О формировании дунганского этнического элемента на Алтае
Автор: Бельгибаев Е.А., Папин Д.В., Коротков А.В., Брусник Н.Д.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XVI, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521654
IDR: 14521654
Текст статьи О формировании дунганского этнического элемента на Алтае
Тема миграционных процессов на постсоветском пространстве остается одной из актуальных в этнологической науке. Не углубляясь в тонкости проблематики, связанной со всем спектром движения иноэтнического населения в пределах России и сопредельных территорий отметим, что она не потеряла своей значимости и на Алтае. Одним из новых явлений этого плана стало переселение в последнее десятилетие на территорию края отдельных групп этнических дунган (самоназв. – хуэй). Основная их масса проживает на территории Казахстана (30,2 тыс. чел.) и Кыргызстана (36,9 тыс. чел.), предки которых появились там еще в конце 70-х – начала 80-х гг. ХІХ в., спасаясь от преследований маньжуро-китайских властей после подавления освободительного движения 1862–1877 гг. [Решетов, 2000].
На территории Алтайского края проживание дунган отмечено всероссийской переписью населения 2002 г. [Национальный состав населения Алтайского края, 2002]. По результатам переписи в регионе проживало 39 чел. дунганской национальности. Миграция дунган не прошло также мимо внимания алтайских журналистов. Так, в краевой газете «Алтайская правда» от 17.06.2010 г. была опубликована заметка Л. Ермолиной «Дунгане прижились в Алтайском селе», где автор отмечает факт пребывания в с. Покровка Баевского района дунганских семей из Кыргызстана и затрагивает некоторые аспекты их социокультурной адаптации на новом месте [Ермолина, 2010]. Именно данная дунганская община стала основным объектом этнографического и этносоциологического обследования, которое проводилось в рамках Кулундинской археолого-этнографической экспедиции в июле 2010 г. (руководитель – Д.В. Папин)
На момент опроса в с. Покровка проживало примерно 14 дунганских семей. Традиционно все они являются многодетными. Фактически были выключены из анкетирования девушки и женщины, поскольку согласно мусульманским нормам им запрещено беседовать с чужими мужчинами. Опрос дунганского населения показал, что все респонденты проживают в селе с 2005–2006 гг. и основная их масса являются гражданами России.
В ходе этнографических работ активно использовалась фото- и видеосъемка. Группой студентов-этнографов была предпринята также поездка в Благовещенский район, где они принимали участие в традиционных дунганских поминках. Материал был также зафиксирован на видеокамеру. Немаловажные сведения по этнографии дунган имеются в личном архиве директора средней школы с. Покровка Н.Д. Брусника, где помимо всего прочего имеются данные по социокультурной адаптации учащихся из числа дунганской национальности. В ходе сбора этнографического и этносо-циологического исследования нами широко также использовались методы наблюдения, беседы, опроса и анкетирования.
В результате работы с информаторами выяснилось, что, по крайней мере, основная их масса является выходцами из Северного Кыргызстана. Как известно, после развала Советского Союза в этой республике сложилась крайне не простая социально-экономическая и политическая ситуация. В этой связи дунгане вынуждены переезжать с семьями в поисках лучшей доли в другие страны. Многие из них хотели бы переселится в Казахстан, однако здесь гораздо сложнее получить гражданство, чем в России. Миграционные настроения дунган стимулируют недавние события на юге Кыргызстана. В настоящее время у многих покровских дунган имеется российское гражданство. Укоренению дунган на алтайской земле способствует наличие частной собственности в виде домов и приусадебных участков.
Традиционно покровские дунгане занимаются поливным овощеводством, которое ориентировано на рынок, поскольку оно является основой существования их семей. В настоящее время выращиваются арбузы, дыни, тыквы, кабачки, капуста, огурцы, томаты, картофель. Реализуя на рынке, полученные продукты, дунгане постепенно увеличивают размеры арендованной или купленной ими земли. Не последнее место в получении хорошего урожая играет редкое трудолюбие и физическая выносливость дунган. Работа на полях занимает весь световой день. При этом, работают все представители семьи, включая детей, которые включаются в трудовую деятельность с пяти лет. Вместе с тем, в последние годы многие дунганские семьи заводят мелкий и крупный рогатый скот, подстраховывая себя в случае плохого урожая на полях. Уже сейчас можно видеть как постепенно в пределах усадеб возводятся хозяйственные постройки для домашнего скота и птицы.
Этнические дунгане в пределах с. Покровка имеют некоторые черты общины (наличие лидера, самоорганизация, взаимопомощь). Лидер выполняет организационные функции и в определённой мере даже надзорные. В наделении функции главы общины для дунган важен не сколько возраст, а социальная активность, способность идти на контакт с другими людьми и успешно вести торговую и организационную деятельность.
Огромную консолидирующую роль в дунганской общине играет ислам. Религиозный фактор оказывает принципиальное влияние на все стороны их жизни. Дунгане соблюдают фактически все религиозные предписания: исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада, молитвы, пост и т.д. Практически все дунгане не пьют алкогольные напит- ки, не курят. Большим грехом они считают воровство. Все это резко повышает адаптивные возможности дунган в иноэтнической среде, поскольку в глазах русского населения формируется положительный образ переселенцев. Социокультурной адаптации дунган в немалой степени способствует свободное владение русским языком. Особенно это относится к младшему поколению, которое обучается в местной общеобразовательной школе. Примечательно, что многие из дунган не знают киргизского языка, а языковой фактор в странах Центральной Азии является одним из наиболее острых. Немало дунган среди друзей имеют русских, принимают участие в общероссийских праздниках и даже христианских – масленице, Ивана Купала и др. Дети активно включаются в школьную программу, демонстрируя уникальную культуру дунган, а также принимают участие в постановках русских сказок и басен. При этом они свободно себя чувствуют как в дунганских, так и русских традиционных костюмах.
Вместе с тем дунгане стремятся сохранить свою культуру и язык. В их одежде встречаются элементы традиционного костюма, особенно у женщин. Национальным колоритом отличается пища. Дунганами также строго соблюдаются традиционные обряды жизненного цикла. Надо особенно отметить, что дунганская община глубоко традиционна. В семье велик авторитет отца, вплоть до того, что он сам выбирает невесту для сына, причем только дунганку. Все дунгане свободно владеют родным языком. Русский язык они используют только вне дома, вне семьи. В присутствии иноэтнического населения дунгане разговаривают исключительно на русском языке.
В целом можно с уверенностью говорить о формировании на Алтае дунганского этнического элемента. При этом очевидна тенденция к росту их численности. Этому способствуют направленные в край миграции дунган, при этом они переселяются целыми семьями. Неблагополучная социально-экономическая и политическая ситуация с мест их исхода, видимо, будет стимулировать эти процессы. Росту численности рассматриваемой этнической групп будет способствовать ранние браки и четкая ориентация на многодетность. Кроме того, многие из опрошенных дунган связывают свою дальнейшую судьбу с Россией.