Новые петроглифы Монголии в долине реки Хойд Холцуут

Автор: Омирбек Б., Молодин В.И., Батболд Н., Черемисин Д.В., Ненахова Ю.Н., Ненахов Д.А.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: т.XXV, 2019 года.

Бесплатный доступ

Российско-монгольский археологический отряд в полевом сезоне 2019 г. проводил исследования петроглифических комплексов на северо-западе Монголии. Основные усилия были направлены на выявление позднеплейстоценового пласта наскальных изображений. В задачи входило, во-первых, проведение разведочных работ, во-вторых, представление общей оценки уже открытого памятника в обозначенном регионе. Местонахождение петроглифов на левом берегу р. Хойд Холцуут в 28 км от сомона Буянт расположено в узком каньоне, где плейстоценовые террасы прослеживаются только в его начале. Остальная часть долины в плейстоцене была необитаема для человека. Однако в голоцене она была достаточно обжитой: об этом свидетельствуют курганные насыпи, наличие петроглифов, характерных по своей стилистике для этого периода и пр. Отдельные изображения и многофигурные композиции выбиты на горизонтальных и полого спускающихся под острым углом плоскостях сильно патинированного коричневато-черного сланца. Воспроизведены образы быков, оленей, горных козлов, кабанов, хищников - волков и собак, преследующих и атакующих травоядных животных. К эпохе бронзы можно отнести изображения быков с характерными рогами, в т.ч. сомкнутыми, с копытами и хвостами, выполненными в манере, известной по памятникам наскального искусства Алтая (Калбак-Таш, Елангаш, Чаганка, Цаган Салаа, Бага-Ойгур и др.). Ряд петроглифов принадлежит эпохе раннего железного века или Средневековья. Выделение изображений, выполненных в архаическом стиле и сравнимых со стилем древнейших наскальных памятников Российского и Монгольского Алтая, на данном памятнике безосновательно.

Еще

Петроглифы, монголия, плейстоцен, эпоха бронзы, местонахождение хойд холцуут

Короткий адрес: https://sciup.org/145145584

IDR: 145145584   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.536-542

Текст научной статьи Новые петроглифы Монголии в долине реки Хойд Холцуут

Как показывает практика изучения наскальных изображений в зоне гор и степей Евразии в пространствах от Памира и Тянь-Шаня до Саяно-Алтая и Тибета – везде, где в горных долинах возникали и развивались местные культуры, основой которых, как правило, было подвижное скотоводство, повсеместно отмечены многочисленные петроглифические памятники. Местонахождения петроглифов различаются по насыщенности: известны скопления рисунков в долинах рек на протяжении десятков километров и в то же время распространены многочисленные небольшие по количеству рисунков памятники, приуроченные к локальным скальным выходам, вершинам гор, перевалам на транзитных путях. В научном плане и те и другие представляют очевидный интерес.

Весной 2019 г. российско-монгольский археологический отряд провел поиск новых местонахож- дений петроглифов на северо-западе Монголии. Один из таких комплексов был ранее исследован монгольским археологом Бихумаром Омирбеком в районе сомона Буянт (Баян-Ульгийский аймак, МНР) (рис. 1). Полученные материалы были использованы им при написании кандидатской диссертации [Омирбек, 2013].

Основной массив петроглифов сконцентрирован в долине левого притока р. Саксай Гол – Хойд Холцу-ут (рис. 1). Аналогичное название получило и данное местонахождение наскальных рисунков. Мы были приглашены для осмотра памятника с целью возможного нахождения там раннего (позднеплейстоценового) пласта изображений (речь шла о том, чтобы провести дополнительную разведку и дать общую оценку уже открытого местонахождения).

Местонахождение наскальных изображений находится примерно в 28 км от сомона Буянт, на ле-

Рис. 1. Месторасположение памятника Хойд Холцуут, Монголия.

Рис. 2. Фигуры козлов на гранитном валуне, Хойд Холцуут.

века или Средневековья. Ничего более узко датируемого здесь выявлено не было. Впрочем, не следует исключать, что дальнейшее детальное обследование этих мест даст дополнительные результаты.

