Новый тип письменных принадлежностей из Великого Новгорода
Автор: Олейников О.М.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Эпоха средневековья
Статья в выпуске: 242, 2016 года.
Бесплатный доступ
В Великом Новгороде впервые обнаружены заостренные бронзовые стержни с рельефным завершением в виде кисти руки. С определенными оговорками их можно отнести к категории письменных принадлежностей и атрибутировать как писала-шильца европейского типа, которые можно отождествить со стилями со скульптурным навершием.
Великий новгород, письменная культура, орудие для письма, писало, шильце, разлиновка строк, декоративное завершение стержня
Короткий адрес: https://sciup.org/14328281
IDR: 14328281
Текст научной статьи Новый тип письменных принадлежностей из Великого Новгорода
В 2014 г. Новгородской экспедицией ИА РАН при проведении археологических работ в южной части Плотницкого конца Великого Новгорода на ул. Б. Московская, 30 (раскоп Рогатицкий 2014), в слое второй половины XII в. были обнаружены два бронзовых предмета. Один из них сохранился в полной форме (Рог-2014/1-1445)1, другой – в виде крупного фрагмента верхней части (Рог-2014/1-2021). Конструктивно эти артефакты представляют собой заостренный стержень с фигурным завершением в виде кисти левой руки с сомкнутыми пальцами, образующими небольшое отверстие для привешивания (рис. 1). Корпус стержня гладкий, в верхней части переходит в рельефный (профилированный) поясок. Оба предмета имеют плавный изгиб – на целом экземпляре он небольшой, на фрагменте – довольно значительный.
Общая длина целого экземпляра 18,1 см, высота профилированного пояска 3,5 см. Сечение гладкой части круглое (диаметр 0,1–0,45 см), профилированной - прямоугольное (0,35 х 0,4 см). Фигурное завершение небольшое: 1,6 х 0,6 х 0,5 см. Отверстие для привешивания имеет каплевидную форму размером 0,8 х 0,35 см, вес 18,4 г.
Второй стержень немного крупнее и тяжелее (вес сохранившегося фрагмента 15,8 г), но основные конструктивные элементы имеют практически те же параметры: высота профилированной части стержня 3,5 см, размеры фигурного завершения составляют 1,7 х 0,7 х 0,7 см, отверстия для привешивания -0,65 х 0,25 см.

Рис. 1. Бронзовые писала-шильца с завершением в виде сомкнутых пальцев кисти руки, обнаруженные в Великом Новгороде, вторая половина XII в.
Раскоп по ул. Б. Московская, 30
1 – полная форма (Рог-2014/1–1445); 2 – фрагмент (Рог-2014/1–2021). Фото автора
Рельефный поясок обоих предметов создан резьбой по поверхности стержня четырех повторяющихся пирамидальных мотивов-объемов, незначительно выделяющихся относительно поверхности, и образует своеобразный упор перед фигурным завершением. На предмете, сохранившемся фрагментарно, высота каждой последующей «пирамидки» уменьшается к фигурному завершению ~ на 1 мм. При этом с четырех сторон на каждом элементе сделаны две абсолютно ровные и четкие линии: одна строго горизонтальная, вторая под углом ~ 65°.
У целого экземпляра горизонтальные прорезные линии отсутствуют, но наклонные вырезаны под тем же углом. Рельефный поясок разделен в центре на две пары «пирамидок» гладким ободком шириной 0,3 см. В этом варианте в каждой их двух пар нижняя «пирамидка» меньше верхней на 3 мм.

Рис. 2. Писала-грифели с завершением в виде сомкнутых пальцев кисти руки, обнаруженные в Германии (по: Luedecke , 2012. S. 317–318; 2013. S. 213)
1 – Эрфурт; 2 – Любек; 3 , 4 – Брухгаузен; 5 – Гарц
1–4 – бронза; 5 – кость (рог)
Изображение согнутых пальцев руки на фигурном завершении выполнено сгибом верхней части стержня и оформлено резцом строгими прямыми линиями. Следует отметить, что сомкнутые пальцы переданы несколько схематично, но анатомически абсолютно верно: соблюдены относительные размеры, пальцы согнуты по фалангам, прижатый большой палец не выходит за пределы начальной (дистальной) фаланги. Такая техника исполнения выдает мастера высокого уровня, знакомого с античным наследием.
