Новые подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал в управлении современных организаций
Автор: Буров В.В.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Вопросы экономики и управления
Статья в выпуске: 2 (55), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются теоретические проблемы исследования человеческого капитала, анализируются особенности экономической оценки инвестиций в человеческий капитал. Статья содержит ряд авторских дискуссионных положений и теоретических постановок, связанных с совершенствованием действующей программы исследования человеческого капитала, а также его оценки; предлагается конкретный метод количественной оценки человеческого капитала.
Человеческий капитал, эффективность инвестиций в человеческий капитал, менеджмент современной организации
Короткий адрес: https://sciup.org/14119980
IDR: 14119980
Текст научной статьи Новые подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал в управлении современных организаций
Н а современном этапе ключевым источником повышения эффективности менеджмента организации становится нематериальный капитал и его важнейшая составляющая – человеческий капитал, масштаб и качество которого в существенной и возрастающей степени определяют основные параметры и социального, и хозяйственного развития.
В связи с этим возникает задача, связанная и с повышением эффективности инвестиций в человеческий капитал, и с выбором критериев экономической оценки эффективности таких инвестиций.
Одна из первых попыток создания такой концепции была предпринята Г. Беккером в книге «Человеческий капитал» (1964). Значение этой книги состоит в том, что в ней впервые методами эмпирического анализа было исследовано влияние фактора образования на уровень доходов работников. Автором впервые было доказано, что умственный, или «ин- формационный», труд более продуктивен по сравнению с простым, ручным трудом.
Вместе с тем, и в работе Г.Бэккера и в работах других исследователеймотивы и цели человека, вкладывающего деньги в свое образование, здравоохранение, мобильность остались теми же, что у экономистов классической школы - получение максимального дохода, или, точнее, максимальной доходности инвестиций. Тем самым человек рассматривается лишь как некоторый «станок», или некоторый капитальный актив, вложение денег в который обеспечивает в будущем определенный поток доходов организации. Этот «актив», отождествляемый в трактовке Беккера и других исследователей с человеком, и представляет собой человеческий капитал.
А так как в общем плане капитал – это ценность, приносящая поток доходов, то и человеческий капитал – это тоже ценность, приносящая поток дохо-
Как цитировать статью: Буров В.В. Новые подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал в управлении современных организаций // Вестник Академии права и управления. 2019. № 2(55). 108–111 с.
дов. Именно исходя из такого подхода, как правило, и проводится оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал. То есть, оценку эффективности инвестиций в человеческий капитал проводят с использованием общепринятых критериев:
– коэффициент эффективности, дисконтированный коэффициент эффективности, срок окупаемости, дисконтированный срок окупаемости, индекс доходности, дисконтированный индекс доходности, чистая приведённая стоимость, внутренняя норма доходности и т.д.
Таким образом, выделяются затраты на формирование человеческого капитала и оценивается поток доходов, и на этой основе рассчитывается эффективность инвестиций в человеческий капитал.
То обстоятельство, что образование, здоровье человека все чаще служат самоцелью человека, а не только средством получения доходов, вовсе не учитывается. В то же время, мы всё чаще сталкиваемся с ситуацией, когда формирование человеческого капитала является не средством получения более высоких доходов, а самоцелью. Очевидно, что даже среди нас многие получают высшее образование вовсе не для того, чтобы больше получать или даже работать. Необходимо учитывать и такие факторы как самооценка, социальный статус, круг общения и т.д.
Очевидно, что общепринятые способы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал это обстоятельство не учитывают.
Мы предлагаем новый подход к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал. Его суть заключается в том, что конечной целью человека является не доход или наслаждение, а высшая деятельность, которая отличает его от животного мира. Человек ценен для общества своей реализованной способностью к мыслительной и духовной деятельности, к творчеству. Чем сильнее развита эта способность, тем в большей степени он является собственно человеком, тем выше эффективность инвестиций в человеческий капитал. Реализованную способность к высшей деятельности, мышлению, творчеству мы называем человеческим капиталом.
При таком подходе продуктом человеческого капитала являются не материальные блага или поток доходов, а сама высшая деятельность человека. Если доход измеряется в денежных единицах, а наслаждение - в гипотетических единицах полезности, то высшая деятельность - ее продолжительностью во времени. Таким образом, сам человеческий капитал и поток порождаемых благ имеют одну и ту же социально-экономическую сущность и измеряются в одинаковых единицах - в единицах творческого времени.