По мере продвижения вверх по реке долина ее все более сужается, и тем не менее об ее активном обитании в голоцене свидетельствуют многочисленные курганные насыпи, сложенные, как правило, из аллювиального, окатанного валунника, встречающегося здесь в изобилии. Размеры и высота насыпей различны. Обнаружено и несколько явно поздних некрополей (небольшие по размерам подпрямоугольные насыпи, расположенные рядами). Отмечен один керексур, окруженный подпрямоугольной оградой.

Петроглифический памятник, о котором далее и пойдет речь, получивший в литературе название Хойд Холцуут, расположен вом берегу р. Хойд Холцуут, берущей начало в горах. Уже первоначальный осмотр долины показал, что это узкий каньон, где плейстоценовые террасы (очень небольшие по ширине) прослеживаются только в его начале. Остальная часть долины в плейстоцене представляла собой бурный поток, несущий огромные валуны, делающие каньон необитаемым для человека. Поэтому изначально было понятно, что искать там наскальные рисунки периода плейстоцена абсолютно бесперспективно. В настоящее время р. Хойд Холцуут представляет собой небольшой ручей, пробивающий себе путь среди нагромождения крупного аллювиального валунника.

Однако, несмотря на слабую растительность и сильнейшие ветра вдоль каньона, сейчас долина заселена. Большое количество юрт и зимников казахов и монголов встречаются очень часто по мере продвижения вглубь горного массива. Здесь, среди нагромождения аллювиальных валунов, пасутся стада овец, коз, сарлыков, реже лошадей. Очевидно, что и в голоцене долина была достаточно обжитой. Об этом свидетельствует, как нам представляется, древняя дорога, проложенная в долине среди скоплений валунов и функционирующая до настоящего времени. В самом начале дороги, у входа в ущелье, на левом берегу реки обнаружены гранитные валуны с изображением козликов (рис. 2). Они как бы маркируют вход в ущелье. Удалось даже выделить два таких скопления: координаты первого N 48°34’711.9’’, E 089°26’047’’, высота над ур. м. 2 279 м, второго N 48°35’047’’, E 089°24’515’’. Скопления, в принципе, можно обозначить как отдельные памятники. Вероятнее всего, они относятся к эпохе раннего железного 538

на левом берегу одноименной реки. Хорошим ориентиром является расположенное напротив скал с рисунками узкое ущелье, примыкающее к каньону с В. Координаты памятника N 48°36’038’’, E 089°17’831’’, высота 2 531 м над ур. м. Перед нами раскинулась достаточно обширное скалистое плато, протянувшееся вдоль реки приблизительно на 700–800 м к С.

Рисунки выполнены на отполированных до зеркального блеска небольших темно-коричневых плоскостях. Похоже, что сравнительно небольшие размеры рисунков были продиктованы именно размерами плоскостей. Наскальные изображения памятника – это в основном фигуры животных, выбитые на горизонтальных и полого спускающихся под острым углом плоскостях сильно патинированного коричневато-черного сланца (рис. 3, 4). Представлены как отдельные изображения, так и многофигурные композиции. Воспроизведены образы быков, оленей, горных козлов, кабанов, хищников – волков и собак, преследующих и атакующих травоядных животных. К эпохе бронзы можно отнести изображения быков с характерными рогами, в т.ч. сомкнутыми, с копытами и хвостами, выполненными в манере, известной по памятникам наскального искусства Российского и Монгольского Алтая (рис. 3–5) (Калбак-Таш, Елангаш, Ча-ганка, Цаган Салаа/Бага-Ойгур и др., достоверно датируемые эпохой бронзы) [Jacobson, Kubarev, Tseveendorj, 2001].

Выявлено одно антропоморфное изображение с поднятыми вверх руками без головного убора, показанное в фас (рис. 6). Фигура аналогична опубликованным исследователями многофигурным композициям с «танцорами» [Jacobson, 2006а, p. 24, fig. 1].

Рис. 3. Академик В.И. Молодин копирует многофигурную композицию эпохи бронзы.

Рис. 4. Многофигурная композиция эпохи бронзы, Хойд Холцуут.

Найдено также несколько ярких композиций скифского времени с изображениями оленей с ветвистыми закинутыми за спину рогами и клювовидной мордой. Изображений других эпох обнаружено не было, хотя это, возможно, объясняется нашим достаточно кратковременным пребыванием на памятнике.

