О целостности объекта биологического познания

Бесплатный доступ

Биологические объекты принадлежат к категории органически целостных систем, особенности которых состоят в том, что здесь часть определяется в зависимости от целого, от координации с другими его частями. В органическом целом каждый компонент обладает спецификой и, вместе с тем, строгой подчиненностью к целому.

Целостность, жизнь как целостность, биосфера, биологическая целостность, органическое целое, дифференциация целостности, биологическое познание, разработка проблемы биологической целостности

Короткий адрес: https://sciup.org/14288121

IDR: 14288121

Текст научной статьи О целостности объекта биологического познания

Целостность как одна из характернейших особенностей объекта биологического познания реализуется на всех уровнях его структурнофункциональной организации, в том числе на молекулярном и клеточном, где происходят первичные взаимодействия, оказывающиеся исходными для жизни как процесса. Биологические объекты принадлежат к категории органически целостных систем, особенности которых состоят в том, что здесь часть определяется в зависимости от целого, от координации с другими его частями. Органическое целое не состоит из внешне координированных во времени и пространстве частей, а характеризуется функциональной взаимосвязанностью компонентов, каждый из которых обладает спецификой и, вместе с тем, строгой подчиненностью целому [1]. Последнее оказывается способным к саморазвитию и самовоспроизведению, а составляющие его компоненты являются результатом внутренней дифференциации целого, играют роль его функционального члена - органа и пр.

В живом организме, находящемся в состоянии подвижного равновесия с окружающей средой, морфофизиологическая, структурнофункциональная целостность обусловливается процессами обмена веществ, локализованными в их специфических структурах и функциональных взаимодействиях, а также процессами саморегуляции и управления, осуществляющимися механизмами отдельных компонентов, и их сосредоточением в специализированных структурах. Саморегулирование внутренней среды живых организмов в их взаимодействии с внешними факторами, самонастройка на наиболее эффективный режим функционирования реализуется в зависимости от свойств довольно сложно дифференцированного целого. Эта целостность дифференцируется прежде всего иерархической организованностью живой материи, причем каждый из ее уровней имеет особую структуру и функциональное взаимодействие компонентов и составляющих их элементов. Различные уровни организации живой материи (популяционный, организменный, клеточный, молекулярный и т.д.) образуют нечто единое и могут рассматриваться как его сложные функциональные члены, каждый из которых также является определенной целостностью, расчлененной на функционально взаимосвязанные и субординированные компоненты и элементы.

Проблемы биологической целостности активно разрабатывают такие крупные ученые, как И.И. Шмальгаузен, А.А. Богданов.

Для понимания специфики органической (биологической) целостности чрезвычайно плодотворными были и остаются идеи И.И. Шмальгаузена. По его утверждению, целое, несущее лишь общие функции, расчленяется на части с разными, более специальными функциями. Целое дифференцируется, а части специализируются. Отдельные части получают свои самостоятельные функции. Они как бы автоматизируются. Однако эта автоматизация выражается лишь в обособлении своей специфической функции. Жизнь любой части обеспечивается целым рядом общих функций, в особенности функций обмена, без которых нет жизни. В этих функциях любая специализированная часть всегда связана с остальным организмом, и чем более она специализирована, тем более она становится в зависимость от других частей организма, обеспечивающих выполнение основных жизненных функций всего организма. Таким образом, дифференциация и специализация неизбежно связаны с соподчинением частей, с интеграцией.

Жизнь как целостность представляет собой проявления диалектических процессов созидания и разрушения. Оказывается, что с возникновением жизни все химические процессы на Земле не просто подвержены ее влиянию, но и направляются ею. В основных методологических направлениях познание сущности жизни (в том числе наследственности) идет по пути раскрытия ее структурных основ и наряду с этим утверждает целостные подходы в понимании внутренних и внешних взаимодействий биологического объекта, устанавливает единство структуры и функции, субстрата и его свойств в явлениях жизни. Не может быть функции, свойства вне их локализации в определенных структурах, субстрате, и наоборот. Всякие отступления от этих общих выводов в сторону как универсализации структурной локализации жизненных явлений, так и абсолютизации их целостности не могут быть научно эффективными и обречены на неудачу.

По мнению А.А. Богданова, любой комплекс (система) находится во взаимодействии со средой, и это взаимодействие есть обмен между комплексом и окружающей его средой, обмен энергией и веществом. Иными словами, подчеркивается взаимосвязь комплекса и окружающей среды, их взаимообмен энергией и веществом. Любая система не безразлична к форме воздействия, и внутри системы возникают процессы, направленные на преодоление внешнего воздействия и восстановление равновесия. С помощью различного рода регуляторов система вновь обретает равновесие. Выявляя различные типы систем, А.А. Богданов формулирует общий закон устойчивости систем как централистических, объединенных вокруг центрального ядра, так и «скелетных», сохраняющих целостность благодаря организации элементов вокруг некоторой рамы. По мысли А.А. Богданова, устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент. Поэтому А.А. Богданов говорил о подвижном равновесии, о тенденции равновесия, которая складывается из бесчисленных нарушений равновесия. Эти идеи он положил в основу теории организации не только механических, но и биологических и социальных систем. В своей «Тектологии» А.А. Богданов обращает внимание на наличие трех типов организации в природе и обществе: жестко централистической, в которой центр диктует условия всем нижестоящим и подчиненным ему элементам; жестко иерархической, в которой независимые, автономные структуры взаимодействуют друг с другом без наличия центра, и третьей синтетической формы организации, в которой сильные, независимые, автономные структуры объединяются между собой с помощью центра, основной функцией которого становится их интеграция.

Единство структуры и функций органического целого достигается в качестве итога взаимодействия составляющих его компонентов, каждый из которых состоит из иерархически соподчиненных элементов, запечатлевающихся в их динамическом образе. Этим обеспечиваются устойчивость и надежность самоорганизующегося органического целого в его взаимоотношениях с внешними факторами.

ЛИТЕРАТУРА: 1.Об этом подробно см.: Биофилософия / Отв. ред. А.Т. Шаталов.- М.: Ифран, 1997. 250с.; Воронцов, Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии / Н.Н. Воронцов.- М.: КМК, 2004.- 430с.; Природа биологического познания / Отв. ред. И.К. Лисеев.- М.: Наука, 1991.- 213с.

О ЦЕЛОСТНОСТИ ОБЪЕКТА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Хачатрян А.А.

Резюме

Биологические объекты принадлежат к категории органически целостных систем, особенности которых состоят в том, что здесь часть определяется в зависимости от целого, от координации с другими его частями. В органическом целом каждый компонент обладает спецификой и, вместе с тем, строгой подчиненностью к целому.

ABOUT INTEGRITY OF THE OBJECT OF BIOLOGICAL KNOWLEDGE

Khachatryan A.A.

Статья научная