Новые материалы исследований на поселении орошаемое в Нижнем Поволжье
Автор: Выборнов Александр Алексеевич, Юдин Александр Иванович, Васильева Ирина Николаевна, Косинцев Павел Андреевич, Кулькова Марианна Алексеевна, Дога Наталья Сергеевна, Попов Александр Сергеевич
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Археология и этнография
Статья в выпуске: 3-1 т.19, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены итоги продолженных в 2016 году исследований поселения Орошаемое в Нижнем Поволжье. Определена культурная принадлежность находок верхнего слоя, подтверждено наличие третьего (неолитического) горизонта. Получены новые радиоуглеродные даты и палеозоологические данные.
Неолит, энеолит, нижнее поволжье, хвалынская культура, прикаспийская культура, орловская культура
Короткий адрес: https://sciup.org/148205218
IDR: 148205218
Текст научной статьи Новые материалы исследований на поселении орошаемое в Нижнем Поволжье
ем светло-желтого суглинка толщиной от 28 см в западной части до 50 см – в восточной. Именно с этого слоя начинается понижение напластований в восточном направлении. Слой содержит редкие мелкие обломки костей животных. Контакт с нижележащим слоем плавный. Далее опять залегает слой светло-коричневого суглинка, который по цвету и структуре аналогичен верхнему культурному слою, но превосходит его по мощности: толщина его колеблется в пределах 30-60 см. Это самый насыщенный культурными отложениями горизонт. Он понижается в восточном направлении, одновременно утолщаясь. Определен как средний культурный слой.
Средний культурный слой опять подстилается светло-желтым суглинком, который по цвету и структуре полностью идентичен слою суглинка между верхним и средним культурными слоями. Находки в нем также представлены редкими костями животных. Толщина слоя колеблется от 0,14 м по западной границе до 0,6 м – на восточной. Слой также понижается в восточном направлении. Контакт с нижележащим слоем плавный.
Под слоем светло-желтого суглинка залегает третий (нижний) культурный слой. Верхняя его граница сильно размыта, нижняя – более четкая. Это слой комковатого, темно-коричневого суглинка из-за большей примеси гумуса по сравнению с двумя вышележащими культурными слоями. Слой также ниспадает в восточном направлении. Толщина его изменяется в пределах 0,4-0,8 м. В отличие от среднего культурного слоя он, ниспадая в восточном направлении, не утолщается, а утончается до минимального значения. Основная часть находок залегала в верхней половине культурного слоя.

Рис. 1. Находки поселения Орошаемое
Произведенные горизонтальные зачистки через каждые 5 см показали отсутствие пятен и прослоек в верхнем и среднем культурных слоях. Нижний слой подстилался материковым суглинком, в котором частично выбраны две очажные (?) ямы, уходящие под борта раскопа. Ямы плоскодонные, стенки слегка сужаются ко дну. Размеры ям: диаметры 0,83 и 0,72 м, глубина 0,38 м и 0,2 м соответственно.
Верхний культурный слой.
Керамика из верхнего культурного слоя немногочисленна. В основном это мелкие фрагменты стенок сосудов. В 7-м горизонте встречен венчик от прямостенного сосуда. Его внешняя поверхность покрыта неглубокими расчесами. Он украшен горизонтальными рядами скобковидных наколов (рис.1, 1 ). Еще два фрагмента стенок сосудов украшены оттисками полой камышинки
(рис.1, 2 ). Аналогичные орнаментальные композиции, в виде овальных наколов, встречаются во второй группе керамической коллекции стоянки хвалынской культуры Каиршак VI2.
Каменные предметы также немногочисленны. Это кремневый нуклевидный скол, отщепы, пластинчатый отщеп, сечения пластин из кремня и кварцита (рис.1, 8 ), два скребка на кварцитовых отщепах с ретушью на 3/4 (рис.1, 10; 2, 1 ) и проколка на кварцитовой пластине с двусторонней краевой ретушью (рис.2, 2 ).
