Новые медиа и кризис идентичности личности

Бесплатный доступ

Сегодня вследствие информатизации и цифровизации, трансформации коммуникационных технологий особого внимания требует рассмотрение всех аспектов жизнедеятельности личности, включенной в эти процессы. В статье рассматривается специфика воздействия Новых медиа на личность и на возникновение у человека кризиса идентичности, формирующегося вследствие утраты «онтологической почвы», погружения в цифровую среду, трансформации ценностных ориентиров, связанного с дистанцированием индивидуального от социального, отходом от реальной жизни и погружением в виртуальный мир.

Новые медиа, личность, идентичность, кризис идентичности, цифровизация

Короткий адрес: https://sciup.org/170188600

IDR: 170188600   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-2-192-195

Текст научной статьи Новые медиа и кризис идентичности личности

Во второй половине XX века внедрение новых и совершенствование существующих информационно-коммуникационных технологий приводит к медиатизации общества. Формируется новая форма общественных отношений, трансформируются способы коммуникации, меняются сферы деятельности людей, происходит изменение способов представления информации. Появляются новые медиа, отличающиеся мультимедийностью, гипертекстуальностью, конвергенцией. Преимущества новых медиа позволяют оперативно размещать информацию, представлять большее количество данных, взаимодействовать с пользователями. Сегодня в рамках одного Интернет-ресурса человек может осуществлять различные виды деятельности, например, получение информации, приобретение интересующих товаров, организацию своего досуга (игры, просмотр видеороликов, фильмов и т.д.), общение с людьми, находящимися в различных точках мира.

Изменение моделей коммуникации влекут за собой трансформацию способов конструирования реальности и картины мира человека вследствие чего привычные способы личностной идентификации сегодня оказались малоэффективными: утрачивается «онтологическая почва» и нравственные ориентиры, происходит дистан- цирование индивидуального от социального.

В эпоху глобализации вопрос об идентичности становится все более актуальным, поскольку вживаясь в культуру эпохи, обладая огромным массивом знаний, получаемым благодаря современным технологиям и Новым медиа, и выходя за сдерживающие рамки локальных этнических традиций, человек начинает вбирать разрозненные основания идентичности: «Смена культурной парадигмы поставила человека в положение "на границах" временных и темпоральныхъъъ структур, "размывание" границ которых сопровождается высокой коммуникативностью, преодолением замкнутости традиционных культур и этнических, гендерных, эстетических стереотипов, плюрализмом культурных кодов и множественностью смыслов» [1, с. 247].

В процессе глобализации и под воздействием информации, транслируемой Новыми медиа, происходит смещение объектов идентичности. Сегодня «Своей» человек может считать совершенно любую, наиболее понравившуюся группу, вне зависимости от того, может ли он к ней принадлежать или нет: «Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами – и это дает ему чувство общности и "при- надлежности"» [2, с. 26]. Представителей аудитории Новых медиа образуют такие группы, объединенные общими ценностями.

В условиях перехода к информационному обществу ученые начали рассматривать феномен множественной идентичности, говоря о том, что под воздействием большого потока информации у человека может формироваться множество идентичностей. Если мозаичное сознание базируется на обрывках информации, то множественная идентичность заключается в децентрализованностиъъъ самоотождеств-ленияъъъ человека. Так, если в XIX веке идентичностью называли внутреннюю непрерывность и тождественность личности, то сегодня можно говорить об идентичности как о синтезе предлагаемых, а иногда даже навязываемых норм, ценностей, представлений о внешнем мире и, в соответствии с ним, о себе. Представители аудитории Новых медиа последовательно вживаются в образы героев материалов и стремятся к уровню своей жизни предъявлять такие же требования, как и у тех, о ком говорится в материалах. Происходит гиперинтроекция, базирующаяся на проникновении внешнего мира во внутренний. Более того, у любого представителя аудитории Новых медиа есть возможность создавать контент, посредством которого он может транслировать свою картину мира и находить единомышленников.

Чем больше человек погружается в социальную среду, тем более дифференцированы объекты его самоидентификации. В процессе самоидентификации современный человек одновременно может отождествлять себя с одними группами людей, наиболее близкими ему, и дистанцироваться от остальных. Основой для идентификации может стать любой аспект жизнедеятельности человека, от привязанностей и установок его ближайшего окружения и до некой коллективной идеи, распространяющейся в обществе. Сегодня это проявляется наиболее ярко, поскольку человеку посредством Новых медиа предоставляются множество возможных объектов для самоидентификации, начиная с отождествления себя со своей профессио- нальной группой и заканчивая участием в ролевых играх, где каждый волен выбирать того персонажа, которого он хотел бы представлять.

