О целесообразности обозначения реидерством деятельности, направленной на незаконное присвоение прав на владение, управление юридическими лицами и распоряжение результатами их деятельности

Бесплатный доступ

Обосновывается необходимость скорейшего законодательного закрепления термина «рейдерство» как наиболее признанного широким кругом ученых и практиков.

Экономическая безопасность, законодательство, терминология, предпринимательская деятельность, рейдерство

Короткий адрес: https://sciup.org/147149592

IDR: 147149592

Текст научной статьи О целесообразности обозначения реидерством деятельности, направленной на незаконное присвоение прав на владение, управление юридическими лицами и распоряжение результатами их деятельности

Одним из правил юридической техники является требование относительно терминологической минимизации. Однако для более точного обозначения социального негативного явления, заключающегося в противоправном переходе прав на управление юридическими лицами и результаты их деятельности, актуальным и необходимым является пополнение терминологического ряда еще одним термином, ранее не использовавшимся в практической деятельности. Попытки использовать такие термины, как «недружественное поглощение», «враждебное поглощение», «корпоративный захват», не отражают действительной его сущности, в том числе по причине использования их в обозначении других социальных и правовых явлений. Так, в законодательстве термин «поглощение» используется в гражданско-правовых (корпоративных) отношениях при объединении юридических лиц. В качестве примера следует привести Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. №392, согласно п. 5.1 ст. 5 которого «поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого»1. В другом Указе Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» термин «поглощение» используется при раскрытии одного из направлений защиты прав эмитентов: «...регулирование процессов скупки крупных и контрольных пакетов акций, а также слияния и поглощения компаний». При этом законодательный смысл термина рас пространяется только на юридически значимые действия, осуществляемые в строго правовом поле.

Термин «захват» также не может быть распространен на корпоративные правоотношения в связи с тем, что он активно используется в обозначении других правовых явлений в различных отраслях законодательства: в Таможенном кодексе РФ2, в Конституции РФ3, в федеральных конституционных законах «О референдуме»4, «О чрезвычайном положении»5.

Названные термины являются устоявшимися, используются в соответствующих сферах деятельности, и распространение их на исследуемое явление существенно исказит их первоначальную смысловую нагрузку, приведет к размыванию четкости и единообразного понимания, что, собственно, мы и наблюдаем.

Правильность наших суждений подтверждается и практикой.

В процессе многочисленных выступлений, обсуждений, при разработке соответствующих мер противодействия обозначенной проблеме все чаще используется термин «рейдерство». Отдельными учеными предписывается недопустимость смешивания понятий «рейдерство» и «недружественные поглощения»6.

Следует признать, что применение категории «рейдерство» к характеристике действий, направленных на незаконное присвоение прав на владение, управление и распоряжение результатами деятельности и имуществом юридических лиц, становится все более ус-

Сергеев К. А.

тойчивым. Однако единства мнений о целесообразности такого признания в обществе еще не наблюдается, сближение позиций по этому вопросу находится на начальной стадии.

Все суждения о терминологии названия исследуемого явления укладываются в двухзвенную систему.

Первая группа ученых и практиков считает нецелесообразным вводить названный дополнительный терминологический термин.

Вторая группа юристов допускает возможность введения нового термина в юридическую лексику. При этом они справедливо считают, что если определять это понятие через термин «рейдерство», то необходимо обеспечить его единообразное толкование. Действительно, «в российской практике понятие «рейдерство» не является однозначным и устоявшимся термином и в разных контекстах обозначает совершенно различные явления»9. «Если говорить о рейдерстве в целом, то нельзя не заметить, что сегодня существует очень много оценок этого явления. Без его объективного анализа невозможно говорить ни о том, что с ним делать, ни о том, какие у него есть перспективы»10. «В современном российском законодательстве термин «рейдерство» нигде не определен. Отсутствует четкое и однозначное научное понятие указанного явления, что, по нашему мнению, вполне ожидаемо... данный термин прочно укоренился в США, где в настоящий момент под рейдерством понимают агрессивные (необязательно противоправные) действия компании-захватчика в процессе слияния и поглощения бизнеса. В отличие от США, в России. термин «рейдерство» всегда имел выраженный криминальный (при этом публицистический!) оттенок, так как означает отъем собственности или корпоративных прав уча-

О целесообразности обозначения рейдерством деятельности, направленной на незаконное... стия против воли собственника незаконными методами»11.