При таком подходе меняются и критерии оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал: образование, здоровье, социальный статус и т. д., которые могут рассматриваться не как инструменты, обеспечивающие повышение дохода, а как самоцель.
Достоинством такого подхода оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал является и то, что в ней определен и обоснован количественный показатель, который служит целевым показателем для человека в информационном обществе. Этим показателем является творческое время, т.е. время, в течение которого человек занят высшей деятельностью.
В рамках концепции творческого времени стало возможным учитывать цели человека, которые не вписываются в традиционную теорию человеческого капитала Беккера. Важнейшими из них являются здоровье и социальный статус. Образование, здоровье и социальный статус мы рассматриваем и моделируем как равноправные факторы человеческого капитала. Отдельно предлагаем рассматривать семейный статус как частный случай социального статуса.
Таким образом мы предлагаем конкретный метод количественной оценки человеческого капитала. Практическая применимость теоретических выводов работы является, на наш взгляд, серьезным аргументом в пользу обоснованности концептуальных положений предложенной теории.
Каков же наш подход к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал?
Мы всё время жизни человека предлагаем разделить на две составляющие: биологическое и социальное. Это деление мы производим на основании того, что человек в определённые моменты времени в разной степени реализует свои высшие мыслительные способности, а в другие моменты его деятельность сводится к чисто биологическим функциям.
Социальное время мы определяем как время жизни человека, в течение которого он занят высшей мыслительной, творческой деятельностью, т.е. выполняет функции, которые в принципе не могут выполнять животные или машины.
Результаты творческой деятельности человека по нашему мнению принимают следующие основные формы:
-
а) материальные продукты творческого процесса (книги, картины),
-
б) услуги квалифицированных специалистов (учителей, врачей),
-
в) управленческие решения (в бизнесе, государственном управлении),
-
г) устное повествование (в общении с друзьями, родственниками),
-
д) увеличение творческого потенциала человека (результатом творческих усилий обычно является повышение способностей к творчеству) и др.
Времяжизни человека, которое не является социальным, т.е. в течение которого он не осуществляет высшую мыслительную деятельность, мы называем биологическим временем.
Основные формы биологического времени, как представляется (виды издержек человека) следующие:
-
1. Время сна.
-
2. Простые трудовые функции в сфере наемного труда и в домашнем хозяйстве.
-
3. Пустое времяпровождение.
-
4. Вынужденное ожидание. Сюда относятся вынужденные потери времени в очередях, в транспорте и пр.
-
5. Время болезни.
По своей экономической сущности биологическое время представляет собой потерю части жизни человека, или его издержки, выраженные в единицах времени. Социальное же время отражает чистый полезный результат жизнедеятельности человека, поэтому оно по своей сути аналогично прибыли. Соответственно, астрономическое время жизни человека, равное сумме социального и биологического времени, можно уподобить выручке человека.
Исходя из такого подхода следует, что чем выше продолжительность социального времени и чем ниже продолжительность биологического – тем выше эффективность инвестиций в человеческий капитал. При этом особо хочется отметить, что отнюдь не всегда продолжительность социального времени определяется количественными, в частности, макроэкономическими показателями.
Проведем сравнение нашего показателя благосостояния с показателями объема ВВП на душу населения и среднедушевого дохода по ряду позиций.
-
1. Денежный доход не представляет собой блага как такового, он является лишь необходимым, но не достаточным условием реализации высшей творческой деятельности. Вместе с тем, социальное время является абсолютным благом, а его суточная продолжительность определяется рядом факторов, таких как здоровье человека, его доход, мобильность и пр. Таким образом, доход индивида представляет собой вторичное благо, которое совместно с другими благами создает ему условия для занятия творческой деятельностью.
-
2. Стоимостные индикаторы благосостояния не отражают и не могут отражать важнейший гуманистический принцип, рассматривающий человеческое существо как высшую ценность. Так, объем ВВП на душу населения при прочих равных условиях уменьшится при рождении ребенка, что говорит об уменьшении общественного благосостояния. В рамках же нашего подхода сокращение круга доступных предметов личного потребления компенсируется общением с ребенком, или, точнее, потреблением дополнительного объема социального времени, полученного в результате рождения ребенка.
-
3. Выбрав в качестве абсолютного и универсального измерителя благосостояния один час социального времени, мы получили возможность сравнивать уровни благосостояния двух индивидов, а также организаций и даже стран как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Точно так же в рамках нашего подхода смерть любого человека приводит к уменьшению общественного благосостояния на соответствующую величину социального времени.
