О философии языка Порфирия и Ямвлиха

Автор: Курдыбайло Инга Павловна, Курдыбайло Дмитрий Сергеевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

В «Письме к Анебону» Порфирия и «О египетских мистериях» Ямвлиха развёртывается список вопросов, которые показывают разное отношение авторов к теургии, к связи между богами и человеческой душой, к путям восхождения души к умопостигаемому. В этом круге вопросов лингвистическая тематика занимает существенное место, уже хотя бы потому, что словесные воззвания с «ничего не значащими», непонятными словами и фразами составляли одну из заметных сторон теургии этой эпохи. Для Порфирия речь и язык - атрибуты низшей онтологической сферы, тогда как боги пребывают в вечном безмолвии, а значит, восхождение души должно сопровождаться упразднением всех языковых проявлений. Для Ямвлиха высший онтологический уровень также характеризуется безмолвием, но восхождение к нему души совершается с помощью слов и звуков, в особенности непонятных. Для Порфирия язык прежде всего рационален, один и тот же смысл может быть понятно выражен на любом языке, происхождение имён видится в перспективе аристотелевского конвенционализма, а «правильность имён» состоит в том, чтобы отношения между именами соответствовали отношениям между вещами. Для Ямвлиха, напротив, важнее сверхрациональный пласт языка (который непосвящённым может казаться иррациональным), он отрицает переводимость высказывания с одного языка на другой без частичной потери смысла, признаёт Установителя имён в платоновском смысле, и также по-платоновски понимает «правильность имён» как соответствие их природе вещей. В заключении статьи показывается связь лингвистических взглядов Порфирия и Ямвлиха с их метафизикой и психологией.

Еще

Порфирий, "письмо к анебону", ямвлих, "о египетских мистериях", платон, "кратил", философия языка, логос, мистицизм, теургия, античная философия, история лингвистики

Короткий адрес: https://sciup.org/147215774

IDR: 147215774   |   DOI: 10.21267/schole.12.2.11

Список литературы О философии языка Порфирия и Ямвлиха

  • Афонасин Е. В. (2012) "Ямвлих о душе," ΣΧΟΛΗ (Schole) 6.2, 228-258.
  • Бенвенист, Э. (1974) Общая лингвистика. Москва: Прогресс.
  • Гринцер, Н. П. (2013) "Платоновская этимология и софистическая теория языка," Платоновский сборник 2. Москва-Санкт-Петербург, 53-83.
  • Курдыбайло Д. С. (2015) "От игры к мистерии: об интерпретации этимологий в диалоге Платона «Кратил»," Платоновские исследования 3.2, 92-116.
  • Лукомский Л. Ю., перев., комм., Светлов Р. В., комм. (1995) О египетских мистериях. Москва.
  • Мельникова И. Ю., перев. (2002) Ямвлих. О Пифагоровой жизни. Москва: Алетейя.
  • Петров А. В. (2003) Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. Санкт-Петербург.
  • Петров В. В. "«Реальный» символ в неоплатонизме и в христианской традиции (в Ареопагитском корпусе и у Карла Ранера)"//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. 3 (31). С. 36-52.
  • Петров В. В. (2013) "Σύμβολα и συνθήματα в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Прокла", Петров В. В., ред. Πλατωνικὰ ζητήματα: Исследования по истории платонизма. Москва: Кругъ, 210-225.
  • Светлов Р. В., перев., комм. (2000) Ямвлих Халкидский: Комментарии на диалоги Платона. Санкт-Петербург: Алетейя.
  • Сидаш Т. Г., перев. (2011) Порфирий. Сочинения. Санкт-Петербург.
  • Afonasin, E. V. (2013) "The Pythagorean Way of Life in Clement of Alexandria and Iamblichus", in E. Afonasin, J. Dillon, J. Finamore, eds. Iamblichus and the Foundations of Late Platonism. Leiden, Boston: Brill, 13-36.
  • Armstrong, A. H. (1987) "Iamblichus and Egypt," Les Études philosophiques 2/3, 179-188.
  • Berg, R. M. van den (2008) Proclus' Commentary on the Cratylus in Context: Ancient Theories of Language and Naming. Leiden, Boston: Brill.
  • Bonfiglioli, S. and Marmo, C. (2007) "Symbolism and linguistic semantics. Some questions (and confusions) from late Antique Neoplatonism up to Eriugena," Vivarium 45, 2/3, 238-252.
  • Callanan, Ch. K. (1995) "A rediscovered text of Porphyry on mystic formulae", The Classical Quarterly, New Series 45.1, 215-230.
  • Clarcke, E. C., Dillon J. M., Hershbell J. P., tranl. (2003) Iamblichus: De mysteriis. Atlanta.
  • Des Places, E., ed. (1966) Jamblique. Les mystères d'Égypte. Paris: Les Belles Lettres.
  • Deubner, L., Klein, U., hrsg. (1975) Iamblichus, De vita Pythagorica. Stuttgart: Teubner.
  • Dillon, J. M., transl. and ed. (1973) Iamblichi Chalcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta. Leiden: Brill.
  • Dillon, J. M. (1997) "Iamblichus' νοερὰ θεωρία of Aristotle's Categories," Blumenthal, H. J. and Finamore, J. F., eds. Iamblichus: the philosopher (Syllecta Classica 8). The University of Iowa, 65-77.
  • Dillon, J. M. (2013) "The ubiquity of divinity according to Iamblichus and Syrianus," The International Journal of the Platonic Tradition 7, 145-155.
  • Harnack, A. von, hrsg. (1916) Porphyrius. Gegen die Christen. Berlin: Reimer.
  • Hoffmann, R. J., transl., ed. (1994) Porphyry's Against the Christians: The Literary Remains. NY: Prometheus Books.
  • Nauck, A., ed. (1963) Porphyrii philosophi Platonici opuscula selecta. Hildesheim: Olms.
  • Poster, C. (1998) "Silence as a rhetorical strategy in Neoplatonic mysticism," Mystics Quarterly 24, 2, 48-73.
  • Pötscher, W., ed. (1969) Porphyrios. Πρὸς Μαρκέλλαν. Leiden: Brill.
  • Schott, J. M. (2009) "Philosophies of language, theories of translation, and imperial intellectual production: The cases of Porphyry, Iamblichus, and Eusebius," Church History 78, 4, 855-861.
  • Shaw, G. (1995) Theurgy and the soul: The Neoplatonism of Iamblichus. University Park, PA: The University of Pennsylvania State University Press.
  • Shaw, G. (1999) "Neoplatonic Theurgy and Dionysius the Areopagite," Journal of Early Christian Studies 7.4, 573-599.
  • Sheppard, A. (2007) "Porphyry's views on phantasia," in G. Karamanolis and A. Sheppard, eds. Studies on Porphyry, 71-76.
  • Sodano, A. R., ed. (1958) Porfirio. Lettera ad Anebo. Naples: L'Arte Tipografica.
  • Struck, P. T. (2004) Birth of the Symbol: Ancient Readers at the Limits of their Texts. Princeton, Oxford: Princeton University Press.
  • Suchla, B. R., hrsg. (1990) Corpus Dionysiacum. Pseudo-Dionysius Areopagita. Bd. 1. De divinis nominibus. Berlin, New York: de Gruyter.
  • Wilder, A., tr. (1915) "Letter of Porphyry to Anebo," in A. Wilder, tr. Theurgia or The Egyptian Mysteries by Iamblichos. The American School of Metaphysics, 9-22.
Еще
Статья научная