«О граде божьем» и современная философия истории или что нам могут сказать размышления Августина об истории

Автор: Сыров Василий Николаевич, Суханова Софья Юрьевна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье обсуждается значение исторических воззрений Августина для современной философско-исторической мысли. Объектом анализа выступает его труд «О граде Божьем». Основной тезис статьи заключается в утверждении, что историческая концепция Августина может быть интерпретирована не только как предпосылка формирования современных исторических представлений, но и как источник их развития. Наша позиция опирается на направление в историографии, утверждающее, что критическое отношение Августина распространяется на исторические взгляды не только сторонников языческих верований, но и христиан. Анализ высказываний Августина в труде «О граде Божьем» подтверждает тезис о его критическом отношении к любым попыткам связывать дату конца мира с любым конкретным историческим событием или направление мировой истории с победой и ростом христианской веры. Размышления Августина о ценности земных благ и смысле бедствий, одинаково распространяющихся на верующих и неверующих, позволяют интерпретировать его взгляд на прошлое не как на линейное поступательное движение, а как на серию исторических опытов, призванных проверить прочность религиозных убеждений. Суждения Августина о перемешанности двух градов и странствовании града Божьего позволяют трактовать статус идеи града как ценности, обеспечивающей выбор исторических сюжетов и типов исторических нарративов. Такая трактовка исторических воззрений Августина позволяет пересмотреть общепринятые тезисы о провиденциализме и телеологичности его учения. Наш тезис заключается в утверждении, что, по Августину, они характеризуют общий смысл мирского бытия, но не направленность самого исторического процесса. В итоге предполагается, что истолкование прошлого как серии исторических опытов, с одной стороны, отвечает установкам современной философско-исторической мысли, а с другой стороны, вполне может быть согласовано с провиденциализмом и телеологичностью общей религиозной позиции Августина.

Еще

Телеология, провиденциализм, универсальность истории, учение о прогрессе, философия истории, исторический опыт

Короткий адрес: https://sciup.org/147103392

IDR: 147103392

Список литературы «О граде божьем» и современная философия истории или что нам могут сказать размышления Августина об истории

  • Барг, М. А. (1987) Эпохи и идеи. Москва.
  • Болингброк Г. С. Дж. (1978) Письма об изучении и пользе истории, пер. С.М. Берковского, А.Т. Парфенова, А. С. Розенцвейга. Москва.
  • Герье, В. И. (1910) Блаженный Августин (Зодчие и подвижники Божьего царства. Часть первая). Москва.
  • Гринин, Л. Е. (2010) «Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века», Философия и общество 2, 151-192.
  • Епифанова, Т. В. (2012) Человек, общество и государство в политическом учении Августина Блаженного. Москва.
  • Желтикова, И. В. (2008) Введение в философию истории (Библейские источники). Орел.
  • Коллингвуд, Р. Дж. (1980) Идея истории. Автобиография, пер. Ю.А. Асеева. Москва.
  • Элиаде, М. (1987) Космос и история, пер. А. А. Васильевой, В. Р. Рокитянского, Е. Г. Борисовой. Москва.
  • Ankersmit, F. (2002) “Trauma and Suffering: a Forgotten Source of Western Historical Consciousness,” Western Historical Thinking. An Intercultural Debate, ed. by Jörn Rüsen. New York: 72-84.
  • St. Aurelii Augustini. “De Civitate Dei contra paganos libri XXII,” St. Aurelii Augustini opera omnia: Patrologiae Latinae elenchus. www.augustinus.it/latino/PL_41.htm
  • Butterfield, H. (1950) Christianity and History. New York.
  • Fortin, E. L. (1979) “Augustine's City of God and the Modern Historical Consciousness,” The Review of Politics 41.3, 323-343.
  • Deferrari, R. J., Keeler M. J. (1929) “St. Augustine's City of God: Its Plan and Development,” The American Journal of Philology 50.2, 109-137.
  • Loetscher, F. W. (1935) “St. Augustine's Conception of the State,” Church History 4.1, 16-42.
  • Mommsen, T. E. (1951) “St. Augustine and the Christian Idea of Progress: The Background of the City of God,” Journal of the History of Ideas 12.3, 346-374.
  • Morrison, K. F. (1980) “‘From Form into Form': Mimesis and Personality in Augustine's Historical Thought” Proceedings of the American Philosophical Society 124.4, 276-294.
  • Rubinoff, L. (1968) “Christian Faith and the Interpretation of History: A Study of St Augustine's Philosophy of History by G. L. Keyes,” A Review by Lionel Rubinoff, Phoenix 22.2, 173-176.
  • Rüsen, J. (2004) “How to Overcome Ethnocentrism: Approaches to a Culture of Recognition by History in the Twenty-First Century,” History and Theory 43. 4,118-129.
  • Rüsen, J. (2012) “Tradition: A Principle of Historical Sense-Generation and Its Logic and Effect in Historical Culture,” History and Theory 51.4, 45-59.
  • White, H. (1978) “Historical Text as Literary Artifact,” The Tropics of Discourse. The University of Wisconsin Press: 81-100.
Еще
Статья научная