Памятник Хойд Холцуут уже изучался ранее. В 2005 г. в ходе работ над Атласом культурных древностей Монголии его посетила американский искусствовед Э. Якобсон, посвятившая петроглифам этого местонахождения специальную статью [Jacobson, 2006а] и упомянувшая его в числе «ма-

Рис. 5. Прорисовка многофигурной композиции эпохи бронзы Хойд Холцуута.

Рис. 6. Многофигурная композиция с антропоморфной фигурой.

леньких памятников» в последующей обзорной публикации [Jacobson, 2006b]. Исследовательница пришла к выводу, что на памятнике выделяются два периода, никак не связанные единой линией культурного развития. По ее мнению, самые ранние, крайне немногочисленные фигуры на скалах Хойд Холцуута были выбиты в «архаический период» (его исследовательница гипотетически обозначает как «поздний плейстоцен (?)» или как «ранний голоцен (?)») [Jacobson, 2006а, p. 25, 26] на осно-540

вании того, что фигура горного козла кажется ей сходной по стилю с древнейшими наскальными изображениями Европы и Центральной Азии (Ibid., fig. 2). Кроме того, ею упоминается, но не приводится в прорисовке или фотографии фигура животного, которое напоминает носорога из Арал-Толгоя [Ibid., p. 25; Кубарев, 2007]. Попытка Э. Якобсон на всех без исключения памятниках наскального искусства Северо-Западной Монголии увидеть ранний, «до-бронзовый» пласт петрогли- фов [Jacobson-Tepfer, 2013] понятна и заслуживает самого пристального внимания, однако в отношении Хойд Холцуута ее гипотеза не находит графических доказательств и противоречит геоморфологическим данным.

Следующий пласт наскального искусства в Хойд Холцууте Э. Якобсон справедливо связывает с бронзовым веком – «скорее, эпохой поздней бронзы, а то и всем периодом» [Jacobson, 2006а, p. 26]. К этому пласту рисунков отнесены фигуры быков, в т.ч. вьючных в «караванах», фигуры козлов, оленей, хищников. Помимо этого, очевиден пласт изображений раннего железного века – на публикуемом исследователями фото представлено характерное изображение кабана, трактованного в стилистике раннего этапа скифо-сибирского звериного стиля [Ibid.].

Монгольские и голландские исследователи в своих публикациях следуют идее Э. Якобсон об «архаике» и не связанной с ней поздней наскальной традиции, не вдаваясь в тонкости датировки по стилю и не настаивая на определении возраста петроглифов [Halbertsma, Omirbek, 2011].

Изучение памятника, проведенное в 2019 г. нашей исследовательской группой, позволило сделать ряд важных наблюдений и выводов. На наш взгляд, нет никаких оснований определять в петроглифах Хойд Холцуута изображения архаического стиля, сравнимые со стилем древнейших наскальных памятников Алтая, который был выделен В.И. Молодиным и Д.В. Черемисиным [1993, 1999] на юге Российского Алтая и который со всей очевидностью проявляется в памятниках Монгольского Алтая – Цаган-Салаа, Бага Ойгур. При культурно-хронологическом анализе этого замечательного памятника Д. Цэвээндорж и Э. Якобсон совершенно справедливо выделили на нем изображения, относящиеся к концу плейстоцена – началу голоцена [Jacobson, Kubarev, Tseveendorj, 2001]. Существенно увеличилось количество таких архаических изображений при их целенаправленном поиске российско-монгольско-французской экспедицией, проведенной в 2017 г. [Черемисин и др., 2018].

Да, линия живота у фигуры горного козла из Хойд Холцуута, на которую обращает внимание Э. Якобсон, не проведена по линейке, но ни по этому, ни по каким-либо иным критериям эта фигура не относится к древнейшему, кал-гутинскому стилю. К сожалению, невозможно оценить не приведенную Э. Якобсон «плохо различимую» фигуру животного, похожего на носорога из Арал-Толгоя. Эти заключения, сделанные исследователем и ее последователями, как и гипотеза о необитаемости долины в определенное время, объясняющая «лакуну» в пластах наскального искусства, нам представляются умозрительными, а «стилистическое» выделение раннего хронологического пласта ошибочным.

