Новые палеоантропологические материалы эпохи неолита из памятника Венгерово-2
Автор: Зубова А.В., Поздняков Д.В., Чикишева Т.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Палеоантропология и палеогенетика
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522045
IDR: 14522045
Текст статьи Новые палеоантропологические материалы эпохи неолита из памятника Венгерово-2
В 2011 г. на памятнике Венгерово-2 под поселенческим слоем кротов-ской культуры (конец III – начало II тыс. до н.э.) обнаружен и частично исследован погребальный комплекс эпохи неолита (конец VI–V тыс. до н.э.) [Молодин и др., 2011]. Антропологические материалы из могилы № 1 опубликованы [Чикишева и др., 2011]. В 2012 г. неолитический комплекс был раскопан полностью. В результате получены новые антропологические материалы, которые являются объектом исследования данной работы.
В могиле № 2 был погребен мужчина 20–24 лет. Скелет сохранился практически полностью, за исключением правой руки и правой стороны грудной клетки. В связи с сохранностью большинства длинных костей скелета, удалось установить рост данного индивида – 176 см.
Череп мужчины имеет удовлетворительную сохранность (разрушен в области основания и височных костей). Он изучен по максимально полной программе.
Визуально череп не крупный, с умеренно выраженным рельефом.
Черепная коробка мезокранная, узкая (136 мм), средней длины (178 мм), средней высоты – при измерении от порионов (113 мм), высокая (140 мм) – от базиона. Лобная кость короткая (103,2 мм), средней ширины в коронарном диаметре (118 мм) и на уровне максимального сужения (97 мм). Изгиб лобной кости и угол ее наклона от назиона (80°) характеризуются средними величинами. Однако из-за выраженности надглазничного рельефа угол наклона лба, измеренный от глабеллы, имеет малую величину (70°). Наибольшей величиной из сегментов сагиттальной дуги является затылочный сегмент.
Лицевой отдел имеет среднюю высоту (верхняя высота 73 мм, полная высота 119 мм). Он широкий на верхнем (110 мм) и на среднем (108,5 мм) уровнях. К сожалению, скуловые дуги полностью разрушены, поэтому скуловой диаметр измерить не удалось. Орбиты очень низкие (29,8 мм) и широкие (от mf – 48,6 мм). Грушевидное отверстие узкое (22 мм)
и высокое (56 мм), с узкой спинкой (SC – 7 мм). Его нижний край имеет форму предносовых ямок. Судить о выступании носовых косточек над общим профилем лица и о строении переносья невозможно. На горизонтальных уровнях лицо умеренно профилированное в нижней части (zm – 133,7°) и несколько более выступающее – на уровне назиона (135,6°). При общем ортогнатном профиле (84°), альвеолярный отросток верхней челюсти резко выступает вперед (69°). Строение верхней челюсти характеризуется очень узким (23,7 мм) и длинным (52,5 мм) нёбом. Глубина клыковой ямки малая (0,5 мм).
Нижняя челюсть высокая и широкая, со средним наклоном ветви и средним выступанием подбородка.
В погребении № 4 найден скелет молодой женщины (25–30 лет). Длина тела, вычисленная для этого индивида, составила 155 см.
Череп женщины сохранился несколько хуже. Сильно повреждены и деформированы височные и затылочная области. Именно поэтому удалось установить далеко не все параметры мозгового отдела.
При визуальной оценке череп выглядит не крупным, грацильным, с плавными контурами обводов. Лобная кость средней ширины и упло-щенности, имеет большой наклон от назиона (76°) и от глабеллы (68°).
Лицевой отдел, как и у мужского черепа, средней высоты (верхняя высота 64 мм, полная – 104 мм), широкий (на верхнем уровне 105 мм, на нижнем – 96 мм), умеренно уплощенный на уровне назиона (138,2°) и субспинальной точки (132,5°). Общий лицевой угол несколько меньше (81°), однако отмечена тенденция к альвеолярному прогнатизму (66°). Грушевидное отверстие имеет среднюю высоту (50 мм) и ширину (24,8 мм), инфантильный нижний край. Переносье средней ширины (dc – 21,7 мм) и высоты (ds – 10,2). Носовые косточки узкие (sc – 7,2 мм), средней высоты (ss – 3,2 мм), умеренно выступающие над общим вертикальным уровнем лица (15°). Орбиты широкие (от mf – 43 мм), средней высоты (34 мм).
Строение верхней челюсти имеет сходную форму с черепом мужчины из погребения № 2.
Нижняя челюсть крупная, широкая, характеризуется большими параметрами высоты и ширины ветвей, а так же слабым ее наклоном.