Средний культурный слой.
Слой наиболее насыщен находками, в основном каменными предметами и костями животных. Керамика невыразительна, по большей части это мелкие стенки сосудов. На двух фрагментах стенок из 15 горизонта едва различим гребенчатый орнамент и прочерк (рис.1, 3 ). Сравнительный анализ имеющихся материалов с керамикой стоянок Курпеже-Молла3 и Кумы-ска4 позволил сделать вывод о принадлежности данной посуды к прикаспийской культуре. Еще

Рис. 2. Находки поселения Орошаемое
один фрагмент венчика со сливом из 12 горизонта (рис.1, 4 ), орнаментированный скобковидными наколами, очень близок венчику из верхнего слоя (рис.1, 1 ), но залегал по верхней границе среднего. Подобные фрагменты от большого чашевидного сосуда с носиком-сливом были обнаружены на хвалынской стоянке Кара-Худук5.
Каменный инвентарь слоя полностью соответствует параметрам прикаспийской культуры, в которой сочетаются макроизделия из кварцита и микропредметы из кремня. Это крупные отщепы, сколы, пластины и их сечения с ретушью и из кварцита (рис.1, 7; 2, 3, 9 ). Из кварцита изготовлены различные типы скребков на пластинах и продольных сколах (рис.2, 4, 7, 8 ). На крупных сколах изготовлены 2 прямолезвийных ножа (рис. 2, 10, 12 ). Также имеется пластина с брюшковой ретушью (вкладыш?) (рис.2, 11 ).
Кремневые изделия представлены нуклеусом (рис. 2, 5 ), сечениями пластин и отщепами и скребками на продольных сколах (рис.1, 12; 2 , 6 ).
Нижний культурный слой.
Керамика нижнего слоя немногочисленна, но выразительна. Кроме фрагментов неорна-ментированных стенок, в 25-26 горизонтах обнаружены два венчика. Один фрагмент украшен насечками по внутренней стороне среза венчика и узкими подтреугольными наколами по внешней поверхности (рис. 1, 5 ). Другой венчик имеет подтреугольный наплыв на внутренней стороне и также орнаментирован узким подтреугольным наколом (рис. 1, 6 ). Аналогичные фрагменты венчиков с внутренними наплывами встречаются в слое 2Б Варфоломеевской стоянки. Еще два фрагмента стенок из самых нижних горизонтов имели отверстия, а один – орнамент, выполненный также узким наколом. По всем характеристикам керамика относится к орловской культуре 6.
Каменный инвентарь также полностью соответствует орловским комплексам. Кроме отще-пов и сечений пластин с ретушью (рис.1, 9; 2 , 1617 ) найдены скребки на пластинах, продольных сколах и отщепах (рис.1, 11, 14-18 ; 2 , 13, 15 ) и половинка сегмента (рис.2, 14 ). Встречена бусина из речной раковины Unio (рис.1, 13 ).
Исследование технологии изготовления керамики стоянки Орошаемое осуществлялось по методике А.А. Бобринского7. Было изучено 22 фрагмента сосудов из раскопок в 2016 году. К керамическому комплексу орловской культуры отнесено 7 образцов, прикаспийской культуры – 10, хвалынской культуры – 5.
Из семи изученных образцов керамики орловской культуры один сосуд был изготовлен из ила, шесть сосудов – из илистой глины. Использовался ил, состоящий из высокопластичного (жирного) глинистого субстрата с естественными примесями: 1) пылевидным песком; 2) обломками раковины в средней концентрации, в основном окатанными, белого цвета, размером менее 5 мм; 3) остатками сгнившей растительности в условно средней концентрации (угле-фицированными обрывками стеблей, листьев, нитевидных водорослей). Из этого сырья изготовлен сосуд, орнаментированный узкими наколами. Остальные образцы керамики орловской культуры сделаны из илистых глин. Все изученные образцы керамики прикаспийской и хвалынской культур изготовлены из таких же илистых глин, близких по качественному составу. Для изготовления сосудов отбирались илистые жирные глины: высокопластичные (не-запесоченные) и реже пластичные (слабозапесо-ченные). В качестве естественных примесей они содержали следующие компоненты: округлые плотные комочки нерастворившейся высокопластичной глины серого цвета размером менее 2 мм; оолитовый бурый железняк размером менее 1-2 мм; измельченные остатки сгнившей растительности (детрит) в условно единичной или небольшой концентрации. Глины использовались в естественно-увлажненном состоянии.