Обнаруженные предметы являются довольно редкими находками. В культурном слое древнего Новгорода (и на территории Древней Руси в целом) такие вещи встречены впервые, но в зарубежных коллекциях они известны. Три аналогичных бронзовых предмета происходят из Швеции ( Mårtensson , 1961. Р. 121–122), еще пять обнаружены в Германии: четыре бронзовых найдены в Эрфурте, Любеке и Брухгаузене (рис. 2, 1–4 ) ( Seemann , 1970; Nestler, Stecher , 1987; Luedecke, Drenkhahn , 2002; Luedecke , 2012) и один костяной – в Гарце (рис. 2, 5 ) ( Luedecke , 2013. Р 213). У некоторых экземпляров сохранились подвижные петли для привешивания в виде колец. В одном случае оно массивное замкнутое (рис. 2, 1 ), в другом – довольно небрежное однопроволочное с заходящими концами, что можно рассматривать как результат ремонта (рис. 2, 3 ). На корпусе стержня, происходящего из Эрфурта (рис. 2, 1 ), помещены маски животных, а на экземпляре из Любека (рис. 2, 2 ) изображен дракон (Ibid. Р. 203). Находки из Швеции и Брухгаузена (рис. 2, 3, 4 ) являются практически полными аналогами новгородским инструментам.
Относительно небольшой вес и конструктивные особенности заостренного стержня с завершением в виде кисти руки предопределяют их многофункциональность. Торстен Людеске, опубликовавший немецкие находки, сначала высказал предположение, что они могли использоваться как инструмент для письма («грифель»2) и как шпильки-заколки (Luedecke, 2012. Р 315-318)3, но позже исследователь пришел к заключению, что от такого толкования следует отказаться и считать эти предметы только писалами-грифелями (Luedecke, 2013. Р. 212–214). В качестве доказательств наш зарубежный коллега привел результаты проведенного им научного эксперимента и существование писал, имеющих отверстие для привешивания. В этот доказательный ряд были включены писала с лопаточкой из Новгорода, Висмара (Германия), Риги и Вендена (Латвия), а также грифели с резными зооморфными и декоративными головками, происходящие из Швеции (Лунд), Дании, с территории современной Польши (Щецина) и Германии (Ганновер) (рис. 3, 1, 2).
Писала с декоративно-функциональным завершением, формирующим отверстие для привешивания, были распространены достаточно широко. Со своей стороны, мы можем дополнить этот ряд металлическими стилями с зооморфными навершиями, обнаруженными на территории современной Риги ( Caune , 1992) и в Новогрудке ( Гуревич , 1973). В Риге выявлены полные формы с завершением в виде птички. В Новогрудке найден фрагмент крученого бронзового стержня с навершием в виде фигурки собачки (~ 1,5 х 1,5 см), между лапками которой сделано круглое отверстие для привешивания диаметром около 0,5 см (рис. 3, 3 ). Эта находка происходит из богатого квартала, заселенного ремесленниками-ювелирами. Ф. Д. Гуревич атрибутировала фрагмент как стиль, поясняя, что с орудиями письма эту вещь сближает крученый стержень с валиками наверху и сопоставимость с новгородским костяным писалом, верхняя часть которого оформлена в виде головы дракона. По мнению автора публикации, этот стиль не предназначался для письма по воску, поэтому лопаточку заменили декоративной фигуркой ( Гуревич , 1973. С. 30, 32.

Рис. 3. Бронзовые писала с зооморфными и антропоморфными завершениями и конструктивно заложенными отверстиями для привешивания
1 – писало со стилизованным поясным изображением человека, Германия; 2 – писало с фигурным завершением в виде собачки, повернувшей голову налево, Дания (по: Luedecke , 2013. Р 209); 3 - фрагмент писала с фигурным завершением в виде собачки, Новогрудок (по: Гуревич , 1973. С. 32. Рис. 7, 3).
Рис. 7, 3 ).
Следует отметить, что сущест вуют писала-стилосы западноевропейского типа со скульптурными изображениями в верхней части стержня (Овчинникова, 2000. С. 66–67). Навершия этих стилосов вырезаны из кости и клыка морского котика и представляют целые сцены: голова дракона с разинутой пастью, заглатывающего человеческое предплечье со свисающей вниз рукой (Любек), резная фигура человека, держащего птицу (Тауэр, Лондон), и мужчина, несущий на поднятых руках овцу (Норвегия). Самые ранние стилосы со скульптурным завершением датируются XI в.
На наш взгляд, в Новгороде — городе с высокой письменной культурой, заостренные стержни с завершением в виде кисти руки вполне могли использоваться как инструменты для письма ( стили-писала ). Стилями такой конструктивной формы удобно прочерчивать буквы и знаки не только на бересте или обожженной глине, но и на более твердом и вместе с тем податливом материале: штукатурке, кости, дереве, природном камне (например, пирофиллите (шифере), известняке, сланце или песчанике). Эти инструменты хорошо лежат в руке, при этом большой и указательный пальцы попадают в уплощенную (скорее всего сглаженную в процессе работы) часть стержня.
Характеризуя общий вид этих инструментов, мы обратили внимание на мягкий изгиб, который, возможно, возник в результате длительного использования этих письменных принадлежностей именно на твердой и, скорее всего, вертикальной поверхности. В этом случае нагрузка, прилагаемая к длинному стержню, неизменно должна была привести его к изгибу.
