Новый этап исследований местонахождения Усть-Белая (Прибайкалье)
Автор: Бердникова Н.Е., Воробьева Г.А., Бердников И.М.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XVIII, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521933
IDR: 14521933
Текст статьи Новый этап исследований местонахождения Усть-Белая (Прибайкалье)
В 2012 г. возобновлены археологические раскопки на известном местонахождении Усть-Белая, которое вошло в обширную археологическую и геологическую литературу как «многослойная стоянка Усть-Белая». Оно расположено в 100 км ниже от Иркутска в левой устьевой части р. Белой (левого притока р. Ангары) и занимает весь левобережный устьевой участок вдоль р. Белой (бельский участок) и прилегающую к нему территорию по левому берегу р. Ангары (ангарский участок).
Усть-Белая имеет продолжительную историю исследований, начиная с ее открытия в 1929 г. М.М. Герасимовым. Стоянка считается эталонной для понимания развития раннеголоценовых докерамических культур юга Байкальской Сибири [Мезолит..., 1971]. На территории Усть-Бельской стоянки находится также и одноименный могильник, состоящий из захоронений раннего неолита (китойская культура) и эпохи палеометалла [Георгиевская, 1989]. В последние десятилетия исследования Усть-Белой были ориентированы на определение хронологических позиций докерамичес-ких комплексов, в результате которых удалось подтвердить позднепалеолитический возраст нижних культурных горизонтов и выявить ряд неординарных природных событий конца позднего плейстоцена [Бердникова, Воробьева, Ощепкова, 1998].
Основными задачами нынешних исследований явились уточнение строения отложений и их генезиса, стратиграфической и возрастной позиции мезолитических и неолитических комплексов. Изучение отложений проведено Г.А. Воробьевой (Иркутский государственный университет), определение фаунистических остатков сделано Р. Лозеем (Университет Альберта, Эдмонтон, Канада).
Исследования проводились на двух поверхностях: 7–9-метровой и на 9-11-метровой террасах бельского участка («основная площадь» Усть-Бе-лой) [Бердникова, Воробьева, Ощепкова, 1998; Бердникова, 2001]. На 7– 9-метровой террасе к одному из раскопов 60-х гг. ХХ в сделана прирезка площадью 24 м2; на 9-11-метровой поверхности заложена зачистка-врезка в пределах раскопа 9.
Выработками вскрыто следующее строение отложений:
-
1. Профиль полноразвитой почвы – бурозем оподзоленный, состоящий из горизонтов AY-AEL-BM легкосуглинистого состава: горизонт AY – бурочерного цвета, задернованный; элювиальный горизонт AEL – белесоватосерый; горизонт BM – метаморфический, ярко-бурой окраски. Суммарная мощность профиля 0,50–0,60 м.
-
2. Эоловые пески. На 7–9-метровой поверхности они содержат серию погребенных примитивных почв. Поверхность их неровная, осложнена очагами выноса. Возраст этой песчаной толщи – раннеголоценовый. На 9-11-метровой поверхности пески перевеянные, рыхлые, сформировались в финале сартана. Мощность их 0,70–0,80 м.
-
3. Пойменные слоистые супеси - легкие суглинки, слабо переработанные почвообразованием и слабо криотурбированные, к ним приурочены XIV-XV-е к.г., 14С-даты - 11 930 ± 230 (ГИН-5329), 11 840 ± 75 (АА-36914), 11 765 ± 70 (АА-36951). Мощность до 0,40 м.
-
4. Пойменные супеси - легкие суглинки, слабооглеенные, с карбонатными и рассеянными железистыми конкрециями, слабо переработанные почвообразованием - XVIa, XVI к.г., 14С-дата - 15 300±800 (СОАН-4016). Мощность до 0,30 м.
-
5. Пойменно-болотные супеси, в нижней части с раковинами моллюсков. В верхней части отмечается слабая переработка почвообразованием – XVII, XVIII к.г. Мощность 0,45–0,55 м.
-
6. Озерные тонкослоистые (слойки менее 1 мм) отложения. В кровле обогащены карбонатами в результате их подтягивания к высыхающей поверхности. Мощность 0,50–0,55 м.
-
7. Песчаный нанос мощностью 0,25-0,30 м с глыбками и мелкими округлыми фрагментами песков и супесей, в том числе слоистых – результат размыва и переотложения аллювия и береговых отложений, находившихся в мерзлом состоянии. Кровля со следами размыва. Залегает на толще доломитов нижнего кембриями, представленной разборным плитняком.
В кровле почвенного горизонта AY в раскопе на 7–9-метровой террасе выделен первый уровень находок или 1/1 культурный горизонт (к.г.). Здесь обнаружено фрагменты гладкостенной неорнаментированной керамики; изделия из камня - разнообразные сколы, нуклеусы, скребки; фрагментированные кости млекопитающих; а также небольшое количество железного шлака и крицы. К средней части этого горизонта приурочены находки 1/2 к.г. Найдены фрагменты керамики как неорнаментированные, так и декорированные отступающей лопаточкой, а также фрагменты сосудов с оттисками «рубчатой лопаточки». Каменный инвентарь представлен сколами, пластинами, нуклеусами и скребками. Состав фауны 1/1 и 1/2 к.г. практически идентичен, определены бык, лощадь, косуля, благородный олень, свинья дом.?
