Новые открытия близ Уштогайского квадрата

Автор: Подзюбан Е.В., Дей Д.Б.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Каменный век

Статья в выпуске: 271, 2023 года.

Бесплатный доступ

При участии костанайских краеведов в научный оборот вводятся археологические памятники, которые расположены на юге Тургайского прогиба, в 6,5 км к юго-востоку от с. Уштогай, на берегу озера Талдыаша (старица реки Сарыозен). В ходе предварительного обследования прилегающей к озеру Талдыаша территории было выявлено две зоны распространения находок, которые интерпретируются как стоянки Уштогай 1 и 2. Археологические находки на поверхности фиксировались с помощью GPS-навигатора и фотоаппарата. Зафиксированные на поверхности артефакты стоянки Уштогай 1 датируются эпохой неолита, а на стоянке Уштогай 2 - от энеолита до раннего железного века. Акцент в публикации делается на близкое расположение стоянок Уштогай 1 и 2 с геоглифами Уштогайский квадрат и Сандыктауская линия. Это, в свою очередь, позволяет поставить вопрос о потенциальных строителях геоглифов, а также наметить ряд перспективных задач в отношении дальнейшего изучения геоглифов, поскольку аналогичные места распространения находок каменного века известны и рядом с другими геоглифами.

Еще

Геоглифы, неолит, энеолит, тургайский прогиб, каменные изделия, пластины, отщепы, нуклеусы, фрагменты керамики

Короткий адрес: https://sciup.org/143182301

IDR: 143182301   |   DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.271.58-68

Текст научной статьи Новые открытия близ Уштогайского квадрата

Представители научно-исследовательского проекта «Turgay discovery» Д. Б. Дей и С. М. Козин в 2011 г. проводили рекогносцировочные обследования по берегу озера Талдыаша (старица реки Сарыозен), которое расположено в 6,5 км к юго-востоку от с. Уштогай (Амангельдинский район, Костанайская область). В ходе обследования они обнаружили археологические находки, представленные фрагментами керамики, изделиями из кости и камня. Эти артефакты в сентябре 2022 г. были переданы в Центр. Находки, собранные с поверхности на правом берегу озера Талдыаша, немногочисленны и преимущественно представлены пластинами-заготовками (рис. 1: 2, 4–6) и орудиями на пластинах, изготовленными из кварцитопесчаника и фтанита. Среди орудий на пластинах примечательна пластина с притупленным краем (рис. 1: 3), которая в типологической

Рис. 1. Находки со стоянок Уштогай 1 ( 2–6 ) и Уштогай 2 ( 1, 7–13 )

1, 8, 9, 12, 13 – фрагменты керамики; 2–7 – каменные изделия; 10, 11 – обломки изделий из кости систематике соотносится с эпохой неолита. Собранная с поверхности на левом берегу озера Талдыаша коллекция находок состоит из фрагментов керамики от позднего энеолита до раннего железного века (рис. 1: 1, 8, 9, 12, 13), каменных предметов, среди которых встречены отщепы-заготовки и технические сколы (рис. 1: 7), а также обломков изделий из кости (рис. 1: 10, 11). Знакомство с предоставленными коллекциями позволило предварительно определить их временную принадлежность: с правого берега озера – эпохой неолита; с левого берега озера – периодом от неолита до раннего железного века.

В начале октября 2022 г. при участии представителей научно-исследовательского проекта «Turgay discovery» сотрудники «Центра исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия» Управления культуры акимата Костанайской области осуществили внеплановое обследование этого места. Осмотр прилегающей к озеру Талдыаша территории позволил выделить две зоны распространения археологических находок (рис. 2). Каждая археологическая находка, лежащая на поверхности, фиксировалась с помощью GPS-навигатора и фотоаппарата. После размещения координатных точек в программе GoogleEarthPro были определены зоны распространения находок на поверхности.

Рис. 2. Местоположение стоянок Уштогай 1 и 2 ( А ) и геоглифов Сандыктауская линия ( Б ) и Уштогайский квадрат ( В )

На правом берегу озера расположена зона распространения находок № 1, а на левом – зона распространения находок № 2 (рис. 3).

Площадь зоны распространения находок № 1 (рис. 3: а ) составляет 15 437 кв. м. Артефакты лежат на гумусированной и хорошо задернованной поверхности и представлены каменными изделиями (40 экз.) преимущественно из кварци-топесчаника, а также в редких случаях – из фтанита. Среди каменных изделий встречены не только пластины-заготовки (рис. 4: 1–3 ) и орудия на пластинах, но также отщепы-заготовки и орудия на отщепах. Обнаружены на поверхности и продукты первичного расщепления – нуклеус (рис. 4: 5 ) и сколотая ударная площадка (рис. 4: 6 ). Помимо каменных изделий были найдены неорнаменти-рованные тонкостенные фрагменты керамики (2 экз.) с крупными зернами кварца в тесте (рис. 4: 4 ). Преобладание пластин-заготовок и орудий на пластинах из кварцитопесчаника в зоне распространения находок № 1 позволяет выдвинуть предположение о неолитическом происхождении материала.

