Новый взгляд на неолитические комплексы многослойного поселения Тышкинэ II (озеро Байкал)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521827

IDR: 14521827

Текст статьи Новый взгляд на неолитические комплексы многослойного поселения Тышкинэ II (озеро Байкал)

Многослойное поселение Тышкинэ II открыто в 1978 г. сотрудником Маломорского отряда Комплексной археологической экспедиции Иркутского государственного университета (КАЭ ИГУ) Л.Г Ярославцевой. Объект расположен на предгорном уступе восточного побережья о. Ольхон (оз. Байкал), в 0,8-1,0 км к ЮЗ от пади Тышкинэ и в 15 км к ЮЗ от п. Ху-жир (Ольхонский район Иркутской области). Стационарные раскопки проводились Маломорским отрядом КАЭ ИГУ в 1979–1980 гг. (О.И. Горюнова, А.Г Генералов). В результате выявлено 9 культурных слоев, представленных темными гумусированными почвами, разделенными между собой стерильными прослойками светлой супеси с дресвой. Отложения склоновые. Мощность рыхлых отложений - 2,6 м. В предварительной публикации [Горюнова, Ярославцева, 1982] комплексы отнесены: IX-VIII слои - к развитому неолиту, VII–IV слои – к бронзовому веку, III-I слои – к железному веку. Радиоуглеродное датирование слоев не проводилось.

Традиционно к раннему неолиту Прибайкалья относились слои, содержащие только керамику с оттисками сетки-плетенки (X слой Улан-Хады, VI–V слои Итырхей) [Хлобыстин, 1964; Горюнова, 1984, 2001]. В конце 80-ых гг. прошлого века к этому периоду была отнесена и шнуровая керамика, украшенная построениями из прочерченных линий («хайтинский» тип), выделенная Н.А. Савельевым на многослойном поселении Горелый Лес в Приангарье [1989]. На побережье Байкала керамика «хайтинского» типа не фиксировалась. Комплексы раннего неолита датировались единичными радиоуглеродными датами в пределах 6,8 (7,0) – 5,5 (5,0) тыс. л.н. [Савельев, 1989; Горюнова, 2001]. С развитым неолитом Приольхонья ассоциировались слои, содержащие керамику с различным техническим декором: с оттисками сетки-плетенки, шнура и с гладкой поверхностью, орнаментированные построениями из штамповых вдавлений, отступающей лопаточки и прочерченных линий (IX слой Улан-Хады и др.) [Горюнова, 1984, 2001]. С этим периодом связывали пунктирно-гребенчатую керамику, «посольского» типа и др. Комплексы датировались в пределах 5,5–4,3 тыс. л.н.

Раскопки, проведенные на многослойном поселении Саган-Заба II Российско-Канадской экспедицией в 2006–2008 гг., позволили стратиграфически выделить и характеризовать комплексы разных периодов неолита и, на основе представительной серии радиоуглеродных определений, установить их датировку [Горюнова и др., 2008; Горюнова, Новиков, Вебер, 2011]. В связи с этим существенно изменились представления о неолите Прибайкалья, и встала необходимость пересмотра всех имеющихся материалов по ранее исследованным неолитическим комплексам поселений.

Цель предлагаемой статьи – анализировать с современных позиций материалы неолитических комплексов поселения Тышкинэ II, определить их датировку и место в периодизации неолита Прибайкалья.

Культурный слой IX. Находки привязаны к темной гумусированной супеси, мощностью 0,02–0,08 м. Вглубь берегового уступа слой распространялся на расстояние 2,0 м.

Археологический материал располагался скоплениями, состоящими, в основном, из костей животных (620 из 670 находок слоя). Из определимой фауны преобладали кости нерпы. Встречены кости благородного оленя, кабана, лисицы [Горюнова, Оводов, Новиков, 2007]. В одном из скоплений отмечены фрагменты от трех аналогичных сосудов. На площади раскопа зафиксировано одно развеянное кострище, размерами 0,35 х х 0,27 м. Возле него обнаружен обломок костяной обоймы от составного орудия с одним пазом, вкладыш, сверло, кости нерпы и фрагменты шнуровой керамики.

Практически вся керамика слоя с оттисками тонкого шнура на внешней поверхности (38 фр. от 3 аналогичных сосудов). Сосуды сложной, закрытой формы (рис. 1). По внешнему краю венчиков нанесены насечки. Тулово украшено параллельными горизонтальными рядами (от 12 до 22), выполненными узкой отступающей лопаточкой. От последнего ряда спускается «бахромка», состоящая из коротких наклонных линий, расположенных группами (до 4 линий), выполненных тем же методом. На одном сосуде отмечены два вертикально расположенные отверстия, видимо, для подвешивания. Диаметры венчиков – от 22 до 26 см. Фрагменты дна не обнаружены. В комплексе зафиксирован один фрагмент керамики с оттисками сетки-плетенки.

