Новые вызовы для рынка труда

Автор: Гишкаева Л.Л., Катаев А.А., Хехаева З.В.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 8 (78), 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу состояния и перспективам развития российского рынка труда в условиях становления новой, построенной на цифровых технологиях экономики. Определены факторы, определившие сдвиг в сфере трудовых отношений и распространении новых, нетрадиционных форм занятости, как неформальная занятость, занятость на условиях неполного рабочего дня. Исследованы проблемы, с которыми сталкивается система российского образования при подготовке кадров для цифровой экономики. Обоснована необходимость освоения цифровых компетенций, что будет способствовать эффективному развитию процессов цифровой трансформации во всех сферах жизнедеятельности общества.

Еще

Нетрадиционные формы занятости, Россия, рынок труда, цифровая экономика, цифровые компетенции

Короткий адрес: https://sciup.org/170183713

IDR: 170183713   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2021-8-40-43

Текст научной статьи Новые вызовы для рынка труда

Процессы происходящей цифровизации особенно затрагивают рынок труда, тая в себе как возможности, но и новые вызовы для общества. На современном рынке труда начинают широко распространяться такие нетрадиционные формы занятости как неполная занятость, самозанятость, фриланс, удаленная или дистанционная занятость, агентская занятость. И в таких условиях важнейшей задачей, стоящей перед российским государством, является подготовка специалистов, трудовые компетенции которых будут востребованы новой экономикой, построенной на цифровых технологиях. Решение данной проблемы прежде всего предполагает модернизацию образовательных программ на всех уровнях, формирование и внедрение программ дополнительного образования, обеспечивающих потребности цифровой экономики.

Сегодня мы можем наблюдать кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, обусловленные развитием цифровых технологий. Процессы цифровизации повсеместны и неизбежны, и особенно затрагивают рынок труда, так как заменяя в производстве человека они изменяют характер его трудовой деятельности и досуг, организацию труда и распределение рабочего времени. Внедрение цифровизации таит в себе не только колоссальные возможности, но и большие вызовы для общества.

В России по сравнению с другими государствами, несмотря на активную работу в данном направлении, отмечаются более низкие темпы применения цифровых технологий. Так, согласно полученным данным, в 2018 году в стране, несмотря на то что на промышленный сектор приходилось 40% ВВП и треть трудовых ресурсов страны, примерно 65% компаниями, относящимися к производственному сектору, не использовались возможности цифровых технологий. По сравнению с Китаем на российского рабочего обрабатывающей промышленности в 20 раз было меньше число промышленных роботов [1].

Исходя из данных ООН, не так давно по доступности онлайн-сервисов электронного правительства на Россию приходилось 32-е место рейтинга с показателем в 0,79 балла, тогда как максимальное значение его - 1, и только в 2018 году наша страна смогла попасть в список государств, имеющих наивысший уровень развития электронного правительства [2]. Отметим также, что при использовании сервисов электронного правительства между столицей страны и ее регионами отмечается разрыв, доходящий до 5 раз, указывая на необходимость активного внедрения государственных онлайн-услуг. Только 0,8 российских предприятий, относящихся к сектору ИКТ, согласно данным 2017 года, приходилось на тысячу человек, тогда как для развитых стран на 1 тысячу человек данный показатель в среднем был 2,7, что указывало на отставание страны в данной области [1].

Современная структура спроса на предоставляемые российскими вузами образовательные услуги, увеличивая число невостребованных рынком труда выпускников с гуманитарным или экономическим образованием, свидетельствует о несоответствии ее реальным потребностям в специалистах различного профиля отдельных компаний, регионов и в целом экономики страны. В таком случае проведение непосредственно на рабочем месте обучения или переобучения, получение дополнительного образования для получения востребованных рынком трудовых компетенций, конечно, не без некоторых затрат как работником или работодателем, или же другим лицом, для таких людей может быть решением сложившейся проблемы. Естественно, все это свидетельствует о недостаточной эффективности инвестиций в развитие человеческого капитала, так как получение полезного результата требует здесь дополнительных средств с повышением срока окупаемости данных затрат.

В рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2018 год отмечалось о необходимости кардинального обновления в стране структуры занятости, являвшейся неэффективной и архаичной; важности обеспечения граждан хорошей работой, мотивирующей их и дающей им достойный доход, предоставляющей условия для реализации своего потенциала [3].

Осуществить подготовку специалистов для нужд цифровой экономики, определение на ближайшие 15-20 лет перечня востребованных профессий, создание эффективных форм по переобучению персонала является задачей, стоящей сегодня перед российской системой образования и тре- бующая организации работы во всех структурах системы образования [2]. Для современного рынка труда нужно востребованное и наукоемкое образование, обладающее способностью быстрой адаптации под запросы рынка труда в новой экономике. В таких условиях актуальными станут связанные с «робото-коммуникацией» междисциплинарные образовательные программы, исходящие из взаимодействия человеческого ума и «интеллекта» робота, т.е. спрос вырастет на специалистов, деятельность которых связана с конструкцией и обслуживанием роботов, дизайнеров виртуальной реальности, юристов в области решения споров по деятельности роботов, психологов-цифровиков и т.д. [4].

