Новые результаты исследования среднего палеолита в восточной галерее Денисовой пещеры

Автор: Деревянко А.П., Шуньков М.В., Козликин М.Б., Чеха А.М.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: XIX, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14522060

IDR: 14522060

Текст статьи Новые результаты исследования среднего палеолита в восточной галерее Денисовой пещеры

Археологические исследования в Денисовой пещере в 2013 г. проводились в центральной части восточной галереи. На данном участке были вскрыты до скального основания отложения литологических слоев 14–17, частично изученных в ходе работ прошлого года [Деревянко и др., 2012]. Из отложений слоев 14 и 15 получены достаточно представительные коллекции каменных изделий среднепалеолитического облика. В пределах стратиграфических слоев 16 и 17 археологический материал не обнаружен.

Коллекция каменных артефактов из слоя 14 насчитывает 2 177 предметов: 40 манупортов в виде галек (1,8 %), 9 валунов со следами расщепления (0,4 %), 6 нуклеусов и 7 нуклевидных форм (0,6 %), 783 отщепа (36,0 %), 1 123 обломка и 180 чешуек (59,9 %), 29 орудий (1,3 %).

Типологически выраженные нуклеусы представлены радиальными моно- и бифронтальными (рис. 1, 1 ) ядрищами. Изделия преимущественно округлой формы, сильно истощены, что затрудняет определение характера заготовки. Расщепление велось от ребра по всему периметру ядрища, без предварительной подготовки ударной площадки. Судя по последним негативам, с нуклеусов данного типа получали укороченные и короткие сколы мелкого и среднего размеров. Отдельно следует отметить моно-фронтальное ядрище подтреугольной формы, выполненное на массивном отщепе (рис. 1, 2 ). Изделие демонстрирует начальную стадию расщепления. На ребре заготовки с дорсальной стороны короткими широкими сколами оформлена круговая ударная площадка. Вентральная сторона скола несет негативы крупных целевых снятий.

В число нуклевидных форм входят также три крупных обломка с бессистемными снятиями и четыре массивных отщепа с негативами от единичных крупных сколов на вентральной стороне.

Многочисленную группу составляют отщепы. Анализ целых заготовок размером более 3 см в максимальном измерении (230 экз.) демонстрирует преобладание укороченных (48,7 %) и коротких (35,7 %) сколов. Менее представительны удлиненные отщепы – 15,6 %. Остаточная ударная площадка у сколов преимущественно гладкая (72,6 %) или естественная

Рис. 1. Каменный инвентарь из слоя 14 в восточной галерее Денисовой пещеры. 1, 2 – нуклеусы; 3 – скребло; 4 – выемчатое орудие.

(17,0 %), площадки с подправкой карниза единичны. По характеру огранки дорсальной поверхности доминируют отщепы с продольной однонаправленной огранкой – 35,7 %, вдвое меньше сколов с ортогональной и неопределимой огранками – по 18,7 %. Распространены сколы, сохранившие галечную поверхность на дорсальной стороне – с полным (12,6 %) или частичным (27,8 %) покрытием.

Заготовками орудий служили крупные укороченные и короткие от-щепы, реже удлиненные сколы, достаточно массивные в поперечном сечении. В ряде случаев использовались фрагментированные сколы. Основным приемом вторичной обработки являлась ретушь. Чаще всего использовалась дорсальная, краевая, крутая или полукрутая, чешуйчатая, средне- или сильномодифицирующая ретушь. Отмечено использование вентральной подтески.

В орудийном наборе преобладают скребла (8 экз.), представленные тремя продольными (рис. 1, 3 ), двумя поперечными и конвергентной формами, а также изделием déjeté и скреблом с лезвием на 3 / 4 периметра. Два скребла имеют подтеску ударного бугорка. Лезвия орудий преимущественно выпуклые. Единичным изделием представлен диагональный прямой нож с естественным обушком. Выемчатые орудия (6 экз.) оформлены ретушированным анкошем (рис. 1, 4 ), расположенным на поперечном, реже – на продольном крае заготовки. Зубчатые орудия с выпуклым лезвием (4 экз.) имеют продольную (2 экз.), диагональную или попереч ную форму. Шиповидные орудия (3 экз.) представлены в срединном (2 экз.) и угловом вариантах. Выделены также два орудия с вентральной подтеской дистального окончания и тронкированно-фасетированное изделие. Дополняют коллекцию два отщепа с ретушью и два фрагмента орудий.

В слое 15 найдено 2 502 каменных артефакта: 45 манупортов в виде галек и валунов (1,8 %), 4 колотые гальки (0,2 %), 9 нуклеусов и 12 нукле-видных форм (0,8 %), 809 отщепов (32,3 %), 1 457 обломков и 126 чешуек (63,3 %), 40 орудий (1,6 %).

