Новые местонахождения наскального искусства в горном массиве Оглахты (Хакасия)

Бесплатный доступ

В статье дается краткая характеристика крупнейшего комплекса наскального искусства Хакасско-Минусинской котловины в горном массиве Оглахты. Историко-культурная его ценность заключается не только в большом количестве изображений, но и в их многообразии, репрезентативности, наличии как характерных, так и уникальных сюжетов, образов и стилей. Информационный потенциал петроглифов Оглахты огромен, но выявлен лишь в очень небольшой степени. До недавнего времени в данном комплексе насчитывалось 8 отдельных местонахождений, из которых только три были отражены в публикациях сравнительно полно. Автором, документировавшим некоторые из них в 1990-х гг., недавно возобновлены систематические исследования комплекса. Основными задачами являются полная рекогносцировка территории горного массива (очень вероятны не только нахождение новых изображений в известных пунктах, но и обнаружение совершенно новых местонахождений); картографирование; документирование на современном уровне как ранее скопированных плоскостей, так и тех, что еще будут выявлены; систематизация архивных материалов; мониторинг сохранности и фотофиксация петроглифов на затапливаемых береговых скалах. В результате работ 2014-2015 гг. выявлены и документированы не только новые плоскости в ранее исследовавшихся пунктах, но и четыре новых местонахождения: одно (с изображениями оленей, лосей, бизона, диких баранов и дикой лошади, представляющими древнейшее искусство региона) - на береговых скалах и три (с изображениями личин эпохи энеолита - ранней бронзы, животных, антропоморфных фигур и знаков тагарской и тесинской культур, а также средневековья и этнографической современности) - во внутренних логах горного массива.

Еще

Наскальное искусство, хакасия, минусинская котловина, оглахты

Короткий адрес: https://sciup.org/14522237

IDR: 14522237

Список литературы Новые местонахождения наскального искусства в горном массиве Оглахты (Хакасия)

  • Заика А.Л. Личины с каплевидным оформлением глаз в древнем искусстве Северной Азии (вопросы генезиса, хронологии, семантики)//Архаическое и традиционное искусство Сибири: Проблемы научной и художественной интерпретации. -Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2014. -С. 34-37.
  • Кызласов Л.Р. Отчет о работе Хакасской археологической экспедиции МГУ в 1973 г. -М., 1974. (Рукопись). -Архив ИА РАН, Р-1, № 5096.
  • Миклашевич Е.А., Бове Л.Л., Зоткина Л.В., Солодейников А.К., Техтереков А.С. Исследование петроглифов древнейшего пласта на береговых скалах Оглахты в 2014 г.//Вестн. КемГУ. -2015. -Т. 3, № 1(61). -С. 55-65.
  • Савинов Д.Г. Тесинские «лабиринты» (по материалам могильника Есино III)//Древнее искусство Азии. Петроглифы. -Кемерово: КемГУ, 1995. -С. 22-32.
  • Советова О.С., Миклашевич Е.А. Хронологические и стилистические особенности среднеенисейских петроглифов//Археология, этнография и музейное дело. -Кемерово: КемГУ, 1999. -С. 47-74.
  • Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. -М.: Наука, 1980. -328 с.
  • Sher J. A., Blednova N., Legchilo N., Smirnov D. Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Répertoire des pétroglyphes d’Asie Centrale. -Fascicule No. 1: Siberie du Sud 1. -Paris: Diffusion de Boccard, 1994. -156 p.
Еще
Статья научная