Новый метод пролонгированной блокады для улучшения качества жизни больных с неоперабельными опухолями челюстно-лицевой области

Автор: Шакиров М.Н., Столяренко П.Ю., Байриков И.М., Гафаров Х.О., Гафаров О.Г.

Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors

Рубрика: Опухоли головы и шеи

Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140222779

IDR: 140222779

Текст статьи Новый метод пролонгированной блокады для улучшения качества жизни больных с неоперабельными опухолями челюстно-лицевой области

  • •    одноразовый комплект шприца, объёмом 5,0 мл, и иглы для внутримышечных инъекций;

  • •    «катетер на игле» производства фирмы Provein (Индия) различного размера (17G, 18G, 20G), выбор которого осуществляется с учётом местных конституциональных особенностей больного;

  • •   4% раствор артикаина с адреналином (1:200 000) или без

  • н его, 3% раствор мепивакаина – как для обезболивания самой манипуляции, так и для дальнейшего купирования хронического болевого синдрома (ХБС);

• шовный материал из никелида титана – нить марки ТН-20 (диаметром 0,12–0,15 мм) с атравматичной иглой для фиксации катетера.

При этом для подведения катетера к овальному отверстию за основу нами взята методика анестезии В. М. Уварова,

XX РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС ТЕЗИСЫ

ОПУХОЛИ ГОЛОВЫ И ШЕИ

а к круглому – подскулокрыловидный метод обезболивания С. Н. Вайсблата (для предупреждения образования гематомы, технику проводили без манёвров иглы и катетера). Техника подведения катетера к месту выхода нервных стволов слагается из следующих этапов: проводим обезболивание области введения катетера, устанавливаем «катетера на игле» у одного из указанных отверстий; извлекаем «иглу-интродуктор» и производим блокаду непосредственно нервного ствола; закрываем катетер и, ушивая, фиксируем его у основания.

С целью купирования ХБС видоизменённый метод ПРБ применён у 48 (мужчин – 22, женщин – 26, средний возраст – 57,6) больных с неоперабельными злокачественными опухолями ЧЛО. Учитывая расположение злокачественной опухоли, для осуществления ПРБ, 32 (66,7%) больным катетер установлен у места выхода 3-й ветви тройничного нерва – у овального отверстия, а 16 (33,3%) больным – вблизи места выхода 2-й ветви тройничного нерва – у круглого отверстия в крыловидно-нёбной ямке.

Результаты. Использование «катетера на игле» позволило сократить число используемых средств и максимально упростить технику проведения ПРБ ветвей тройничного нерва. В том числе, отпала необходимость в использовании иглы для центральной проводниковой анестезии, гемотрансфузионной иглы и иглы для подкожных инъекций. Подшивание катетера никелид титановой нитью марки ТН-20, в отличие от заклеивания лейкопластырем, обеспечило надёжную фиксацию и долговременное функционирование катетера.

В процессе купирования ХБС у больных с неоперабельными опухолями ЧЛО методом ПРБ у 8 (16,6%) больных были отмечены осложнения, только 4 из которых относились к неудачам проведения манипуляции, и не отразившиеся на состояние больных. Так, у 1 больного отмечено выпадение катетера во время сна, в связи с чем, была проведена повторная катетеризация. Нарушение проходимости катетера наблюдалось у 2 больных. У одного из них отмечался его перегиб, на 2-е сутки после его установки, что также потребовало повторной установки катетера. А у другой больной катетер оказался непроходимым вследствие закупорки сгустком крови, в результате кровотечения. При незначительном надавливании на поршень шприца проходимость катетера была восстановлена. У 1 больного в течение первых суток отмечалось ретроградное вытекание анестетика, что не требовало никаких действий, и которое самостоятельно прекратилось. Оставшиеся 4 (8,3%) осложнения были связаны с возникновением реакции на местный анестетик в виде потливости, беспокойства, тошноты и тахикардии. Побочные явления прошли в течение 15–20 мин. от начала введения анестетика. Длительность функционирования установленных катетеров составила от 2,5±0,5 мес. Только у одной больной катетер функционировал более 4 мес. Воспалительных осложнений в связи с длительным его пребыванием не наблюдалось.

На момент установки катетера интенсивность боли в группе в среднем составляла 82,1±6,9 мм по визуальной аналоговой шкале (ВАШ). При этом 33,4% больных оценивали интенсивность своей боли как «средней интенсивности» (5–7 баллов), и 66,6% – как «выраженной интенсивности» (8–10 баллов). На 10-е сутки от начала применения ПРБ хороший клинический результат – полное или почти полное снятие болевых ощущений (0–1 балла по ВАШ) – наблюдался у 46 (95,8%) больных. У 2 (4,2%) больных выраженность болевого симптома по ВАШ оценивалась в 2 балла, что было связано с распространённостью опухоли. Продолжительность анальгезии на этот период составила 5,9±0,3 ч (от 4,5 до 7,5 ч). Приходилось вводить анестетик 2–4 раза в течение суток, в остальное время боль была терпимой. При этом самочувствие больных заметно улучшалось, они становились активными, свободно могли себя обслуживать, поднималось настроение, они охотно входили в контакт, общение с ними, приём пищи становились свободными (Гафаров Х. О., 2015).

Заключение. Таким образом, видоизменённый метод ПРБ с большим успехом можно применить в качестве альтернативного способа купирования ХБС у больных с неоперабельными опухолями ЧЛО. Методика проста, проводиться доступными средствами, позволяет эффективно купировать ХБС при отсутствии каких-либо выраженных побочных эффектов.

Статья