Подготовка специалистов высокого класса требует организации взаимодействия образовательных структур и IT-сообщества. На сегодняшний день в Москве идет работа по созданию инновационно-производственного кластера без отраслевой принадлежности в качестве первого российского межотраслевого суперкластера, направленного на объединение в рамках единой IT-платформы IT-компаний, бизнес-инкубаторов, технопарков и академических институтов. Согласно намеченным планам, на цифровых платформах страны к 2025 году будет сформировано не менее 15 площадок, направленных на отработку «сквозных» технологий и не менее 50 «рынков» для ученых на базе вузов, научных организаций и предприятий, позволяющих повысит уровень подготовки специалистов [1].

Только в России, согласно расчетам экспертов, число людей, работающих удаленно, может достигнуть до 3-5 млн человек и дальше неуклонно расти. Уже к 2025 году цифровые технологии, интернет и «облачные технологии» могут иметь сильное влияние рынок труда, увеличивая количество профессий, связанных с умственной деятельностью. Основной формой занятости для недалекого будущего возможно станет «работа в облаке» [5].

Отмечаемые серьезные изменения, вызванные с внедрением информационных технологий в производство, требуют не только новых форм в системе управлении и организации производства, но и модернизации проводимой на рынке труда всей государственной политики. В первую очередь это затрагивает работу служб занятости, учреждения системы образования и подготовки кадров, деятельность которых должна способствовать снижению уровня безработицы. Актуальной становится задача применения «безусловного базового дохода» для перераспределения «квазиренты», которую могут получать при повсеместном внедрении цифровизации государство и предприниматели. Данный доход должен быть обеспечен гарантией со стороны государства и без всяких условий предоставляться для всего населения страны. На сегодняшний день в канадской провинции Онтарио, Финляндии, Германии в г. Утрех (Нидерланды), а также в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) такие эксперименты проводятся [1].

Нужно отметить также, что данный доход подразумевает в первую очередь поддержку занятости в таких областях, где труд является важным для общества, но не престижным. Но вопрос о «безусловном базовом доходе» остается на сегодня дискуссионным, вызывающим много споров о возможности появления в обществе иждивенчества и профессиональной деградации.

Возможности цифровых технологий все большим числом молодых специалистов, являющимися активными участниками рынка труда, рассматриваются как новые возможности, обеспечивающие им развитие и карьерный рост, реализацию своих интересов. Отмечается рост популярности таких нетрадиционных (неформальных) форм занятости как неполная занятость, самозанятость, фриланс, удаленная или дистанционная занятость, агентская занятость. Так называемая гиг-экономика -экономика совместного пользования, при которой формируется сеть людей, работающих без какого-либо официального тру- доустройства, могущих одновременно принимать участие в реализации нескольких проектах, планирующих и организующих самостоятельно свою занятость, начинает все более распространяться в современном мире [6].

Новые формы занятости приводят к необходимости освоения работниками, которые стремятся повысить свою конкурентоспособность на «новом» рынке труда, IT-компетенций. Развитие цифровых технологий приводит к изменению спроса и предложения на рынке труда, процесса как организации самой работы, так и ее содержательного наполнения. Для работников меняются условия труда, становящиеся менее привязанными к месту и времени ее выполнения. Изменению подвергаются и требования к работникам, и особенно это касается их цифровых компетенций, но пока еще отсутствуют точные требования к квалификации и компетенциям работникам. Несмотря на это нужно отметить, что развитие цифровых компетенций на сегодняшний день являться одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования, так как цифровая среда для любой из сфер деятельности становится неизбежной составляющей развития.

Как никогда становится актуальной задача по модернизации образовательных программ на всех уровнях, повышающих гибкость и адаптивность системы образования к меняющейся действительности, а также формирование и внедрение программ дополнительного образования, обеспечивающих потребности современной экономики. Овладение цифровыми компетенциями будет способствовать разработке и внедрению цифровых технологий, развитию цифровой трансформации во всех сферах деятельности, и в конечном счете, росту производительности труда в данных сферах и в целом развитию экономики страны.

Список литературы Новые вызовы для рынка труда

  • Дигилина О.Б., Тесленко И.Б. Трансформация рынка труда в условиях цифровизации // Вестник РГГУ: Серия "Экономика. Управление. Право". - 2019. - №4. - С. 171.
  • Садовая Е.С. Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - Т. 62. - № 12. - С. 35-45.
  • Послание президента Федеральному Собранию. 01.03.2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 25.05.2018)
  • Барабаш К.С. Влияние цифровой экономики на изменение рынка труда // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 6 (97). - С. 52-54.
  • Дегтярев А.В. Работа в облаке: оценка рисков и качество труда // Качество. Инновации. Образование. - 2017. - № 2. - С. 59-67.
  • Competing in the Digital Age: Policy Implications for the Russian Federation - Russia Digital Economy Report (Russian). World Bank Group. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/848071539115489168 /Competingin-the-Digital-Age-Policy-Implications-for-the-Russian-Federation-Russia-DigitalEconomy-Report (дата обращения: 20.09.2020).
Еще
Статья научная