В жизни общества происходят стремительные изменения, связанные с возрастающим потоком информации, изменением скорости жизни, ведущим к образованию совершенно нового стиля мышления, сменой ценностных ориентаций. Вследствие чего современному человеку достаточно проблематично адаптироваться к социальной жизни. Средства массовой информации в этой ситуации становятся основным инструментом формирования культурного багажа людей, толкователями реальности, транслятором готовых шаблонов решения проблем любой степени сложности.

В то же время интернационализм Новых медиа ведет к тому, что человек, которому нравится стиль жизни представителей другой страны, начинает идентифицировать себя с гражданами этой страны, несмотря на территориальную и родовую принадлежность к совершенно иной этнической группе. Культурная идентичность человека – осознание себя как субъекта культуры, включение в культурные традиции, принятие ценностей и норм поведения, характерных для данной культуры. Однако глобализация также ведет к кризису идентичности личности, поскольку человек, стремясь соответствовать общим тенденциям времени, начинает контролировать, подчинять себе все, начиная с ритма собственной жизни и заканчивая чувствами и эмоциями. Так, человек теряет свою индивидуальность, пытаясь соответствовать требованиям социума, что тоже нередко ведет к кризису идентичности, а информационная среда усугубляет его глубину.

Как пишет социальный психолог Г.М. Андреева, кризис идентичности – это «особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность» [3, с. 223]. Современный исследователь Г.С. Прохоров-Малясов рассматривая кри- зис идентичности в рамках философской науки также отмечает, что кризис иден- тичности – это состояние «непонимания, отрешенности, отчуждения, в которых человек не может находиться длительное время, и которые, с необходимостью, побуждают индивида к поиску новых смы- словых ориентиров, чаще всего вне поля духовной сферы» [4], альтернативные смыслы и основания личностной идентичности ему сразу же предлагают Новые медиа. В результате в цифровой реальности у человека формируется альтернативная стратегия жизни, которая позволяет ему конструировать собственную личность и окружающую действительность в соответствии со своими воззрениями и пожеланиями. Как отмечают современные иссле- дователи «при этом часто пользователями игнорируются все моральные нормы и правила, что неминуемо порождает целый ряд негативных тенденций, таких как «эффект растормаживания», диссоциативная анонимность, невидимость, асинхронность, солипсическая интроекция» [5, с. 19]. Так же у человека начинает форми- включает в себя создание определенного образа «Я» в виртуальном пространстве, возможность его контроля и корректировки» [6, с. 270]. При этом возвращение из цифрового пространства в объективную реальность может привести к кризису идентичности, который заключается в пе- реосмыслении своего места и своих позиций в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми и зачастую результаты этого переосмысления проявляются в депрессии, безразличии, агрессивности, девиации поведения, инфантильности и слабости, стремлении к уходу от окружающего мира, а информационная среда усугубляет глубину этого кризиса.

Таким образом, развитие информационно-коммуникационных технологий и процессы, возникшие в результате медиатизации, становление Новых медиа и распространяемая ими информация приводят к трансформациям во всех сферах жизни общества и изменяют картину мира каж- дого отдельного человека, что нередко ведет, формированию сетевой идентичности а зачастую к кризису идентичности лично роваться сетевая идентичность, «которая сти.

Список литературы Новые медиа и кризис идентичности личности

  • Шапинская Е.Н. Избранные работы по философии культуры. - М.: ООО "Издательство "Согласие"; Артем, 2014. - 456 с.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990.- 271 с.
  • Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - №6 (20). - С. 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.11.2019)
  • Прохоров-Малясов Г.С. К проблеме кризиса духовной идентичности человека в информационном пространстве // Казанский государственный архитектурно-строительный университет. - 2015. - № 10. - С. 140-142.
  • Беленкова Ю.Н., Шкурихин В.Д., Лебедева С.Э. Актуальные проблемы "новых медиа" // Наука. Исследования. Практика: материалы международной научной конференции. - МГГЭУ - 2018. - С. 17-22.
  • Писаревская Н.С. Новые медиа и формирование "сетевой идентичности" личности // Медиа в современном мире. 58-е петербургские чтения: Сборник материалов Международного научного форума. В 2-х томах. СПб., 2019. - С. 269-270.
Статья научная