Новые результаты исследования скального навеса Малишина стена в Черногории

Автор: Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А.А., Ульянов В.А., Козликин М.Б., Меденица И.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: т.XXV, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты археологических исследований стоянки Малишина Стена в 2019 г. Скальный навес расположен на севере Черногории в ущелье р. Чехотина. Первые раскопки на памятнике проводились в 1980-е гг. сербскими археологами. Возобновление исследований стоянки в 2017 г. связано с работами российско-черногорской экспедиции. В полевом сезоне 2019 г. раскопки проводились в центральной части навеса, где на площади 7 м2 были изучены литологические слои А, В1, В2 и С1. Новые результаты подтвердили высказанное ранее предположение о наличии в культурно-хронологической последовательности стоянки средне- и верхнепалеолитического комплексов. Первичное расщепление в каменных индустриях среднего палеолита из слоев С1, В2 и В1 ориентированно в большей степени на получение отщепов в рамках радиального, леваллуазского и бессистемного раскалывания. Орудийный набор включает как среднепалеолитические (скребла, ретушированные остроконечники), так и верхнепалеолитические (скребки, изделие с черешком) формы, но без признаков ориньякской морфологии. Хозяйственная деятельность обитателей навеса в этот период была ориентирована в первую очередь на промысел крупных травоядных животных. Для каменной индустрии из слоя А характерно развитое микропластинчатое расщепление. В орудийном наборе представлены формы, характерные для заключительного этапа верхнего палеолита - микропластины с притупленным краем, граветтоидные острия и мелкие скребки. Фаунистические остатки из этого слоя свидетельствуют о систематической рыбной ловле, а также об охоте на птиц и мелких млекопитающих.

Еще

Черногория, малишина стена, скальный навес, плейстоцен, палеолит, каменная индустрия

Короткий адрес: https://sciup.org/145145103

IDR: 145145103   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.095-102

Текст научной статьи Новые результаты исследования скального навеса Малишина стена в Черногории

Балканский регион, являясь транзитной территорией между центральной Европой и Малой Азией, играет важную роль в изучении палеолита западной части Евразии. Здесь находятся опорные памятники Бачо-Киро, Темната и Козарника в Болгарии, Аспрохалико и Клиссура в Греции, Крапина и Виндийя в Хорватии. Балканский полуостров состоит из трех основных ландшафтно-климатических зон: морское побережье Адриатического и Ионического морей; горная часть – Динарское нагорье, Далматинские горы, Карпаты, Родопы, Пинд; межгорные котловины и южные окраины Среднедунайской и Нижнедунайской равнин [Furlan, 1977]. Каменный век наименее изучен на западном побережье полуострова. В настоящее время на этой территории основными палеолитическими объектами являются многослойные стоянки под скальными навесами Црвена Стена, Биоче и Малишина Стена в Черногории. В последнее десятилетие заметно возросла интенсивность исследований каменного века в регионе, однако практически все работы связаны с изучением этих трех стоянок [Crvena Stijena…, 2017; Derevianko et al., 2017].

С 2008 г. разведочные и раскопочные работы на территории Черногории проводит российско-черногорская экспедиция Института археологии и этнографии СО РАН и Музея и галерей Подгорицы. Последние три года основным объектом исследований является скальный навес Малишина Стена, расположенный на севере страны, в верхнем течении р. Чехотина.

Долина Чехотины в районе навеса представляет собой ущелье с крутыми скальными стенами, зачастую отвесными и субвертикальными в своей нижней части на высотах 25–30 м над урезом воды. Глубина ущелья по бровкам составляет 95–100 м, ширина – ок. 150 м. Рыхлые отложения представлены крайне фрагментарно на относительно пологих (менее 30–35°) участках склонов в виде тонкого (10–30 см) делювиально-коллювиального чехла, удерживаемого благодаря кустарниковой растительно сти и редколесью (сосна с примесью ели, 96

в подлеске встречается лещина). Глыбы и крупный щебень склонового чехла преимущественно изо-метричной формы, будучи потревожены, они скатываются вниз по склону до самого днища долины. На отметках ок. 65–75 м над современным урезом реки по обоим бортам долины эпизодически встречаются останцовые скальные пики или плечеобраз-ные перегибы склонов, а также висячие долины малых безводных водотоков, привязанные к этому гипсометрическому уровню. Они маркируют, скорее всего, уровень древней долины Чехотины до начала ее интенсивного неотектонического врезания.