Массовой традицией составления формовочных масс в производствах бытовой посуды всех трех культур была: ИПС+ДР+ОР. Дробленая раковина предварительно подготавливалась: подогревалась на огне, дробилась или растиралась руками. Она добавлялась в ФМ в условно небольшой или чаще в средней концентрации. Размер тонких частиц раковин не превышает 2-3 мм. Содержится большое количество включений раковины размером менее 0,5 мм. Формовочная масса сосуда орловской культуры, изготовленного из ила, включала только органический раствор. Среди керамики, найденной в хвалынском стратиграфическом слое, имеется один фрагмент
Таблица 1. Исходное пластичное сырье и формовочные массы керамики стоянки Орошаемое
Таким образом, материалы, полученные из раскопа Орошаемое, относятся к трем хронологическим этапам.
Исходя из анализа керамического материала верхний культурный слой можно отнести к хва-лынской культуре. Нельзя исключать, что дата, полученная по костям животных из раскопа 2014 года – 5667±100 (SPb-1474) , соответствует именно этому слою.
Средний культурный слой отнесен к прикаспийской культуре. Возраст этих материалов из раскопа 2014 года ранее определен датой по керамике 5890±120 (SPb-1729) и подтвержден датой по костям домашней овцы – 5806±26 (UGAMS-23059). В 2015 году была получена дата по коллагену из слоя 10: 5934±100 BP (5060-4547 cal BC) (SPb-2091). Все даты хорошо соотносятся друг с другом и могут считаться валидными.
Нижний культурный слой представлен материалами орловской культуры. По коллагену из нижних штыков (22-23) раскопа 2015 года была получена дата 6889±100 BP (5933-5631 cal BC) (SPb-2090). Это определение соответствует дате по керамике средней части слоя 2Б Варфоломеевской стоянки 6980±90 (6020-5710 cal ВС) и дате по кости нижнего слоя раскопа 1 стоянки Алгай 6820±80 (5889-5614 cal BC) с аналогичной керамикой. По углю из штыка 28 (раскопа 2016 года) получена дата 7245±60 (6227-6015 cal ВС). Она хорошо соотносится с датой из вышележащих штыков. Следует отметить, что эта дата совпадает с датами по керамике из нижнего уровня слоя
Таблица 2. Определения фаунистических остатков поселения Орошаемое I
слои |
Овца – Ovis aries |
Лошадь дикая -Equus ferus |
Кулан -Equus hemion us |
Тур -Bos primig enius |
Сайга -Saiga tatatrica |
Лошадь -кулан -Equus sp. |
Лисица -Vulpes vulpes |
Собака – Canis familiari s |
Млекопитающие, не определимые |
2 |
1 |
1 |
|||||||
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||
6 |
2 |
||||||||
7 |
1 |
10 |
|||||||
8 |
8 |
1 |
9 |
5 |
1 |
55 |
|||
9 |
1 |
3 |
|||||||
10 |
1 |
3 |
1 |
2 |
40 |
||||
13 |
1 |
1 |
16 |
||||||
14 |
1 |
4 |
51 |
||||||
15 |
1 |
1 |
2 |
2 |
41 |
||||
16 |
2 |
10 |
1 |
62 |
|||||
17 |
1 |
8 |
|||||||
18 |
2 |
3 |
21 |
||||||
19 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
17 |
|||
20 |
7 |
5 |
|||||||
21 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
13 |
|||
23 |
1 |
34 |
|||||||
24 |
1 |
2 |
2 |
6 |
|||||
25 |
1 |
1 |
10 |
6 |
7 |
30 |
|||
26 |
3 |
1 |
7 |
7 |
4 |
1 |
47 |
||
27 |
4 |
7 |
3 |
3 |
31 |
||||
28 |
1 |
3 |
4 |
3 |
15 |
||||
29 |
3 |
5 |
5 |
4 |
2 |
15 |
|||
30 |
2 |
5 |
24 |
10 |
3 |
41 |
|||
31 |
3 |
11 |
4 |
2 |
9 |
28 |
2Б Варфоломеевской стоянки: 7280±100 (62505890 cal ВС) и 7230±90 (6230-5980 cal ВС) и дате по углю из нижнего (3) ее слоя: 6980±200 (6250-5500 cal ВС). Это еще раз подтверждает вывод специалистов о приемлемости датировок по керамике10.