Площадь зоны распространения находок № 2 (рис. 3: а ) составляет 9221 кв. м. В пределах зоны прослеживаются два вида задернованности. Первый вид отмечен преимущественно вдоль берега водоема и отличается высокой степенью задернованности, здесь произрастают дикие злаковые и ковыль. Для второго вида характерны слабая задернованность на серовато-черном гумусе и распространение низкорослой полыни. Находки встречаются преимущественно в пределах второго вида и представлены фрагментами керамики позднего энеолита ( Калиева, Логвин , 1997. С. 72–98) (рис. 5: 2 ), эпохи бронзы (рис. 5: 3 ) и раннего

Рис. 3. Стоянки Уштогай 1 (зона распространения находок № 1) и Уштогай 2 (зона распространения находок № 2)

Условные обозначения: а – границы зон распространения находок; б – распределение артефактов в пределах зон железного века (рис. 5: 1), а также пришлифованными изделиями из кости (рис. 5: 4–6) и единичными каменными предметами из кварцитопесчаника (рис. 5: 7). Орнаментированные фрагменты керамики позволяют предположительно датировать зафиксированный материал в диапазоне от энеолита до раннего железного века.

Зоны распространения находок интерпретируются нами как стоянки Ушто-гай 1 (зона распространения находок № 1) и Уштогай 2 (зона распространения находок № 2) (рис. 3). Культурный слой на этих стоянках частично или полностью разрушен. Кроме того, на поверхности стоянки Уштогай 2 обнаружен смешанный разновременный материал (от энеолита до раннего железного века), что характерно для большинства стоянок и поселений Тургайского прогиба. Следует уточнить, что в 90-е гг. прошлого века и на правом, и на левом берегу озера Талдыаша были сооружены арычные оросительные системы, следы которых сохранились до наших дней. В этой связи степень сохранности стоянок

Рис. 4. Находки со стоянки Уштогай 1

1–3, 5, 6 – каменные изделия; 4 – фрагмент керамики

Уштогай 1 и 2 оценивается как неудовлетворительная, поскольку сооружение оросительной системы для огородов привело к разрушению культурного слоя.

Дело в том, что природно-климатическая особенность Тургайского прогиба ( Бобоедова , 1971. С. 22, 23) такова, что накопление почвенного слоя в регионе проходит медленно, что, в свою очередь, обусловило плохую сохранность культурного слоя на большинстве памятников. Кроме того, в регионе следует отметить:

  • 1)    отсутствие многослойных стратифицированных поселений и стоянок, на которых культурные слои разделены стерильными прослойками;

  • 2)    культурный слой большинства поселений и стоянок полностью или частично разрушен;

  • 3)    отложения на большинстве памятников содержат смешанный разновременный материал (от мезолита до археологической современности);

  • 4)    антропогенная деятельность и эрозионные процессы за последние 70 лет ухудшили сохранность культурного слоя на большинстве памятников Тургай-ского прогиба.

Таким образом, выявленные и осмотренные стоянки Уштогай 1 и 2 не выпадают из общей канвы стоянок и поселений Тургайского прогиба. Отличительной и очень важной особенностью новых археологических памятников является их местоположение. Так, в 6,5 км к северо-западу от стоянок Ушто-гай 1 и 2 (рис. 2: А ) расположен геоглиф Сандыктауская линия (рис. 2: Б ),

Рис. 5. Находки со стоянки Уштогай 2

1–3 – фрагменты керамики; 4–6 – обломки изделий из кости; 7 – каменное изделие а в 7,5 км к северо-востоку геоглиф Уштогайский квадрат (рис. 2: В) (Логвин и др., 2011).

Со слов краеведа и первооткрывателя геоглифов Д. Б. Дея, аналогичные зоны распространения находок на территории Тургайского прогиба были обнаружены и вблизи других геоглифов в ходе экспедиций 2012–2019 гг. сотрудниками научно-исследовательского проекта «Turgay discovery». В частности, на берегу правого притока реки Шортанды, в 2,3 км к юго-западу от геоглифа Житика-ринская линия, были найдены каменные изделия (нуклеус, скребок на пластине, отходы производства) (рис. 6: 12, 15 ) и фрагмент верхней части сосуда (рис. 6: 1 ) предположительно позднего энеолита ( Калиева, Логвин , 1997. С. 72–98). Каменные изделия были выявлены и в 0,5 км к юго-западу от геоглифа Качарская линия, на берегу озера Узынколь. На правом берегу реки Ащитасты, в 2,4 км южнее геоглифа Малый Ашутастинский крест на поверхности были собраны как каменные изделия, так и фрагменты керамики разных эпох – от неолита до раннего железного века (рис. 6: 3, 6, 8, 10, 11, 14, 16–18, 20–22 ). Среди каменного инвентаря зафиксированы такие маркирующие эпоху неолита предметы, как симметричная трапеция и проколка со сломанным жальцем (рис. 6: 20, 21 ) ( Подзюбан , 2010. С. 22). Кроме того, каменные орудия и фрагменты керамики были обнаружены в 0,55 км юго-западнее геоглифа Дамдинская линия (рис. 6: 4, 7, 13 ), а также в 1,1 км восточнее геоглифа линия Косжен, на левом берегу притока р. Кабырга (рис. 6: 2, 5, 9, 19, 23 ).