Скальный навес Малишина Стена представляет собой выемку в виде амфитеатра в отвесной стене нижней части ущелья (рис. 1). Ширина навеса по капельной линии – 32 м, наибольшая высота – 15 м, глубина до тыловой стенки – до 11 м. Дневная поверхность заполняющих нишу рыхлых отложений первоначально была субгоризонтальной или слабо наклоненной в сторону русла Чехо-тины, высота ее составляет ~10 м над современным урезом реки. В настоящее время верхняя часть современных отложений мощностью до 0,2–0,3 м удалена на значительной площади в процессе археологических работ предыдущих лет. За пределами капельной линии поверхность осадков под навесом через четкую бровку переходит в крутой (до 40°) склон с прямым поперечным профилем, подмываемый рекой. В нижней части склона на высоте до 0,5 м над урезом воды в основании уступа вскрывается коренной цоколь.

Первый этап изучения памятника проходил в 1980-е гг. Работы на стоянке велись специалистами из Центра археологических исследований философского факультета Белградского университета совместно с музеем г. Плевля на протяжении шести лет, в 1980–1982 и 1984–1986 гг. [Radovanović, 1986]. В ходе этих работ было заложено несколько раскопов, шурфов и разведочных траншей, общей площадью ок. 50 м2. Наиболее представительные коллекции археологического материала получены из западного (9 м2) и восточного (8 м2) раскопов.

Рис. 1. Общий вид на скальный навес Малишина Стена с правого борта ущелья р. Чехотина.

Сложная стратиграфическая ситуация не позволила исследователям провести корреляцию литологических подразделений между раскопами, однако на обоих участках было выделено по два комплекса находок палеолитического времени.

Нижний комплекс артефактов из слоев 15–9 в западном и слоев 3Б16–3Б13 в восточном раскопах был представлен радиальными нуклеусами, скреблами, ретушированными остроконечниками, боковыми скребками и резцами. Археологический материал сопровождался большим количеством фрагментов костей травоядных животных [Там же; Malez M., Malez V., Paunović, 1988]. На основании технико-типологических характеристик каменной индустрии этот комплекс датирован в интервале финала среднего – первой половины верхнего палеолита.

Верхний комплекс находок из слоев 4–2 в западном и слоев 3Б4–3Б1 в восточном раскопах включает значительно больше находок, чем из нижней части отложений. В нем присутствуют одноплощадочные и двуплощадочные нуклеусы для пластинок и микропластин, в орудийном наборе преобладают изделия из мелких пластинчатых сколов – двухсторонне ретушированные пластинки и пластинки с притуленным краем, мелкие ретушированные острия. Среди других орудийных форм наиболее многочисленными являются скребки и резцы. По ко сти из слоя 3Б1 получена 14С AMS-дата 13 780 ± 140 л.н. [Hedges et al., 1990]. Эти материалы были отнесены к кругу финальнопалеолитических индустрий Южной Европы [Radovanović, 1986]. Археологические находки сопровождались массовым палеонтологическим материалом, представленным ко стями мелких млекопитающих, птиц и рыб [Malez M., Malez V., Paunović, 1988].

