О художественном своеобразии неоконченной поэмы Н.В. Недоброво «Тление кружев»

Автор: Орлова Екатерина Иосифовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье впервые анализируется неоконченная поэма Николая Владимировича Недоброво (1882-1919), поэта, филолога, литературного критика, однокурсника А. Блока по Петербургскому университету, друга и собеседника многих деятелей серебряного века, среди которых А. Белый, Вяч. Иванов, А. Ахматова и другие. Андрей Белый в 1912-1917 гг. высоко ценил стихи Недоброво и даже видел в нем будущего Тютчева ХХ в. В «Обществе ревнителей художественного слова» (Академии стиха) Недоброво называли правой рукой «самого» Вяч. Иванова. С Ахматовой Недоброво связывала близкая дружба. Его статья о ее раннем творчестве ныне считается классической. Ахматова продолжала поэтический диалог с Недоброво и много лет спустя после его смерти. Реальный комментарий к стихотворению Ахматовой «А в книгах я последнюю страницу.» позволяет точнее интерпретировать образы двух домов и теневых профилей на их стенах в этом стихотворении. Автор указывает на связь в лирике Недоброво и в неоконченной поэме мотивов кружева, парчи и драгоценного прошлого. Затрагивается вопрос о своеобразии Недоброво - теоретика стиха, о новаторстве его статьи, посвященной метру и ритму. Однако как поэт Недоброво тяготеет скорее к традиции, чем к эксперименту. В его небольшом по объему поэтическом наследии мы находим образцы сонета, александрийского стиха, газели, триолетов. Характерным представляется подзаголовок «Тления кружев» - «Поэма в октавах». По мнению автора статьи, это также говорит о приверженности поэта твердым формам стиха, что, с одной стороны, вообще характерно для стиховой культуры начала ХХ в., а с другой - вполне отвечает эстетическому складу самого Недоброво и его конкретному художественному замыслу, насколько сохранившийся автограф позволяет об этом судить. В статье приводится текст неоконченной поэмы Недоброво.

Еще

Н. недоброво, поэма «тление кружев», мотивы лирики, а. ахматова, триолеты, октавы, ритм и метр

Короткий адрес: https://sciup.org/149141348

IDR: 149141348   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-181

Список литературы О художественном своеобразии неоконченной поэмы Н.В. Недоброво «Тление кружев»

  • Жирмунский В. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664 с.
  • Козловская Г.Л. «Мангалочий дворик…» // Воспоминания об Анне Ахматовой. М.: Советский писатель, 1991. С. 378–400.
  • Лернер Н. Н.Н. Шульговский. Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения. Изд-ва т-ва М.О. Вольф. СПб. и М., 1914 // Нива. Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения. 1914. № 5. С. 143–145.
  • Лукницкий П.Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Т. 1. 1924-25 гг. Paris: YMCA-Press, 1991. 347 с.
  • Михайлова М. «Различения и скорби» Николая Недоброво: взгляд из ХХI века // Знамя. 2004. № 12. С. 212–214.
  • Недоброво Н. Милый голос. Избранные произведения. Томск: Водолей, 2001. 351 с.
  • Недоброво Н.В. Ритм, метр и их взаимоотношение // Труды и дни. 1912. № 2. С. 14–23.
  • Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9. М.: ГИХЛ, 1950. 839 с.
  • Пяст Вл. Встречи. М.: Новое литературное обозрение, 1997. 416 с.
  • Сазонова-Слонимская Ю.Л. Николай Владимирович Недоброво. Опыт портрета // Ахматова А.А. Поэма без героя: в 5 кн. М.: Изд-во МПИ, 1989. С. 232–248.
  • Тименчик Р.Д. Ахматова и Пушкин. Заметки к теме // Пушкинский сборник. Вып. 2. Рига, 1974. С. 32–55.
Еще
Статья научная