О фотографии портретов древнегреческих философов

Бесплатный доступ

В статье очерчены исследования, сфера которых только начинает обретать очертания в наши дни, и обнаружены подходы, позволяющие прояснить какую роль играли прижизненные и последующие реплики изображений античных философов. Заострено внимание на проблеме влияния изображения конкретного мыслителя на оценке его мыслей? Ставятся следующие вопросы об исторической корреляции трансформации оценки философа и эволюции его изображения: мешали ли портретные изображения проникновению в своеобразие их мыслей? Какими темпами происходила мифологизация философа? Сделан вывод, что портреты философов имеют свой особый язык, свой ресурс понимания философии античных мыслителей. Важной темой статьи является указание на неявную подмену объемного скульптурного образа плоским фотографическим образом. Выделено две базовые интерпретации при создании портрета: первый в момент создания скульптурного портрета, второй, в процессе его фотографирования и перевода в плоский образ. Устранение неявных допущений позволяет улучшить методологическую базу работы с образами. Понимание оценки философа не сводится ни к письменным текстам, ни исчерпывается иконографическим методом анализа их визуальных образов. Делается вывод, что портреты философов не являются простой иллюстрацией словесных портретов; они - важный и самоценный источник информации.

Еще

Скульптурный портрет, образ философа, фотография, репрезентация, иконография, иконология, аналитика визуального образа

Короткий адрес: https://sciup.org/147103402

IDR: 147103402

Список литературы О фотографии портретов древнегреческих философов

  • Афонасина, А. С. (2014) «Античные источники о раскрашенных статуях», ΠΡΑΧΗΜΑ (Praxema). Проблемы визуальной семиотики 1, 31-40.
  • Бодлер, Ш. (1986) Об искусстве. Москва, Искусство.
  • Вальдгауер, О. Ф. (1938) Этюды по истории античного портрета. Москва-Ленинград (перевод первого издания опубликован в 1921 году в Ежегоднике Российского института истории искусств, т. I, вып. I).
  • Виппер, Б. (1985) Введение в историческое изучение искусства. Москва, Изобразительное искусство.
  • Гегель (1958) Лекции по эстетике. Книга третья. Москва.
  • Герц, К. (1858) «Фотография в отношении к истории искусства», Русский вестник. Т. 15.
  • Дворецкий, И. Х. (1958) Древнегреческо-русский словарь. В 2-х томах. Москва, Государственное издательство иностранных и национальных словарей: http://dicipedia.com/dic-gr-ru-old-term-28618.htm.
  • Дюпен, Ж. (2005) «Невозможная реальность», Пространство другими словами: Французские поэты ХХ века об образе в искусстве. Санкт-Петербург, Изд-во Ивана Лимбаха.
  • Лебедев, А. В. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. Москва.
  • Илюшечкин, В. Н. (1998) «Античная физиогномика», Человек и общество в античном мире, отв. ред. Л. П. Маринович. Москва, Наука.
  • Савчук, В. В., Степанов, М. А., ред. (2009) Медиафилософия III. Фотография. Санкт-Петербург, Изд-во Санкт-Петербургского философского общества.
  • Панофский, Э. (2009) Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. Санкт-Петербург, Азбука-классика.
  • Гаспаров, М. Л., пер. (1980) Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. Москва, Наука.
  • Светлов, Р. В. (1992) «Античный символ неба-времени», Символы в культуре, отв. ред. В. В. Савчук. Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ.
  • Хафнер, Г. (1984) Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. Москва, Прогресс.
  • Alloa, E. (2011) Das durchscheinende Bild. Konturen einer medialen Phänomenologie. Berlin-Zürich, Diaphanes.
  • Brunn, Heinrich & Arndt, Paul (1891-1899) Griechische und romische portrats, hrsg. von Friedrich Bruckmann. Lieferungen, 1-47, 9 v. München, 1891-99; Antike Porträts, bearb. von Richard Delbrück. Bonn: A. Marcus und E. Weber, 1912.
  • Flusser, V. (1998) Vom Subjekt zum Projekt. Menschwerdung. Frankfurt am Main. Santayana, G. (1999) “Das fotografische und das geistige Bild (ca. 1905),” Theorie der Fotografie I. 1839-1912. Eine Anthologie herausgegeben und eingeleitet von Wolfgang Kemp. München, Schirmer/Mosel.
  • Münkler, Herfried , hrsg. (2009) Strategien der Visualisierung: Verbildlichung als Mittel politischer Kommunikation. Frankfurt am Main, Campus-Verl.
  • Belting, Hans (2013) Faces: eine Geschichte des Gesichts. München, Beck. Straten, Roelof van (1997) Einführung in die Ikonographie. Berlin, Reimer.
  • Walter, Benjamin (1977) “Einbahnstraße. Die Technik des Kritikers in dreizehn Thesen,” in Gesammelte Schriften, Bd. IV/1. Frankfurt am Main.
  • Weigel, S. “Zum «topographical turn». Kartographie, Topographie und Raumkonzepte in den Kulturwissenschaften,” KulturPoetik 2002. Bd. 2.
  • Zanker, Paul (1996) The Mask of Socrates: The Image of the Intellectual in Antiquity. University of California Press.
Еще
Статья научная