Исследования стоянки были возобновлены в 2017 г. ро ссийско-черногорской экспедицией. В ходе работ 2017 и 2018 гг. в западной и центральной частях навеса был заложен раскоп общей площадью 17,5 м2, частично включающий в себя участки раскопов 1980 и 1984–1986 гг. (рис. 2, А). При сопоставлении нового разреза с ранее полученной для этой части стоянки стратиграфией возникли разночтения. В связи с этим была введена новая нумерация слоев, не связанная с разрезами 1980-х гг. Всего в новом разрезе было выделено восемь основных подразделений – литологиче-

Рис. 2. План стоянки Малишина Стена с указанием участков археологических работ ( А ) и стратиграфический разрез восточной стенки раскопа 2019 г. ( Б ).

ские слои A–F, в четырех из которых зафиксирован археологический материал.

В 2019 г. работы на памятнике продолжены в центральной части навеса, где к восточной стенке раскопа 2018 г. была сделана прирезка площадью 7 м2, включившая не изученный до конца участок работ 1980 г. Вскрытые на этой площади слои А, В1, В2, С1 и D по своим характеристикам в целом соответствуют описанным ранее стратотипам и представляют собой мощную щебнисто-дресвянистую толщу с заполнителем порового типа [Деревянко и др., 2017] (рис. 2, Б ). Границы между слоями проведены по изменению цвета заполнителя и концентрации обломочного материала. Слой А на участке работ 2019 г. был сильно поврежден в результате современной антропогенной и биогенной деятельности, а также продолжительного экспонирования, после удаления перекрывающей голоценовой толщи.

Слой D не содержал археологических материалов.

Коллекция из слоя С1 включает 216 каменных изделий и манупорт в виде гальки (см. таблицу). Нуклевидные формы представлены истощенным бессистемным ядрищем. Среди сколов, примерно в равном количестве представлены отщепы, пластины и пластинчатые снятия. Для отщепов в большей степени характерна гладкая остаточная ударная площадка, единичны экземпляры с точечной, линейной, двугранной или фасетированной площадкой. Огранка дорсала у отщепов в большинстве случаев продольная однонаправленная или ортогональная. Два техниче ских скола относятся к снятиям разжелвачивания и еще один – к сколам подправки ударной площадки. Подправка карниза площадки зафиксирована у 35 % сколов. Отходы производства (76 %) представлены в основном обломками, а также чешуйками и мелкими осколками. Орудийные формы включают два остроконеч- ника – леваллуазский (рис. 3, 1) и ретушированный (рис. 3, 9), орудие с черенком (рис. 3, 7), нож и пластину с ретушью.

В слое В2 найдено 279 каменных артефактов и галька-манупорт (см. таблицу ). Нуклевидные формы включают три обломка сырья с несколькими бессистемными снятиями и истощенное бессистемное ядрище. Среди сколов преобладают от-щепы, преимущественно мелкого размера. Для них характерна гладкая, реже двугранная или фасети-рованная остаточная ударная площадка. Огранка дорсала у отщепов в большинстве случаев гладкая, продольная однонаправленная или ортогональная. Среди технических сколов основную часть (7 экз.) составляют первичные снятия, отмечено также два краевых скола. Подправка карниза остаточной ударной площадки характерна для 34 % сколов. Отходы производства (80 %) представлены чешуйками, мелкими обломками и осколками. В числе изделий с вторичной обработкой диагональное скребло (рис. 3, 6 ), боковой скребок на отщепе (рис. 3, 10 ) и пластина с ретушью. Фаунистическая коллекция из слоя В2 включает 67 неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих.

В отличие от западного участка навеса, где слой В1 не содержал археологического материала, в центральной части грота в пределах этого слоя найдено 32 артефакта (см. таблицу ). Среди сколов преобладают мелкие отщепы, имеется несколько пластин. Отходы производства, составляющие большинство находок (81 %), представлены чешуйками, мелкими обломками и осколками. Кроме того в слое найдено 15 фрагментов костей животных.