Рис. 6. Находки близ геоглифов Житикаринская линия ( 1, 12, 15 ), линия Косжен ( 2, 5, 9, 19, 23 ); Малый Ашутастинский крест ( 3, 6, 8, 10, 11, 14, 16–18, 20–22 ), Дамдинская линия ( 4, 7, 13 ) 1 6 – фрагменты керамики; 7–23 – каменные изделия

Изложенные выше повторяющиеся факты, свидетельствующие о расположении в окрестностях геоглифов мест распространения находок каменного века, невозможно более игнорировать. Как представляется, необходимо обследовать окрестности аналогичных геоглифов, чтобы прийти к пониманию подобного соседства.

Следует пояснить, что на территории Тургайского прогиба и его бортах расположено 127 геоглифов. На юге Тургайского прогиба сосредоточено 75 % этих объектов (рис. 7: карта ). Геоглифы представлены преимущественно округлыми насыпями, которые сооружались через устойчивые промежутки в пределах одной фигуры. Среди фигур выделяются следующие виды: линия, крест, кольцо, свастика и квадрат. Высота насыпей – от 0,05 до 0,8, а диаметр от 5 до 13 м; и насыпей всегда нечетное количество – от 5 до 101.

Версии о функциональном назначении геоглифов были высказаны в труде «Ритуально-сакральные геометрические комплексы (“геоглифы”) Тургая» ( Логвин и др. , 2018. С. 89–93). Однако ни одна из представленных версий не подкреплена фактическим доказательством и должным образом не обоснована, чтобы снять следующие вопросы: какова цель появления геоглифов и какие методы и технологии применялись при их сооружении; построены ли геоглифы в один хронологический период или их строительство охватывает несколько периодов; какова во времени начальная точка возникновения геоглифов и носители каких культурных традиций причастны к их появлению.

Многолетние исследования в рамках проекта «Turgay discovery» и результаты обследования стоянок Уштогай 1 и 2 позволяют предположить, что рядом с геоглифами обитали их потенциальные строители, именно поэтому временной диапазон существования этих сооружений столь широк – от эпохи энеолита до раннего железного века. Археологические сведения дают возможность утверждать, что насыпи в степных просторах появились в эпоху энеолита. Однако не исключено и более раннее сооружение геоглифов, о чем свидетельствует выявленный там неолитический материал.

В этой связи открываются перспективные задачи последовательного и планомерного продолжения исследований геоглифов Тургая. Прежде всего, требуется осмыслить методы и технологию создания геоглифов как насыпных конструкций. Необходимо провести более подробную систематизацию геоглифов по внешним признакам и расширить их круг для датирования, чтобы получить устойчивые маркеры. А систематизация геоглифов по устойчивым признакам, в свою очередь, позволит выделить группы геоглифов (несомненно, создаваемых с различными целями и соответственно имевших различное назначение).

Накопление и сопоставление всех таких данных в совокупности с детальным анализом археологического материала предоставит возможность установить, как связаны между собой геоглифы, вблизи которых расположены зоны распространения находок каменного века, а также, если удастся, прояснить, кем были вероятные строители геоглифов и в какие эпохи геоглифы создавались.

Рис. 7. Расположение геоглифов на территории Тургайского прогиба (карта). Типы геоглифов ( 1–4 ) (по: Логвин и др. , 2018. С. 95) 1 – « Квадрат»; 2 – «Свастика»; 3 – «Крест»; 4 – «Линия»

Список литературы Новые открытия близ Уштогайского квадрата

  • Бобоедова А. А., 1971. Гидрография // Геология СССР. Т. 34. Кн. 1. М.: Недра. С. 25-32.
  • Калиева С. С., Логвин В. Н., 1997. Скотоводы Тургая в третьем тысячелетии до нашей эры. Кустанай. 180 с.
  • Логвин А. В., Шевнина И. В., Дей Д. Б., 2011. Геоглифы Торгая // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. № 1. С. 226-229.
  • Логвин А. В., Шевнина И. В., Сеитов А. М., Нетета А. В., 2018. Ритуально-сакральные геометрические комплексы ("геоглифы") Тургая. Костанай. 132 с.
  • Подзюбан Е. В., 2010. Каменные индустрии мезолитических и неолитических комплексов Кустанайского Притоболья: автореф. дис.. канд. ист. наук. Новосибирск. 30 с. EDN: QHDNIH
Статья научная