Характеристики мужского и женского черепов аналогичны параметрам черепа из погребения № 1 этого же памятника [Чикишева и др., 2011]. Для них присущи плавные очертания мезокранной черепной коробки, умеренно выраженный рельеф надглазничного края и затылочной кости, широкое, невысокое и умеренно уплощенное лицо с резко выступающим узким альвеолярным отделом, а так же низкими и широкими орбитами.
Однако при всех индивидуальных отличиях данной серии (пока небольшой) необходимо отметить общее сходство погребенных из памятника Венгерово-2 с другими представителями неолитического населения Барабы [Чикишева, 2012].
Одонтологические особенности погребенных в могилах № 2 и 4 позволяют говорить о принадлежности к одному антропологическому пласту. Оба индивида отличаются сильным развитием краевых гребней лингваль- ной поверхности на центральных верхних резцах, выраженной редукцией гипоконуса на вторых верхних молярах и присутствием элементов системы Карабелли на первых зубах данного класса. У погребенного из могилы № 2 дополнительно представлены дистальные маргинальные бугорки на верхних вторых молярах и раздвоенность корней первых и вторых верхних премоляров.
На нижней челюсти обоих погребенных моляризованы коронки первых и вторых премоляров, отсутствует грацилизация первых моляров, фиксируются ямки протостилида на вестибулярных поверхностях всех моляров. У погребенного в могиле № 2 узор коронок первых моляров – «Y6», вторых – «Х4», третьих – «Х5». Здесь наблюдается дистальный гребень тригонида на первом правом моляре, а на втором присутствие признака установить не удалось. У женщины, из погребения № 4 первые и вторые моляры 5-бугорковые, с узором «Y», третьи – 4-бугорковые, с узором «Х». Установить наличие или отсутствие коленчатой складки метаконида в обоих случаях невозможно, однако, учитывая, что вторая борозда метаконида у погребенного из могилы № 2 впадает в фиссуру II, можно говорить об отсутствии изогнутости осевого гребня. Для индивида из погребения № 4 направление хода борозды установить не удалось. У него наблюдается предельная редукция дистальных бугорков третьего левого моляра верхней челюсти до двухбугорковой формы.
В строении зубной системы этих погребенных отмечено много архаичных особенностей.
У индивида из могилы № 2 наблюдается лингвальное отклонение вертикальной оси коронок верхних фронтальных зубов в сочетании с выраженными пальцевидными выступами на лингвальной поверхности. На премолярах верхней челюсти прослеживается выраженная дифференциация краевых гребней вестибулярной поверхности, что повлекло за собой выделение на обоих зубах маргинальных стилоидных бугорков мезиальной и дистальной стороны. Строение верхних моляров относительно прогрессивное. Здесь отсутствуют такие фены, как эпикриста, метаконулюс и «ласточкино гнездо», однако на первых зубах данного класса есть элементы задних ямок, а на вторых – как задних, так и передних.
На нижней челюсти зафиксированы лопатообразные резцы, дистости-лиды на вторых премолярах, элементы передних ямок на первых молярах, а также сформировавшиеся передние ямки и элементы задних на вторых и третьих зубах данного класса.
У индивида из могилы № 4 вертикальная ось коронок фронтальных зубов верхней челюсти не отклоняется лингвально. На медиальных резцах, как и у индивида из могилы № 2, фиксируются пальцевидные гребни лингвальной поверхности. Вестибулярной дифференциации коронки премоляров здесь нет, однако на мезиальном крае первых премоляров присутствуют краевые бугорки, образованные ветвлением центральной борозды, разделяющей лингвальный и вестибулярный бугорки.
На нижней челюсти из всего возможного набора архаичных фенов отмечены элементы задней ямки на третьих молярах и передние ямки – на вторых и третьих.
Набор патологических изменений зубной системы у погребенных из памятника Венгерово-2 включает в обоих случаях системное нарушение питания тканей пародонта, зубной камень практически на всех сохранившихся зубах. У индивида из погребения № 2 обнаружен кариес нижнего правого второго моляра и прижизненный скол эмали нижнего третьего моляра слева.
В целом, можно говорить о том, что одонтологический тип популяции, оставившей захоронения памятника Венгерово-2, относится к категории промежуточных: между западным и восточным одонтологическим стволом. Об этом свидетельствует сочетание в его составе маркеров высокой таксономической значимости, имеющих противоположные градиенты географической изменчивости частот. Лопатообразность верхних резцов является маркером восточного ствола, а вариант 2med(II) – западного. Представительность набора архаичных морфологических особенностей позволяет предположить, что эта промежуточность вызвана не метисацией контрастных в расовом отношении групп, а сохранением особенностей древних, недифференцированных в расовом отношении комплексов.