Однако, несмотря на сохраняющуюся неопределенность термина «рейдерство» как противоправного присвоения прав на владение, управление юридическими лицами и пользование результатами деятельности, он все чаще используется в официальных выступлениях должностных лиц государства, законопроектах, действующих правовых документах.

Так, в пояснительной записке к проекту Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций оборонно-промышленного комплекса и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в обоснование необходимости принятия закона указано: «Широко распространена практика рейдерских захватов в корпоративной сфере, особенно в отношении имущества акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственно- 12                                                         *

сти» .

В Решении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 4 мая 2010 г. № 102 (2) «О проекте . Федерального закона №353716-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в частности говорится: «Названным законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на повышение эффективности противодействия рейдерству, привлечение к уголовной ответственности рейдеров уже на начальных этапах захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий».

Активно используется термин «рейдерство» также и в заключении Комитета по собственности от 22 апреля 2010 г. № 3.9-73/3 «По проекту Федерального закона № 353716-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации» (первое чтение)», а также в Официальном отзыве Верховного Суда РФ от 10 февраля 2010 г. № 1 /общ-512 «На проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В действующем распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» содержится следующая фраза: «Для повышения эффективности политико-правовых институтов, обеспечения исполнения законодательства необходимо решение следующих проблем: действенная защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности»13. В «Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) исследуемое явление также обозначено термином «рейдерство»: «Действующее законодательство не устанавливает никаких особенностей правоспособности иностранных юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, на территории иностранных государств, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не требующих предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций. Между тем оффшорные компании нередко используются для злоупотреблений в гражданском обороте (искусственное создание мнимого добросовестного приобретателя, сокрытие незаконных манипуляций с долями и акциями, «рейдерские захваты» и т.п.)» .

Незаконный переход прав на юридическое лицо и его имущество именуется рейдерством и в Указаниях Генеральной прокуратуры РФ от 13 августа 2009 г. № 260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольнонадзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры»15 и др.

В заключении сделаем выводы.

  • 1.    Признанное широкими кругами понятие «рейдерство» требует своего скорейшего законодательного закрепления.

  • 2.    Наличие разноименных обозначений противоправного поглощения юридических лиц и их имущественных комплексов в силу терминологической неопределенности не только сохраняет, но еще более усиливает трудности в противодействии данному явлению, представляющему серьезную опасность экономической безопасности страны.

  • 3.    Проблема терминологии в обозначении действий, направленных на противоправный переход прав на владение, распоряжение юридическими лицами, а также результаты их деятельности, является фактором препятствования, ее решение создаст условия для разработки эффективного законодательства, применение которого позволит своевременно выявлять и пресекать эти действия, а виновных преследовать в уголовном порядке.

Список литературы О целесообразности обозначения реидерством деятельности, направленной на незаконное присвоение прав на владение, управление юридическими лицами и распоряжение результатами их деятельности

  • Российская газета. 1992. 20 нояб.
  • Пункт 2 ч. 1 ст. 416 Таможенного кодекса РФ.
  • В ч. 4 ст. 3 сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или при своение властных полномочий преследуются по феде ральному закону».
  • Статья 68 предписывает: «При проведении агитации по вопросам референдума в средствах массовой инфор мации не должны содержаться призывы к насильствен ному захвату власти».
  • Федоров А. Ю. Проблема разграничения понятий «рейдерство» и «недружественные поглощения»//Современное право. 2010. № 6. С. 21-25.
  • Гудков Г. В., Шиняева Н. Антирейдёр//ЭЖ-Юрист. 2008. № 39.
  • Федоров Л. Полутона рейдерства//Российская газета. 2006. 12 дек.
  • Щедрин В. Рейдеров из отечественной экономики выдавят//Российская газета. 2006. 15 авг.
  • Аверченко Н. Н., Шкундина Ю. С. Криминализация рейдерства: взгляд цивилиста//Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7.
  • СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
  • Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.
Статья научная