К горизонту AEL и кровле горизонта BM приурочены находки 2/1 к.г. Археологический материал в этом уровне смешан, что подтвердилось в процессе работ. Находки представлены каменными изделиями (сколами различ- ных модификаций, пластинами и незначительным количеством орудий), фаунистическими остатками и фрагментами керамики. Встречаются фрагменты, декорированные в технике отступающей лопаточки, а также обломки сосудов с оттисками шнура, рубчатой лопаточки и резной ячеистой «колотушки» (т.н. вафельный декор). Разнообразие фрагментов керамики свидетельствует о том, что здесь залегает материал эпох неолита и бронзового века.
К средней части горизонта BM приурочен археологический материал 2/2 к.г. В составе каменного инвентаря сколы различных модификаций, пластины из кремня, кварцита, нуклеусы, скребки, абразивы. Керамический материал 2/2 к.г. представлен фрагментами сосудов усть-бельского типа, орнаментированных параллельными и зигзагообразными линиями в технике отступающей лопаточки и гребенки. На уровне 2/2 к.г. выявлены «ямы» различных размеров, которые формировались в очагах выноса (котловинах выдувания) на поверхности нижележащих песков. Самая большая из них имела округлую форму около 1,5 м в диаметре, глубина ее около 0,5 м. Контуры этой «ямы» проявились только на фоне раннеголоценовых песков (слой 2 разреза). Ее естественное происхождение, помимо особенностей строения заполнения, которое повторяет профиль полноразвитой почвы, подтверждают и археологические находки, найденные в заполнении. В верхней и средней его частях обнаружены фрагменты керамики палеометалла. На дне и в стенках ямы найдены фрагменты усть-бельской керамики, большое количество сколов, в том числе и пластин, а также скопление орудий, изготовленных из белого кремня. На дне ямы находилось кострище, перекрытое доломитовой плитой вытянутой формы, в котором найдено несколько фрагментов усть-бельской керамики. Фаунистические остатки 2/2 к.г. представлены в основном мелкими фрагментами костей, определены косуля, найден зуб собаки, кости рыб (остеровые).
В примитивных почвах раннеголоценовых песков (слой 2 разреза) выделено 4 уровня залегания находок - 3, 4, 5, 6 к.г Археологический материал сконцентрирован вокруг трех небольших кострищ. В составе каменного инвентаря сколы различных модификаций, пластины из кремня, нуклеусы, скребки, каменная подвеска, костяной гарпун. Фаунистические остатки представлены в основном мелкими обломками, а также и костями рыб. Эти уровни находок коррелируются с верхней частью II-XIII мезолитических к.г., выделенных ранее [Мезолит…, 1971].
При изучении особенностей строения разреза выявлена следующая последовательность природных событий:
-
1. Предположительно в раннесартанское время (древнее 20 тыс. л.н.) сильной ударной волной, возможно, спровоцированной землетрясением, на данном участке были уничтожены аллювиальные отложения р. Белой, которые были сформированы на толще разборного плитняка доломитов нижнего кембрия, которая была ранее определена как нижний коллюви-ально-солифлюкционный шлейф [Бердникова, Воробьева, Ощепкова, 1998]. Событие, вероятно происходило в холодное время года, поскольку
-
2. Ударная волна, вероятно, сформировала котловину и запруду перед ней. Таким образом, на данном участке сложились условия, соответствующие озерному осадконакоплению с образованием ритмичных сезонных слойков.
-
3. Заполнение озерка осадками привело к его высыханию и изменению характера осадконакопления на пойменно-аллювиальное (в средне и позднесартанское время). Вероятно, смена режима осадконакопления дополнительно было спровоцировано тектоническим событием, маркером которого является средний коллювиально-солифлюкционный шлейф, зафиксированный в слое 5 на близлежащих площадях [Бердникова, Воробьева, Ощепкова, 1998].
-
4. В финале позднего сартана произошло сильное тектоническое событие, которое привело к резкому сползанию грубообломочного материала и формированию верхнего коллювиально-солифлюкционного шлейфа. Это явление сопровождалось прохождением сильной ударной волны по долине Ангары, которая размыла отложения, включающие ХIV–XV-е к.г. После этих катастрофических событий изменился характер осадконакопления. Пойменное осадконакопление сменились субаэральным, активизировалось почвообразование. Началось формирование 7-9-метровой поверхности, раннеголоценовая песчаная толща которой имеет субаэральный (эоловый) генезис.
в составе нового песчаного наноса сохранились фрагменты «первичного» аллювия, представленные остроугольными и окатанными обломками, сложенными слоистыми песками и супесями.
В археологическом плане расширилась площадь распространения мезолитического материала в многослойной вариации. Установлено, что неолитические комплексы с усть-бельской керамикой приурочены к средней части почвенного горизонта BM и что большинство неолитических «ям» сформировано в естественных понижениях (котловинах выдувания) на поверхности раннеголоценовых песков.