Новый Эсхил: миф о Достоевском в философской прозе Вячеслава Иванова

Автор: Кибальниченко Сергей Александрович

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: История философии

Статья в выпуске: 3 (10), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринята попытка показать, что поэт и религиозный философ Вячеслав Иванов воспринял от Ницше мечту о новом Эсхиле, способном возродить дионисийскую трагедию-мистерию. У своего предшественника русский писатель позаимствовал и метод философствования, основанный на создании культурно-исторических мифов. С его помощью Ницше сотворил образ «деспотического логика» Сократа. По этим же лекалам русский мыслитель в 1910-е гг. скроил мифы о Толстом и Достоевском. Первому досталась роль Сократа, второму - Эсхила. Однако создаваемый миф необходимо было состыковать с историческими фактами. Эсхил и Достоевский творили в разных жанрах, а потому Иванову потребовался термин «роман-трагедия», призванный сгладить острые углы. Труднее было из Достоевского сделать дионисийского художника, вдохнувшего новую жизнь в эллинское предание о «страдающем боге». Но теоретик символизма «выявил» в романе «Бесы» «основной миф» о «Душе-Земле», ждущей небесного Жениха. Это есть не что иное, как одна из сюжетных линий ивановского мифа о растерзании Диониса. В книге о Достоевском, изданной в 1932 г., Иванов переработал ранние статьи, отказавшись от «славянофильских» идей в пользу католического гуманизма. Зато миф о новом Эсхиле был дополнен интересными деталями за счет того, что сюжет о «Душе-Земле» нашелся и в других романах Достоевского. Михаил Бахтин хорошо понимал мифотворческий, а не филологический характер концепции Иванова, о чем свидетельствует его оценка выдвинутых мыслителем идей.

Еще

Русская религиозная философия, дионисийский художник, новый эсхил, мифотворческий метод ницше, возрождение трагедии, основной миф, душа-земля, роман-трагедия, михаил бахтин

Короткий адрес: https://sciup.org/140297234

IDR: 140297234   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2022_3_58

Список литературы Новый Эсхил: миф о Достоевском в философской прозе Вячеслава Иванова

  • Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М.: Наука, 1989. С. 3–25.
  • Альтман М. С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб.: ИНАпресс, 1995.
  • Бакусев В. М. Лестница в бездну. М.: Культурная революция, 2012.
  • Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М.: Русские словари, 2000.
  • Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002.
  • Богданова О. А. Спор о Хромоножке: литература — театр — литература // Вопросы литературы. 2016. № 5. C. 191–213.
  • Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
  • Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999.
  • Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1993.
  • Грабар М. Михаил Бахтин и Вячеслав Иванов: литературоведческий диалог или взаимное непонимание? // Vjačeslav Ivanov: russischer Dichter — europäischer Kulturphilosoph / Hrsg. von Wilfried Potthoff. Heidelberg: Winter, 1993. S. 204–209.
  • Гаврилов И. Б., Кибальниченко С. А. Magnum opus Вячеслава Иванова в контексте современных научных исследований. О книге: Повесть о Светомире царевиче / Изд. подгот. А. Л. Топорков, О. Л. Фетисенко, А. Б. Шишкин. М.: Ладомир, Наука, 2015. 824 c. (Литературные памятники) // Христианское чтение. 2020. № 4. С. 151–170.
  • Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
  • Иванов В. И. Дионис и прадионисийство // Символ. № 65. Париж — Москва, 2015. С. 7–395.
  • Иванов В. И. [О «Легенде о Великом инквизиторе»] // Вячеслав Иванов: Архивные материалы и исследования. М., 1999. С. 75–80.
  • Иванов В. И. [Речь В. И. Иванова] // Вячеслав Иванов: Архивные материалы и исследования. М., 1999. С. 64–68.
  • Иванов В. И. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. Д. В. Иванова и О. Дешарт. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971–1987. Т. 1–4.
  • Иванов В. И. Эллинская религия страдающего бога // Символ. № 64. Париж — Москва, 2014. С. 5–202.
  • Иванов В. И. Эллинская религия страдающего бога. Глава IV // Новый путь. 1904. № 5, С. 29–40; Новый путь. 1904. № 8. С. 17–26.
  • Иванов И., свящ., Гаврилов И. Б., Титаренко С. Д., Титаренко Е. М., Сокурова О. Б., Маркидонов А. В. Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско- Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 338–355.
  • Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. Т. 7. Кн. 1. СПб., 1901.
  • Кибальниченко С. А. Мономиф в системе идей Джеймса Фрэзера и Вячеслава Иванова // Воронежская филологическая школа: история, традиции, современность. Воронеж, 2019. С. 104–110.
  • Кибальниченко С. А. «Основной миф» в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» (О чем спорили Вяч. Иванов и С. Н. Булгаков) // «Вой на и мир» Л. Н. Толстого: духовные константы и социальные переменные отечественной истории. Липецк, 2019. С. 193–199.
  • Кибальниченко С. А. Парадоксы восприятия образа Великого инквизитора в философской прозе Вячеслава Иванова // Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский — о судьбах мира и человечества поверх барьеров времени. Липецк, 2021. С. 75–80.
  • Кибальниченко С. А., Тернова Т. А. Рождение трагедии из культового дифирамба: жанровые искания Вяч. Иванова в трагедии «Прометей» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 3. С. 55–59.
  • Кибальниченко С. А. Языческая Книга Бытия. Трагедия Вячеслава Иванова «Прометей» как мифотворческий эксперимент. Липецк, 2017.
  • Котрелев Н. В. К проблеме диалогического персонажа (М. М. Бахтин и Вяч. Иванов) // Вячеслав Иванов: Архивные материалы и исследования. М., 1999. С. 201–210.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000. 960 с. (Вершины человеческой мысли).
  • Ницше Ф. Полн. собр. соч.: В 13 т. / Ин-т философии. М.: Культурная революция, 2005–2014.
  • Плюханова М. Б. Архаика Достоевского у Вяч. Иванова и его последователей // Историческое и надвременное у Вячеслава Иванова: К 150-летию Вяч. Иванова / Под ред. М. Плюхановой и А. Шишкина. Салерно, 2017. С. 103–130.
  • Сегал Д., Сегал- Рудник Н. «Ну, а по существу я ваш неоплатный должник». Фрагменты переписки В. И. Иванова с Е. Д. Шором // Символ. 2008. Париж — Москва. № 53–54. С. 338–403.
  • Сараскина Л. И. «Бесы»: роман- предупреждение. М.: Советский писатель, 1990.
  • Титаренко С. Д. Фаустовская природа мифа и сюжета искушения познанием в лирике Вячеслава Иванова // Окно из Европы: К 80-летию Жоржа Нива. М.: Три квадрата, 2017. С. 472–496.
  • Хюбнер К. Истина мифа / Пер с нем. М.: Республика, 1996. 448 с. (Мыслители ХХ века).
  • Шестов Л. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993.
  • Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М.: Наука, 1964.
  • Янц К. П. Жизнь Фридриха Ницше: В 3 т. / Пер. с нем В. М. Бакусева. М.: Культурная революция, 2017–2019.
Еще
Статья научная