Изделия из камня (10 экз.) представлены отщепами (4), призматической пластиной, сколами с ретушью (2), вкладышем на призматической пластине с двукраевой вентральной ретушью, сверлом и долотовидным орудием на пластинчатом сколе.

Культурный слой VIII. Археологический материал привязан к слою серой, слабо гумусированной супеси, мощностью 0,12–0,20 м. От вышележащего культурного слоя он отделен мощной прослойкой светлой щебенистой супеси (до 0,40 м); от нижележащего – щебенистой супесью с грубообломочным материалом. У берегового уступа слой разделяется светло-желтой супесью на два. Состав и типология археологического материала из этих 88

Рис. 1. Тышкинэ II. Керамика культурного слоя IX.

слоев – аналогичны, поэтому они рассматриваются как единый культурнохронологический комплекс.

Основная масса находок тяготела к береговому обрыву. В слое отмечено одно кострище и очаг. В обоих случаях мощность зольников не значительная. В зольном пятне кострища найдены: пластинчатый скол, отщепы и кости нерпы. В стороне от него зафиксирован развал сосуда с оттисками сетки-плетенки. Очаг представлял собой сплошную кладку, выложенную из галечных валунов в один слой. Размеры сооружения 1,0 х 0,8 м; ориентация большей стороной по линии запад – восток. В его кладке обнаружены фрагменты керамики с оттисками сетки-плетенки и неопределимые битые кости.

Среди археологических находок преобладают остатки фауны (1174 экз. из 1280 находок слоя). Из определимой фауны превалируют кости нерпы;

встречены кости благородного оленя и косули [Горюнова, Оводов, Новиков, 2007]. На двух костях отмечена обработка.

Керамика слоя, в основном, с оттисками сетки-плетенки (70 фр. от 6 сосудов). Сосуды сложной, закрытой формы, с круглым дном (рис. 2). Преобладает орнамент в виде пояска мелких отверстий (рис. 2, 1–3 , 8 ). В одном случае отверстия соединены наклонно пересекающимися прочерченными линиями (рис. 2, 2 ). Фрагменты от двух сосудов – без орнамента (рис. 2, 4 ).

Вторую группу керамики составляют фрагменты (15 от 2 сосудов) со шнуровыми оттисками на внешней поверхности. На одном из них – негативы от тонкого шнура, на другом – толстые, грубые отпечатки. На первом из них отмечено отверстие (рис. 2, 7 ); венчик второго сосуда украшен по верхней поверхности насечками, по шейке – пояском крупных ямочек (рис. 2, 6 ).

В комплексе зафиксировано 5 гладкостенных фрагментов керамики. Среди них – круглое дно от сосуда небольшого размера (рис. 2, 5 ).

В числе изделий из камня: отщепы (7), пластинчатые сколы (2), пластинчатый скол с ретушью, комбинированное орудие (угловой резец – сверло) на призматической пластине, проколка на пластинчатом сколе, обломок шлифованного орудия (ножа) из сланца и рубящее орудие с двусторонней обработкой рабочего лезвия из гальки.

Рассмотренные культурные комплексы отличаются между собой: соотношением керамики с оттисками шнура и сетки-плетенки (преобладание первой из них – в IX слое и второй – в VIII слое); различными техниками нанесения орнамента и композицией его построения; в VIII слое появляется керамика с гладкой поверхностью. Все это позволяет считать рассмотренные комплексы хронологически разновременными.

Подобное соотношение керамики с различными техническими декорами отмечено в комплексах VI и V нижнего слоев многослойного поселения Саган-Заба II [Горюнова и др., 2008; Горюнова, Новиков, Вебер, 2011]. Аналоги керамике IX слоя Тышкинэ II находим в материалах VI слоя Саган-Забы II и V слоя Усть-Хайты [Горюнова и др., 2008; Горюнова, Новиков, Вебер, 2011; Савельев и др., 2001]. Серия радиоуглеродных дат по VI слою Саган-Забы II (10 дат) образуют компактную группу в пределах 7,9–7,0 тыс. л.н., что значительно удревняет границы неолита региона. Дата по V слою Усть-Хайты – 7250 ± 150 л.н. так же находится в этих пределах.

Комплекс VIII слоя Тышкинэ II по составу аналогичен материалам V нижнего слоя Саган-Забы II (преобладание керамики с оттисками сетки-плетенки; наличие шнуровой и гладкостенной керамики; орнаментация сосудов). По V нижнему слою Саган-Забы II получена серия радиоуглеродных дат (9 дат) в пределах 7,0–6,5 тыс. л.н. [Горюнова и др., 2008; Горюнова, Новиков, Вебер, 2011].

Таким образом, комплексы IX–VIII слоев многослойного поселения Тышкинэ II относятся к ранним периодам неолита Прибайкалья, возраст которых в пределах 7,9–6,5 тыс. л.н.

Рис. 2. Тышкинэ II. Керамика культурного слоя VIII.

Статья