Что касается данных о репертуаре, распространенности и особенностях наскальных изображений памятника Хойд Холцуут, то наиболее полно они приведены в публикациях и кандидатской диссертации Б. Омирбека [2012, 2013]. Исследователем приведены сведения о распространенности петроглифов на территории 4 × 5 км и о фигурах в количестве 2 600–2 800 экз. в локальных урочищах. Они разделены на пять групп, выделены основные сюжеты (охота, скотоводство), которые связаны с эпохой бронзового века. Возможность отнесения петроглифов к плейстоцену или ранней поре эпохи бронзы не обозначена. Здесь следует добавить, что отчетливо фиксируется пласт наскальных изображений скифского времени.

Таким образом, как малые, так и содержащие тысячи фигур и композиций на скалах, валунах, останцах памятники наскального творчества и ритуальной деятельности древнего населения Центральной Азии представляют огромный научный интерес, раскрывая страницы древней истории. В любом случае в Хойд Холцууте мы имеем дело с замечательным местонахождением наскальных изображений, достойных специального монографического изучения и издания.

Работа выполнена в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН № 0329-2019-0003 «Историко-культурные процессы в Сибири и на сопредельных территориях».

Список литературы Новые петроглифы Монголии в долине реки Хойд Холцуут

  • Кубарев В.Д. Арал-Толгой: новый памятник наскального искусства Монголии // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2007. – № 1 (29). – С. 111–126.
  • Молодин В.И., Черемисин Д.В. Великолепные лошади блестящих скал Алтая // Природа. – 1993. – № 3. – С. 55–61.
  • Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. – Новосибирск: Наука, 1999. – 160 с.
  • Омирбек Б. Хойд Холцоотийн хадны зураг дахь тэрэгний дур дурслэл, он цагийн хамаарал // Studici Archaeol. Insituti archaeologici Academiae Scientiarum Mongoliae. – 2012. – Т. XXXII. – Fasc. 6. – P. 122–135 (на монг. яз.).
  • Омирбек Б. Монгол Алтайн нурууны Хойд Хөлцөөтийн хадны зургийн судалгааны асуудалд. – Улаанбаатар, 2013. – 18 р. (на монг. яз.).
  • Өмирбек Б., Золбаяр Г., Ансаган А. Баян-Өлгий аймгийн түүх-соёлын дурсгалууд. Фотоальбом. – Улаанбаатар, 2009. – 125 с. (на монг., каз., англ., рус., тур. яз.).
  • Цэвээндорж Д., Кубарев В.Д., Якобсон Э. Арал Толгойн хадны зураг (Петроглифы Арал-Толгой (Монголия). Petroglyphs of Aral Tolgoi (Mongolia)). – Улаанбаатар, 2005. – 204 с. (на монг. яз.).
  • Черемисин Д.В., Молодин В.И., Зоткина Л.В., Цэвээндорж Д., Кретэн К. Новые исследования раннего пласта наскального искусства Монгольского Алтая // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2018. – Т. 17. – Вып. 3: Археология и этнография. – С. 57–77.
  • Halbertsma T., Omirbek B. Petroglyphs of Kholtsootin Gol Valley (Mongolia) // INORA. – 2011. – N 60. – P. 1–7.
  • Jacobson E. A new petroglyphic complex in Bayan Olgiy Aimag, Mongolia // INORA. – 2006а. – N 45. – P. 23–26.
  • Jacobson E. Rock Art Research in Mongolia 2005–2009 // Rock Art Studies News of the World IV. – 2006b. – P. 164–195.
  • Jacobson-Tepfer E. Late Pleistocene and Early Holocene Rock Art from the Mongolian Altai: The Material and its Cultural Implications // Arts. – 2013. – Iss. 2. – P. 151–168.
  • Jacobson E., Kubarev D.V., Tseveendorj D. Mongolie du Nord-Ouest. Tsagan-Salaa/Baga-Oigor. Répertoire des petroglyphes d’Asie Centrale // JAS. – N 6, Textes et Figures. – P., 2001. – 481 p.
Еще
Статья научная