Следует обратить внимание на незначительное количество костей в верхнем слое. По сравнению с верхним слоем (2-8) наиболее насыщены средний (10-16 горизонты) и нижний (23-31) горизонты. Останки тура, кулана и сайги преобладают в неолитическом слое, а домашней овцы – в среднем (прикаспийском). Кость домашней собаки найдена в 26 горизонте, который датируется между 7200 и 6900 лет ВР (табл. 2).
Список литературы Новые материалы исследований на поселении орошаемое в Нижнем Поволжье
- Выборнов А.А., Юдин А.И., Васильева И.Н., Косинцев П.А., Кулькова М.А., Гослар Т., Дога Н.С. Новые данные по неолиту-энеолиту Нижнего Поволжья//Известия Самарского научного центра РАН. Т.17. №3. Самара, 2015. С.235-241
- Выборнов А.А., Юдин А.И. Раскопки поселения Орошаемое в Александрово-Гайском районе Саратовской области в 2014 году//Археологическое наследие Саратовского края. Саратов, 2015. С.3-33
- Выборнов А.А., Юдин А.И. Исследования в Александрово-Гайском районе Саратовской области в 2015 году//Археологическое наследие Саратовского края. Саратов, 2016. С.3-41
- Выборнов А.А., Юдин А.И., Васильева И.Н., Косинцев П.А., Кулькова М.А., Дога Н.С., Попов А.С. Исследования поселения Орошаемое в Нижнем Поволжье//Известия Самарского научного центра РАН. Т.18. №3. Самара, 2016. С.140-145.
- Барынкин П.П. Энеолитический памятник Каиршак VI из южной части Волго-Уральского междуречья//Неолит и энеолит Северного Прикаспия. Куйбышев, 1989. С.106-117.
- Барынкин, П.П., Васильев И.Б. Новые энеолитические памятники Северного Прикаспия//Археологические памятники на европейской территории СССР. Воронеж, 1985. С.59-75.
- Юдин А.И. Поселение Кумыска и энеолит степного Поволжья. Саратов, 2012. С.153.
- Барынкин П.П., Васильев И.Б. Стоянка хвалынской энеолитической культуры Кара-Худук в Северном Прикаспии//Археологические культуры Северного Прикаспия. Куйбышев, 1988. С.123-139.
- Юдин А.И. Варфоломеевская стоянка и неолит степного Поволжья. Саратов, 2004.
- Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. М., 1978.
- Васильева И.Н. Технология керамики Варфоломеевской стоянки//Археология восточно-европейской степи. Вып.9. Саратов, 2012. С.5-22.
- Васильева И.Н. О технологии керамики I Хвалынского могильника//Вопросы археологии Поволжья. Вып.2. Самара, 2002. С.15-49.
- Зайцева Г.И., Скаковский Е.Д., Посснерт Г., Выборнов А.А., Ковалюх Н.Н., Скрипкин В.В. Органическое вещество керамики: Природа, органические компоненты и достоверность радиоуглеродных дат//Труды III Всероссийского археологического съезда. Т.II. СПб.-М.-Великий Новгород, 2011. С.383-385.