Здесь мы не только избегаем процедуры сравнения покупательной способности доходов, но и автоматически учитываем институциональную специфику механизма распределения благ в обществе: особенности пенсионной системы, систем социального и медицинского страхования и пр. Применение на практике единых для всех стран алгоритмов измерения бюджетов времени индивидов и их семей позволит повысить достоверность исследований в области межстрановых сравнений благосостояния.
В то же время является очевидным, что социальное время является функцией дохода. С увеличением дохода сокращаются ежедневные потери времени индивида (простые трудовые функции, пустое времяпровождение, болезнь и пр.), а время его творческой деятельности (социальное время, благосостояние) увеличивается.
Тем не менее важным свойством данной функции является ее ограниченность. С ростом дохода ее значения стремятся к некоторой величине, которую мы определяем как творческий потенциал личности. Это число отражает максимально возможную продолжительность творческой деятельности в течение суток, которая может быть достигнута при неограниченном доходе индивида в краткосрочном периоде и которая зависит от его природных способностей, здоровья, образования, а также от других факторов. Творческий потенциал личности может быть увеличен лишь в долгосрочном периоде.
Таким образом, в соответствии с нашим подходом имеются три способа организации увеличить человеческий капитал индивида, или три формы инвестиций в человеческий капитал:
Перечислим основные составляющие потерь нерабочего времени, которые могут сокращаться в результате подобных инвестиций:
-
а) продолжительность пустого времяпровождения сокращается в результате получения образования, воспитания, систематических занятий творческой деятельностью и т.д.,
-
б) продолжительность рутинного труда наемного работника сокращается в результате получения диплома, который открывает возможности перехода на более интересную, содержательную работу и т.д.,
-
в) продолжительность времени болезни сокращается в результате улучшения здоровья, достигнутого в процессе медицинского и санаторно-курортного обслуживания и т.д.
-
3. Изменение продолжительности жизни индивида, или «длины» человеческого капитала. Любые денежные затраты, которые приводят к увеличению продолжительности жизни индивида, ведут к увеличению продолжительности социального времени.
Таким образом, мы выделили три основные формы инвестиций организации в человеческий капитал:
-
- инвестиции в доход увеличивают текущее благосостояние индивида, оставляя неизменной продолжительность его жизни,
-
- инвестиции в образование увеличивают благосостояние и творческий потенциал индивида за счет сдвига вверх кривой социального времени, продолжительность жизни остается неизменной,
-
- инвестиции в здоровье увеличивают продолжительность жизни индивида, не изменяя его доход, творческий потенциал и текущее благосостояние.
Во всех трех случаях временной объем человеческого капитала индивида увеличивается.
В качестве итога хочется отметить, что мы обосновываем другую концепцию человека в информационном обществе. Ее суть заключается в том, что конечной целью человека является не доход или наслаждение, а высшая деятельность, которая отличает его от животного мира. Человек ценен для общества своей реализованной способностью к мыслительной и духовной деятельности, к творчеству. Чем сильнее развита эта способность, тем в большей степени он является собственно человеком. Реализованную способность к высшей деятельности, мышлению, творчеству мы называем человеческим капиталом.
При таком подходе продуктом человеческого капитала являются не материальные блага или поток доходов, а сама высшая деятельность человека. Если доход измеряется в денежных единицах, а наслаждение - в гипотетических единицах полезности, то высшая деятельность - ее продолжительностью во времени. Таким образом, сам человеческий капитал и поток порождаемых благ имеют одну и ту же социально-экономическую сущность и измеряются в одинаковых единицах - в единицах социального времени.
Достоинством такой концепции человеческого капитала является то, что в ней определен и обоснован количественный показатель, который служит целевым показателем для человека именно в информационном обществе. Этим показателем является социальное время, т.е. время, в течение которого человек занят высшей деятельностью.
В рамках концепции социального времени стало возможным учитывать те цели человека, которые не вписываются в традиционную теорию человеческого капитала Беккера. Важнейшими из них являются здоровье и социальный статус. Образование, здоровье и социальный статус мы рассматриваем и моделируем как равноправные факторы человеческого капитала. Отдельно предлагаем рассматривать семейный статус как частный случай социального статуса.
Таким образом мы предлагаем конкретный метод количественной оценки человеческого капитала с позиции менеджмента современной организации. Практическая применимость теоретических выводов работы является, на наш взгляд, серьезным аргументом в пользу обоснованности концептуальных положений предложенной теории и является актуальной в управлении предприятиями и организациями.