+. Гендерное соотношение: женщины – 65%, мужчины – 35%. Уровень образования: в подавляющем большинстве игроки – это люди с высшим образованием, в том числе имеющие несколько высших образований по несвязанным специальностям. Если рассматривать профессиональную принадлежность игроков, то мы можем наблюдать следующую картину. Подавляющее большинство игроков относятся к так называемым «белым воротничкам». Это учителя, ученые, работни- ки культуры, врачи, чиновники, предприниматели, банковские служащие, менеджеры (высшего звена). Часть игроков – представители силовых структур (Минобороны, МВД России), но и в этом случае они являются руководителями (офицерами) высшего звена.

Одним из важных, на наш взгляд, моментов является и факт наличия оплаты возможности участия в игре, вход на которую стоит 350 рублей на человека. Также необходимо отметить, что игры проводятся в неформальной обстановке на территории ресторана, следовательно, участие в игре зачастую сопровождается заказом еды и напитков, что также требует наличия определенной денежной суммы. Соответственно, игроками являются люди, обладающие финансовым достатком, которые могут позволить себе раз в неделю потратить некоторую сумму на хобби (развлечение). Вот что об этом говорит один из организаторов «Игр разума»: «Люди готовы потратить деньги для того, чтобы пошевелить извилинами. Это говорит о том, что у них есть эти деньги, которые они готовы потратить на развлечение. У них не стоит вопрос какой-то выживаемости». Исходя из вышесказанного можно предположить, что большинство участников сообщества принадлежит к близким социально-экономическим стратам.

В настоящее время в ходе проведенных пробных интервью нам не удалось выявить какого-то самоназвания данной группы и ее представителей. В западной традиции людей, предпочитающих подобную форму досуга, иногда называют quizzer, что является производным от pub-quiz, но в русскоговорящем сообществе единого (конвенционального) названия субкультуры игроков ква-зиинтеллектуальных игр пока не наблюдается.

Учитывая достаточно высокую степень однородности группы как в рамках явления, их объединяющего, так и за его пределами (схожий возраст, уровень образования и дохода, социальный статус), мы можем предположить, что в настоящее время мы наблюдаем начальные стадии формирования в городе Биробиджане новой субкультуры.

Список литературы Новые городские субкультуры (на материалах города Биробиджана)

  • Большой толковый социологический словарь. Т. 2 (П-Я): пер. с англ. М.: Вече: АСТ, 1999. 528 с.
  • Быкова К.В. Субкультура как социологическая категория. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/51861/1/klo_2013_242.pdf (дата обращения: 01.04.2022).
  • Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / отв. ред. В.В. Костюшев. СПб.: Норма, 1999. 304 с.
  • Нигматуллина Г.Ф. Специфика субкультуры интернет-сообществ // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-subkultury-internet-soobschestv (дата обращения: 14.04.2022).
  • Хебдидж Д. Субкультура, значение стиля. URL: http://samlib.ru/s/sorokoumowskij_i/123345.shtml (дата обращения: 14.04.2022).
  • Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. 286 с.
Статья научная