Новый правовой институт в сфере наследования в России

Автор: Гаркуша И.В., Егорова А.М.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 5 (11), 2016 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена попытке введения в российское законодательство нового правового института, а именного - наследственного договора. Проводится анализ как положительных, так и отрицательных сторон третьего вида наследования. Приводятся доводы инициаторов резонансного законопроекта. Высказывается мнение авторов статьи относительно последствий принятия обсуждаемого проекта.

Правовой институт, наследование, наследственный договор, договор пожизненного содержания с иждивением

Короткий адрес: https://sciup.org/140268873

IDR: 140268873

Текст научной статьи Новый правовой институт в сфере наследования в России

На сегодняшний день распорядиться своим имуществом в случае своей смерти гражданин может только посредством составления завещания. В случае отсутствия завещания, наследование осуществляется по закону, то есть в порядке очередности. Таким образом, современное российское законодательство предусматривает только два вида наследования: по закону и по завещанию.

Нужно сказать, что в настоящее время назрела необходимость внести изменения в процедуру наследования, путём введения нового третьего института наследования, тем самым обновив устаревшие нормы, установленные два десятилетия назад.

Так,13 июня 2013 года в Государственную Думу на рассмотрение был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в раздел V части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». После детального изучения, данный проект был снят с рассмотрения.

В мае 2015 года главой думского комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым, при поддержке Ассоциации юристов России, повторно внесен на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ резонансный законопроект № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования наследственного права).

Основной целью законопроекта является создание дополнительных законодательных механизмов защиты имущественных прав граждан, прежде всего лиц пожилого возраста, посредством введения нового для российского законодательства правового института – наследственного договора.

Пожилые люди, в силу своего возраста, нуждаются в постоянном постороннем уходе. В настоящее время, пытаясь обеспечить себе достойную старость, они имеют возможность заключить договор пожизненной ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением в отношении принадлежащего им на праве собственности жилого помещения. По данному договору жилое помещение, которое и является предметом договора пожизненной ренты, должно перейти в собственность плательщика ренты с момента заключения договора и, соответственно, вступления его в законную силу. В этого момента плательщик ренты, исходя из существа договора (п. 1 ст. 583 ГК РФ), принимает передаваемое ему под выплату ренты имущество.

Исходя из практики, довольно часто встречаются случаи, когда лицо, заключившее договор пожизненного содержания с иждивением, не имеет возможности пользоваться жилым помещением, являющимся для него единственным.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, названная проблема может быть решена в случае нахождения механизма, позволяющего получателю ренты оставаться собственником квартиры на протяжении всей его жизни. Законопроект призван создать дополнительные правовые механизмы защиты имущественных прав граждан путём применения института наследственного договора, который успешно используется на протяжении длительного периода времени рядом европейских стран

(Германия, Австрия, Швейцария, Украина).

По мнению законодателя, «наследственный договор – это договор, по которому одна сторона (приобретатель) обязуется выполнять по распоряжению другой стороны (отчуждателя) определенное действие (действия) имущественного или неимущественного характера и в случае его смерти (объявления его умершим) приобретает право собственности на определенное в данном договоре имущество отчуждателя» (ст. 1 законопроекта).

Следует отметить, что наследственный договор имеет много общего с договорным, чем с наследственным правом, в связи с наличием важных признаков договора.

Так как приобретение права собственности на имущество отчуждателя по наследственному договору будет осуществляться приобретателем за плату, то к отношениям сторон по передаче и оплате имущества отчуждателя по наследственному договору будут применяться правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), поскольку иное не противоречит существу наследственного договора.

Логично предположить, что для заключения наследственного договора, как и любого другого, стороны должны иметь гражданскую дееспособность. В то же время отчуждателем по наследственному договору может быть и несовершеннолетнее лицо, и лицо с ограниченной дееспособностью, но лишь с согласия родителей несовершеннолетнего или попечителя лица с ограниченной дееспособностью.

В отличие от наследования по закону или по завещанию, право собственности на недвижимое имущество по наследственному договору переходит к приобретателю непосредственно после смерти отчуждателя, для этого от приобретателя не требуется совершение каких-либо дополнительных действий, связанных с принятием наследства. Что является плюсом для получателя.

Тем самым это позволит собственнику жилого помещения в дальнейшем получать от приобретателя содержание с иждивением в качестве исполнения распоряжения отчуждателя в течение всей жизни, сохраняя право собственности на указанное жилое помещение до дня своей смерти.

Согласно законопроекту наследственный договор составляется в простой письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, а если он предусматривает отчуждение недвижимого имущества, то также государственной регистрации (ст. 1 законопроекта).

Одним из условий является то, что отчуждателем по наследственному договору могут быть только граждане (физические лица). Приобретателем — физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации.

В целях обеспечения исполнения наследственного договора определенное им имущество будет находиться в залоге у приобретателя. При этом данное имущество подлежит обязательной оценке независимым оценщиком.

Кроме того, законопроект закрепляет обязанности приобретателя, а также право отчуждателя назначить лицо, которое будет осуществлять контроль над исполнением наследственного договора после его смерти, ведь осуществление обязанностей, возложенных на приобретателя наследственным договором, может происходить и после смерти отчуждателя (например, организация похорон, уход за домашними животными и др.). В случае отсутствия такого лица контроль над исполнением наследственного договора должен осуществляться нотариусом по месту открытия наследства (ст. 1 законопроекта).