Вместе с тем эти элегантные вещи новгородцы могли использовать при разлиновке для надавливания линий строк ( шильца ). Разлиновка проводилась специальными инструментами. С помощью линейки и цепочки размерялась рама и расстояние между строками, а шильцем намечались линии строк. В XVI– XVII вв. в целях увеличения скорости и точности разлиновки была придумана рамка с заранее натянутыми нитями (жилами), т. н. карамса (каракса, харакса-ло). Карамса накладывалась на лист, и по ее нитям тем же специальным шильцем надавливались строки ( Чаев, Черепнин , 1946. С. 119).
Наличие отверстия для привешивания, являющегося конструктивным элементом, позволяет достаточно уверенно говорить, что эти предметы должны были постоянно находиться под рукой, подобно писалам, которые часто носили подвешенными тонким ремешком к поясу4. Возможно, писало-шильце носили в специальном чехле, учитывая опасность длинного острого стержня. Имея при себе такой универсальный инструмент, владелец имел возможность использовать все преимущества острия: им можно было писать, чертить, делать небольшие отверстия, развязывать узлы на кожаных ремнях, вытягивать нити, скреплять какие-либо детали и даже использовать в качестве холодного оружия.
Исследователи обращали внимание на тот факт, что процесс воспроизведения букв на различном материале был довольно сложным ( Медведев , 1960; Овчинникова , 2000. С. 65). Поэтому мастеру-писцу, помимо материала и приспособлений для подчисток и выскабливания ошибок в тексте ( Чаев, Черепнин , 1946. С. 118), был необходим некий набор письменных инструментов, включающий различные типы писал и шильца для разлиновки.
Найденные на Рогатицком-2014 раскопе металлические заостренные стержни XII в. следует рассматривать как западноевропейские инструменты для письма. Они свидетельствуют не только о уже сложившейся торговой деятельности Новгорода с западными странами, но и показывают культурный уровень общества, в котором такие предметы были востребованы.
Список литературы Новый тип письменных принадлежностей из Великого Новгорода
- Арциховский А. В., Тихомиров М. Н., 1953. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 года). М.: АН СССР. 68 с.
- Будилович А. С., 1875. XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рукописи Императорской Публичной библиотеки XI века: Критико-палеографический труд А. Будиловича. СПб.: Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. 285 с.
- Гуревич Ф. Д., 1973. Грамотность горожан древнерусского Понеманья//КСИА/Отв. ред. И. Т. Кругликова. М.: Наука. Вып. 135. С. 28-34.
- Медведев А. Ф., 1960. Древнерусские писала X-XV вв.//СА/Отв. ред. А. В. Арциховский. М.: 2-я тип. Изд. Акад. наук СССР. № 2. С. 63-88.
- Овчинникова Б. Б., 2000. Писала-стилосы древнего Новгорода X-XV вв. (свод исторического источника)//Проблемы истории России/Отв. ред. А. Т. Шашков. Екатеринбург: Банк культурной информации. Вып. 3: Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. С. 45-105.
- Чаев Н. С., Черепнин Л. В., 1946. Русская палеография. М.: Главное архивное управлении МВД СССР: Историко-архивный ин-т. 213 с.
- Caune A., 1992. Vaduslaiku Rakstamrikustilu atradume Latvia//Latvijas instituta zurnals. № 1. Р. 9-27.
- Luedecke T., 2012. Schreibgriffel oder Haarnadel? Ein Betrag zur Kontroverse um die Stili des 12. und 13. Jahrhunderts mit Aufangeosse//Nachrichten aus Niedersachsens Urgeschichte. Stuttgart. Bd. 81. Р. 315-341.
- Luedecke T., 2013. Für den Frisiertisch nicht geeignet. Die mittelalterlichen mit Schreibgriffe Aufhängeöse und die Fehldeutung als Haarnadeln//Mitteilungen der Deutschen Gesellschaft für Archäologie des Mittelalters und der Neuzeit. Stuttgart. Bd. 25. P. 203-216.
- Luedecke T., Drenkhahn U., 2002. Mittelalter Schreibgriffel aus Lübeck//Lübecker Schriften zu Archäologie und Kulturgeschichte. Bd. 26. P. 61-111.
- Märtensson A., 1961. Stili och vaxtavlor//Kulturen. Lund. P. 108-142.
- Nestler I., Stecher H., 1987. Ein mittelalterlicher Schreibgriffel aus Erfurt//Ausgrabungen und Funde. Vol. 32. P. 238-241.
- Seemann H., 1970. Dir Bronzegriffel von Brunshausen//Neue Ausgrabungen und Forschunden in Niedersachsen. Vol. 6. P. 240-247.