Каменная индустрия из слоя А насчитывает 302 экз. (см. таблицу ). Нуклевидные формы включают восемь ядрищ и нуклевидный обломок. Среди них четыре одноплощадочных монофрон-тальных нуклеуса, предназначенных для производства микропластин. Первое изделие выполнено

Состав каменной индустрии стоянки Малишина Стена

Слой С1

Слой В2

Слой В1

Слой А

Всего

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

Гальки

1

0,5

1

0,4

2

Нуклевидные формы

1

0,5

4

1,4

9

3,0

14

Пластины

13

6,0

2

0,7

2

6,3

22

7,3

39

Микропластины

6

2,0

6

Пластинчатые отщепы

9

4,2

5

1,8

6

2,0

20

Отщепы

20

9,3

31

11,1

4

12,5

18

6,0

73

Технические сколы

3

1,4

9

3,2

6

2,0

18

Обломки, осколки

76

35,2

88

31,5

7

21,9

87

28,8

258

Чешуйки

88

40,7

136

48,7

19

59,4

141

46,7

384

Орудия

5

2,3

3

1,1

7

2,3

15

Всего

216

100

279

100

32

100

302

100

829

на небольшом треугольном сколе, массивный дистальный край которого усечен широкими сколами и подправлен мелкой краевой ретушью. С этой плоско сти по левому краю заготовки были сняты несколько микропластинчатых сколов (рис. 3, 8). Второй нуклеус оформлен на мелком удлиненном прямоугольном в поперечном сечении отщепе. Один из торцов заготовки преобразован в гладкую скошенную ударную площадку, с которой по двум смежным граням производились снятия микропластин (рис. 3, 12). Третье ядрище выполнено на удлиненном треугольном в поперечном сечении сколе. Один из его торцов пологой субпараллельной ретушью преобразован в слабовыпуклую ударную площадку, с которой по одному из ребер заготовки произведено микропластинчатое снятие. Последний нуклеус – подтреугольной формы, с естественной ударной площадкой и контрфронтом. Выпу- клый фронт несет негативы мелких пластинчатых снятий, направленных конвергентно к узкому основанию (рис. 3, 11).

Два изделия являются двуплощадочными моно-фронтальными нуклеусами для получения мелких пластинок и микропластин. Первое представляет собой прямоугольный обломок плитчатого сырья, на торцах которого единичными сколами оформлены гладкие слегка скошенные к контрфронту ударные площадки. Фронт несет негативы встречных микропластинчатых снятий, заходящих на одну из латералей. Одна из площадок имеет следы редукции карниза. Ядрище истощено, его эксплуатация прекращена из-за нескольких глубоких заломов (рис. 3, 13 ). Второе, небольшое прямоугольное уплощенное ядрище имеет слабовыпуклый фронт с негативами встречных мелких пластинчатых снятий (рис. 3, 15 ). Противолежащие ударные площад-

Рис. 3. Каменные артефакты из слоев С1 ( 1, 7, 9 ), В2 ( 6, 10 ) и А ( 2–5, 8, 11–15 ) стоянки Малишина Стена. 1 – леваллуазское острие; 2–4 – микропластины с притупленным краем; 5, 10 – скребки; 6 – скребло; 7 – орудие с черенком; 8, 11–15 – нуклеусы; 9 – ретушированный остроконечник.

ки прямые, оформлены единичными крупными продольными сколами, скошены к естественному контрфронту.

Для получения мелких пластинок использовались также двуплощадочные бифронтальные ядрища. Первое из них небольшого размера, ромбовидной в плане формы, уплощенное. Слабовыпуклый широкий фронт несет негативы мелких пластинчатых снятий. Ударные площадки гладкие, скошены к контрфронту (рис. 3, 14 ). Второе ядрище также небольшое, призматической формы, сильно истощенное. Ударные площадки гладкие, скошенные. С первой из них произведены снятия нескольких мелких пластинок, закончившиеся заломами. Со второй – на противолежащем фронте снят удлиненный скол, удаливший основной объем ядрища.