Все нуклеусы радиальные – три монофронтальных и шесть бифрон-тальных. Ядрища демонстрируют разные этапы утилизации. Два нуклеуса оставлены на начальной стадии расщепления, когда крупная уплощенная галька оббита только с одной стороны и наполовину периметра. Фронт двух других ядрищ захватывает ок. 3 / 4 периметра гальки. Остальные нуклеусы сильно истощены, фронт распространяется на весь периметр ядрища, что затрудняет определение характера заготовки (рис. 2, 1 ). Во всех случаях расщепление осуществлялось от ребра, без предварительной подготовки места для нанесения удара. Судя по последним негативам, с этих нуклеусов получали укороченные и короткие сколы мелкого и среднего размеров.

Нуклевидные формы представлены пятью крупными обломками с бессистемными снятиями и семью массивными отщепами с негативами единичных крупных сколов на вентральной стороне (рис. 2, 2 ).

Анализ целых отщепов размером более 3 см в максимальном измерении (317 экз.) показал преобладание укороченных (47,9 %) и коротких (37,9 %) сколов. Удлиненных заготовок значительно меньше – 14,2 %. Остаточная ударная площадка у отщепов в большинстве случаев гладкая (68,5 %) или естественная (20,2 %), другие типы площадок менее представительны. Площадки с подправкой карниза не отмечены. Огранка дорсальной поверхности сколов преимущественно продольная однонаправленная (33,1 %), распространены отщепы с неопределимой (21,5 %) и ортогональной (16,7 %) огранками. На долю первичных отщепов приходится 11,7 % сколов, а частично сохранивших галечную поверхность – 40,0 %.

Орудия выполнены на коротких и укороченных, реже удлиненных сколах преимущественно крупного размера, достаточно массивных в поперечном сечении. Часто использовались фрагментированные заготовки. Ведущим приемом вторичной обработки является ретушь. Наиболее распространена дорсальная или вентральная, краевая, крутая или полу-

Рис. 2. Каменный инвентарь из слоя 15 в восточной галерее Денисовой пещеры. 1 – нуклеус; 2 – нуклевидное изделие; 3 – скребло; 4 – орудие с подтеской.

крутая, чешуйчатая, средне- или сильномодифицирующая ретушь. Часто использовалась вентральная подтеска.

Набор изделий с вторичной обработкой более многочисленный, но типологически менее разнообразен, чем в индустрии из вышележащего слоя. Скребла (2 экз.) представлены продольными формами с прямым лезвием (рис. 2, 3 ). Выемчатое орудие образовано ретушированным анкошем на продольном крае заготовки. Зубчатые орудия с прямым лезвием (4 экз.) оформлены в продольном (2 экз.), диагональном и поперечном вариантах. Шиповидные орудия (7 экз.) представлены срединными формами. Наиболее многочисленную группу составляют орудия с вентральной подтеской – 12 экз. У них в равной степени обрабатывался как продольный, так и дистальный (рис. 2, 4 ) край заготовки. Часто край, противоположный подтесанному, несет следы соударения с твердой поверхностью, что свидетельствует, скорее всего, об обработке на наковальне. Помимо типологически выраженных изделий в коллекцию входят шесть отщепов с ретушью и восемь фрагментов орудий.

Сравнительный анализ каменных индустрий из слоев 14 и 15 демонстрирует их полное сходство по основным технико-типологическим характеристикам, что позволяет рассматривать археологические материалы из этих слоев в рамках единого культурно-хронологического комплекса. Первичное расщепление в индустрии из слоев 14 и 15 исключительно радиальное, направленное на получение укороченных и коротких массивных заготовок. Специфичной чертой комплекса является использование объема вентральной выпуклости крупных массивных отщепов для производства одной или нескольких заготовок мелкого или среднего размера, что находит прямые аналогии в технике комбева. Среди сколов зафиксированы отщепы с ударными бугорками на двух плоскостях. Особенностью орудийного набора является представительная серия изделий с вентральной подтеской. В целом для орудийного набора характерны разнообразные формы скребел и ярко выраженный зубчато-выемчатый компонент.

Коллекция 2013 г. практически полностью сходна с материалами из слоев 14 и 15, полученными в результате раскопок 2012 г. Исключение составляют материалы из верхней части слоя 14, включающие серию плоскостных параллельных нуклеусов, подпризматическое и торцовое ядрища, а также несколько пластин [Там же, с. 81]. Ниже по разрезу подобные формы изделий не обнаружены.

В контексте палеолитических индустрий из восточной галереи в целом каменные изделия из слоев 14 и 15 заметно отличается от материалов из вышележащих плейстоценовых отложений. В первую очередь обращает на себя внимание высокая плотность залегания артефактов – более 17 тыс. экземпляров на 6 м2 площади раскопа, что сопоставимо с численностью всей палеолитической коллекции из центрального зала пещеры [Природная среда…, 2003, с. 114–146]. В технологическом плане к числу основных отличий индустрий из слоев 14 и 15 от палеолитических комплексов из вышележащих слоев относится преобладание радиального расщепления, как следствие этого – отсутствие пластин, небольшой удельный вес удлиненных заготовок и сколов с подправленными ударными площадками. В орудийном наборе преобладают зубчато-выемчатые формы.

Таким образом, в результате раскопочных работ последних двух лет из восточной галереи получены новые среднепалеолитические индустрии, обладающие рядом специфических черт, ранее не отмеченных в палеолите Денисовой пещеры.

Статья