О гротеске в русской прозе В. В. Набокова
Автор: Рудова Оксана Степановна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Филология @vestnik-bsu-philology
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 2, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуются особенности функционирования гротеска в творчестве В. В. Набокова на материале прозы русскоязычного периода (рассказы 1920-1930-х гг., роман «Приглашение на казнь»). Берется во внимание рецепция гоголевского гротеска, современная Набокову критика к вопросу генезиса набоковского формо- и смыслосодержательного использования гротеска. Особая модель распадающегося, драматично воспринятого мира побуждает активно использовать гротеск как прием. Рассматривается образ гротескного тела как выразителя безликости персонажей, а также как актуализатора физиологического начала. Кукольность сопрягается с карнавальными и околокарнавальными формами. В мире, в котором царит хаос, гротеск как способ художественного воплощения иллюзорности, миражности мира становится единственно продуктивным способом передачи ощущения изначальной искаженности бытия.
Русская проза набокова, гротеск, гротескное тело, карнавальные формы, иллюзорность, мир как хаос
Короткий адрес: https://sciup.org/148326728
IDR: 148326728 | DOI: 10.18101/2686-7095-2023-2-50-55
Список литературы О гротеске в русской прозе В. В. Набокова
- Бахтин. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1965. 525 с. Текст: непосредственный.
- Башкеева В. В. Театральный код в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2019. № 1. С. 27‒33. Текст: непосредственный.
- Бочаров С. Г. Вокруг «Носа» // Филологические сюжеты. Москва: Языки славянских культур, 2007. С. 174‒198. Текст: непосредственный.
- Кеба А. В. Типология гротескных форм в европейской литературе 1920‒1930-х гг. // Вопросы русской литературы. 2006. № 12. C. 99‒110. Текст: непосредственный.
- Куксина Е. М. «UltimaTrule» В. В. Набокова и «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 2. В. Набоков в контексте русской литературы XX века. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 38‒48. Текст: непосредственный.
- Манн Ю. В. О гротеске в литературе. Москва: Юрайт, 2021. 145 с. Текст: непосредственный.
- Набоков В. В. Собрание сочинений: в 4 томах / составитель В. В. Ерофеев. Москва, 1990. Т. 1. 414 с. Текст: непосредственный.
- Набоков В. В. Собрание сочинений: в 4 томах / составитель В. В. Ерофеев. Москва, 1990. Т. 2. 446 с. Текст: непосредственный.
- Набоков В. В. Собрание сочинений: в 4 томах / составитель В. В. Ерофеев. Москва, 1990. Т. 4. 476 с. Текст: непосредственный.
- Набоков В. В. Николай Гоголь. URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/nikolaj-gogol/apofeoz-lichiny.htm (дата обращения: 20.03.2023). Текст: электронный.
- Сошкин Е. К источникам рассказа Набокова «Картофельный эльф» // Новое литературное обозрение. 2015. № 5. С. 217‒229. Текст: непосредственный.
- Таганова Н. Л. «Приглашение на казнь» В. В. Набокова и Н. В. Гоголь: объединенность абсурдом // Научный поиск. 2011. № 2. С. 45‒48. Текст: непосредственный.
- Ходасевич В. Г. Рецензия на роман «Приглашение на казнь» // Классик без ретуши / под общей редакцией И. Г. Мельникова. Москва: Новое литературное обозрение, 2000. С. 138–140. Текст: непосредственный.