Среди сколов больше половины со ставляют пластины и микропластины. Отщепы представлены преимущественно мелкими сколами с гладкой остаточной ударной площадкой и продольной огранкой. Технические сколы включают снятия раз-желвачивания (4 экз.), реберчатую пластинку и скол подправки ударной площадки. Подправка карниза остаточной ударной площадки отмечена у 19 % сколов. К отходам производства (75 %) относятся главным образом чешуйки, а также мелкие обломки и осколки. Орудийный набор включает три микропластины с притупленным краем, концевой скребок на отщепе, нож, выемчатое орудие и пластину с ретушью. В слое найдено также 53 фрагмента неопределимых костей млекопитающих.

В целом результаты раскопочных работ 2019 г. подтвердили присутствие в культурно-хронологической последовательности Малишиной Стены двух комплексов – среднего и верхнего палеолита. В каменных индустриях из слоев С1, В2 и В1 первично е расщепление было ориентированно главным образом на получение отщепов в рамках радиального, леваллуазского и бессистемного раскалывания. Орудийный набор включает как среднепалеолитические (скребла, ретушированные остроконечники), так и верхнепалеолитические (скребки, изделие с черешком) формы, но без признаков ориньякской морфологии. В контексте финала среднего палеолита эти материалы ближе всего к каменным индустриям из скальных навесов Биоче (слои 2 и 1) и Црвена Стена (слои XVI–XII) в центральной части Черногории [Derevianko et al., 2017; Crvena Stijena…, 2017]. Хозяйственная деятельно сть обитателей навеса в этот период была ориентирована в первую очередь на промысел крупных травоядных животных, а для производства орудий использовалось местное сырье из галечника р. Чехотина.

Материалы из верхних слоев стоянки свидетельствуют об изменениях в стратегиях жизнеобеспечения и в производственной практике. Для каменной индустрии из слоя А характерно развитое микропластинчатое расщепление. В орудийном наборе представлены формы, типичные для заключительного этапа верхнего палеолита – микропластины с притупленным краем, граветтоидные острия и мелкие скребки. Имеются свидетельства систематической рыбной ловли, а также охоты на птиц и мелких млекопитающих. Помимо орудий из местного каменного сырья в индустрии представлены изделия из качественных халцедонов и яшмоидов, которые в окрестностях стоянки не обнаружены.

Список литературы Новые результаты исследования скального навеса Малишина стена в Черногории

  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А.А., Павленок К.К., Козликин М.Б., Ульянов В.И., Меденица И. Новые данные по каменной индустрии скального навеса Малишина Стена в Черногории (по результатам работ в 2017 году) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. - Т. XXIII. - С. 98-102
  • Crvena Stijena in cultural and ecological context: multidisciplinary archaeological research in Montenegro / ed. by R. Whallon. - Podgorica: Nat. Museum of Montenegro of MASA Publ., 2017. - 463 p
  • Derevianko A.P., Shunkov M.V., Bulatovic L., Pavlenok K.K., Ulyanov V.A., Kozlikin M.B., Kandyba A.V. New Findings on the Middle Paleolithic of the Eastern Adriatic: The Earliest Settlement at Bioce, Montenegro // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. 2017. - Vol. 45, N 1. - P. 3-14
  • Furlan D. The climate of southeast Europe // Climates of Central and Southern Europe. World survey of climatology. -Amsterdam: Elsevier, 1977. - P. 185-235
  • Hedges R.E.M., Housley R.A., Brouk C.R., Van Klinken G.J. Radiocarbon dates from Oxford AMS System: Archaeometry datalist 11 // Archaeometry. - 1990. - N 32 (2). - P. 213-214
  • Malez M., Malez V., Paunovic M. Kvartarna fauna Malisine stijene u kanjonu Cehotine (SR Crna Gora) // Naskrs. - 1988. - N 14 (24-25). - P. 109-117
  • Radovanovic I. Novija istrazivanja paleolita i mezolita u Cmoj Gori // Glasnik Srpskog arheoloskog drustva. - 1986. -N 3. - P. 63-77
Еще
Статья научная