Если сравнивать наследственный договор и договор пожизненного содержания с иждивением (договора пожизненной ренты), то эти два вида обязательства схожи между собой, поскольку оба направленны на передачу одной стороной имущества в собственность другой стороне, за что другая сторона обязуется выполнить определенные распоряжения отчуждателя, предусмотренные договором.

Однако разница между этими договорами также есть, и она весьма значительная.

Во-первых, обязанности приобретателя по наследственному договору носят как имущественный, так и не имущественный характер (например, периодически оплачивать отчуждателю определённую денежную сумму, коммунальные платежи, ухаживать за домашними животными и т.д.), а по договору пожизненного содержания с иждивением – это пожизненное обеспечение отчуждателя уходом и содержанием.

Во-вторых, момент перехода права собственности к приобретателю, в случае заключения наследственного договора, происходит после смерти отчуждателя (признания умершим), а в случае заключения договора пожизненного содержания с иждивением – с момента заключения договора.

Можно предположить, с введением института наследственного договора, завещание отступит на второй план. Ведь ст. 1 законопроекта предполагает, что при составлении завещания относительно имущества, являющегося предметом наследственного договора, оно признается ничтожным в части данного завещательного распоряжения. При этом такое завещание будет являться ничтожным независимо от того, в какой момент оно было составлено — до или после заключения наследственного договора.

В соответствии со ст. 57 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993г. № 4462-I при удостоверении завещаний от завещателей не требуется представления доказательств, подтверждающих их права на завещаемое имущество. Поэтому завещатель может составить завещание как на все свое имущество в целом, так и на любую его часть, а вопрос о действительности всего завещания или отдельной его части будет решаться в судебном порядке уже после смерти завещателя.

Теперь же, по расчетам законодателей, имущество, входящее в наследственную массу и являющееся предметом наследственного договора, должно быть исключено оттуда, то есть оно не может переходить как к наследникам по завещанию, так и к наследникам по закону.

Законопроектом устанавливается, что изменение и расторжение наследственного договора возможны по соглашению сторон, а также по решению суда, принятому по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Расторгнуть договор можно будет по обоюдному согласию сторон, составив нотариальное соглашение о таком расторжении. Самовольно же отказаться от наследственного договора в одностороннем порядке будет нельзя, поскольку наследственный договор – это двухсторонний договор. Только при существенном нарушении условий договора другой стороной, одна из сторон вправе требовать его расторжения в судебном порядке.

Так же логично предположить, что главным основанием для расторжения договора будет служить невыполнение приобретателем своих договорных обязательств, и суд в своих решениях будет руководствоваться международной практикой по решению данных споров. К примеру, согласно ст.108 ГК Украины, наследственный договор может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, как по требованию отчуждателя, в случае невыполнения его распоряжений на приобретателем, так и по требованию приобретателя в случае невозможности выполнения им распоряжений отчуждателя. Именно суд может устанавить факт нарушения наследственного договора или невозможности его исполнения.

Подводя итог, можно сказать, что возможное введение в российскую систему гражданского права института наследственного договора могло бы иметь определенные перспективы.

Так, расширились бы возможности потенциальных наследодателей по выбору способа распоряжения имуществом на случай смерти. Помимо этого, наследственный договор в большей степени, чем договор пожизненного содержания с иждивением, защищает права гражданина, нуждающегося в уходе и материальном обеспечении, поскольку до своей смерти он продолжает оставаться собственником имущества.

В наследственном договоре так же привлекает возможность его оспаривания до открытия наследства, что дает для соответствующего судебного разбирательства дополнительный источник информации -показания отчуждателя (наследодателя), чем уже нельзя воспользоваться при оспаривании завещания.

Кроме того, отсутствие тайны наследственного договора позволяет наследодателю открыто заявлять о своих пристрастиях в отношении того или иного наследника и предотвращать возможные между ними конфликты.

При всех плюсах конструкции наследственного договора нельзя не сказать и об одном его отрицательном качестве. Поскольку имущество, охваченное наследственным договором, не входит в состав наследственной массы, на него не могут претендовать необходимые наследники, имеющие сегодня в соответствии со ст. 1149 ГК РФ право на обязательную долю, которая не может быть менее половины от того, что каждому из них бы причиталось при наследовании по закону.

Тем самым наследственный договор может быть использован отчуждателем (наследодателем) во вред своим обязательным наследникам, поскольку никаких обременений в пользу данных лиц режим отчуждаемого имущества не содержит.

В этой связи перед введением конструкции наследственного договора в ГК РФ представляется необходимым продумать возможные способы прав и законных интересов обязательных наследников при заключении рассмотренного соглашения.

Список литературы Новый правовой институт в сфере наследования в России

  • Проект Федерального закона N 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.05.2015). http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=131634
  • Основы гражданского права: учебник // Курбанов Р.А., Эриашвили Н.Д., Аникеева Т.М., Рыжих И.В., Горелик А.П., Долгов С.Г., Макарчук С.О., Гук В.А., Батрова В.А., Каменева З.В., под ред. Н.Д. Эриашвили, Р.А. Курбанова // ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право 2015 г. С. 455
  • Наследственное право России: учебное пособие //Бегичев А. В. // Логос 2013 г. С. 168
Статья научная