О формах правосознания: пример одного анализа

Автор: Шевцов Сергей Павлович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.15, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье поднимается вопрос о возможности реконструкции правового сознания одной культуры и эпохи в категориях и понятиях другой. Предметом анализа выступает сюжет средневековой сказки из сборника «1001» ночи. Большинство европейских исследователей современной Европы воспринимают сюжет этого повествования как демонстрацию вопиющей несправедливости и коррупции, царивших в Египте периода мамлюкского султаната. Вместе с тем, при соотнесении с принципами и нормами мусульманского права, это повествование предстает совершенно иным. В нем рассказывается, как божественная мудрость руководит действиями людей так, что они не знают об этом, утверждая в обществе порядок и справедливость. Сказки раскрывают соотношение высшего мира и земного, свидетельствуют о божественном попечении о повседневной жизни людей.

Еще

Право, правосознание, правовая культура, мусульманское право, справедливость, сказка, картина мира

Короткий адрес: https://sciup.org/147215898

IDR: 147215898

Список литературы О формах правосознания: пример одного анализа

  • Рашковский, Е. Б., Журавский, А. В. (1990) «Мусульманское правосознание в кон-тексте современного города: проблема восприятия закрытых политико- правовых норм», Города на Востоке: хранители традиций и катализаторы перемен. Москва.
  • Сюкияйнен, Л. Р. (1986) Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Москва.
  • Тауфик аль-Хаким (1959) Записки провинциального следователя. Москва.
  • Торнау, Н. Е. (1850) Изложение начал мусульманского права. Санкт-Петербург.
  • Торнау, Н. Е. (1892) Особенности мусульманского права. Санкт-Петербург.
  • Шарль, Р. (1959) Мусульманское право. Москва.
  • Шевцов, С. П. (2014) Метаморфозы права. Право и правовая традиция. Москва.
  • Alif Laila wa-Laila. The Book of a Thousand and One Nights (1965). Reprint of the original copy of the Bûlâq edition of 1252 A. H. Alif laila wa-laila. Al-Tab’ al-ûla. Muqâbala [wa] tashih al-Shaykh Muhammad Qitta al-‘Adawî. 2 vols. Baghdad.
  • Chauvin, V. (1892–1922) Bibliographie des ouvrages arabes ou relatifs aux arabes. Vol. 1–12. Liège.
  • Clouston, W. A. (1886) «Variants and Analogues of Some of the Tales in Vols. XI and XII», in Supplemental Nights to the Book of the Thousand and One Night with Notes An- thropological and Explanatory by Richard F. Burton. Vol. II. London.
  • Die Erzählungen aus den Tausendundein Nächten: vollständige deutsche Ausgabe in sechs Banden/zum ersten Mal nach dem arabischen Urtext der Calcuttaer Ausgabe vom Jahre 1839 übertragen von Enno Littmann (1921–1928). Bd. 1–6. Leipzig.
  • Elbendary, A. A. (2001) «The Sultan, the Tyrant, and the Hero: Changing Medieval Per- ceptions of al-Zâhir Baybars», Mamlûk Studies Review 5, 141–157.
  • Fernandes, L. E. (2002) «Between Qadis and Muftis: To Whom Does the Mamluk Sultan Listen?», Mamlūk Studies Review 6, 95–108.
  • Fuess, A. (2009) «Zulm by Mazālim? The Political Implications of the Use of Mazālim Jurisdiction by the Mamluk Sultans», Mamlūk Studies Review 13, 121–47.
  • Gerhardt, M. I. (1963) The Art of Story-telling: A Literary Study of the Thousand and One Nights. Leiden.
  • Glenn, H. P. (2010) «An Islamic Legal Tradition: The Law of a Later Revelation» in Glenn, H. P. Legal Traditions of the World: Sustainable Diversity in Law. 4th ed. New York, 181–236.
  • Grotzfeld, H. (1985) «Neglected Conclusions of the Arabian Nights: Gleanings in Forgot- ten and Overlooked Recensions», Journal of Arabic Literature 16, 73–87.
  • Нallaq, W. B. (2009) An Introduction to Islamic Law. New York.
  • Нallaq, W. B. (2009) Sharī‛a: Theory, Practice, Transformations. New York.
  • Irwin, R. (2002) «The Privatization of ‘Justice’ under the Circassian Mamluks», Mamlūk Studies Review 6, 63–70.
  • Mahdi, M. (1994) «From History to Fiction: The Tale Told by the King's Steward», in Mahdi, M. The Thousand and One Nights (Alf Layla wa-Layla) from the Earliest Known Sources. Vol. 3. Leiden, 164−180.
  • Morimoto, K. (2002) «What Ibn Khaldūn Saw: The Judiciary of Mamluk Egypt», Mamlūk Studies Review 6, 109–133.
  • Мuller, C. (2008) «A Legal Instrument in the Service of People and Institutions: Endow- ments in Mamluk Jerusalem as Mirrored in the Haram Documents», Mamlūk Studies Review 12, 173–191.
  • Perho, I. (1999) «The Arabian Nights as a Source for Daily Life in the Mamluk Period», Studia Orientalia 85, 139–162.
  • Rapoport, Y. (2012) «Royal Justice and Religious Law: Siyāsah and Shari‛ah under Mam- luks», Mamlūk Studies Review 16, 71–102.
  • Rescher, O. (1918) «Studien über den Inhalt von 1001 Nacht». Der Islam: Journal of the His- tory and Culture of the Middle East 9 (1), 1–94.
  • Schacht, J. (1983) An Introduction to Islamic Law. Reprint edition 1964. New York.
  • Stilt, K. (2011) Islamic Law in Action: Authority, Discretion, and Everyday Experiences in Mamluk Egypt. New York.
  • Supplemental Nights to the Book of the Thousand and One Night with Notes Anthropo- logical and Explanatory by Richard F. Burton (1886). Vol. II. London.
  • Tausend und Eine Nacht Arabisch (1825–43). Nach einer Handschrift aus Tunis herausge- geben von Dr. Maximilian Habicht, Professor an der Kniglichen Universitaet zu Breslau (etc.), nach seinem Tode fortgesetzt von M. Heinrich Leberecht Fleischer, ordentlichem Prof. der morgenlaendischen Sprachen an der Universitaet Leipzig. Breslau.
  • The Arabian Nights: An Encyclopedia (2004). Vol. 1–2. By U. Marzolph and R. van Leeu- wen with H. Wassouf. Santa Barbara, Calif.
  • The Arabian Nights Entertainments (1814–1818). In the Original Arabic, published under the Patronage of the College of Fort William; By Shuekh Uhmud bin Moohummud Shirwanee ul Yumunee. Vol. I–II. Calcutta.
  • The Alif Laila or the Book of the Thousand Nights and one Night, Commonly known as "The Arabian Nights Entertainments", now, for the first time, published complete in the original Arabic, from an Egyptian manuscript brought to India by the late Major Turner, editor of the Shah-Nameh (1839–1842). Edited by W. H. Macnaghten, Esq. Vol. 1–4. Calcutta.
Еще
Статья научная