О музыкальном компоненте в романе С. Юзеева "Не перебивай мертвых"

Автор: Монисова Ирина Владимировна, Сырысева Диана Юрьевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 6, 2017 года.

Бесплатный доступ

В основе статьи - доклад авторов на II Международной научной конференции «Современное искусство Востока: ключевые процессы, методы изучения, проблемы музеефикации» (Москва, 17-20 октября 2017 г.). В аспекте синтеза искусств анализируется роман современного татарского прозаика и кинорежиссера Салавата Юзеева «Не перебивай мертвых» (2015), в котором важную роль играет музыкальная и кинематографическая составляющие. Исследуются музыкальные образы, лейтмотивы и ритмы, которые проявляются как на уровне идейно-смысловом и сюжетно-композиционном, так и на уровне микропоэтики. Некоторые структурные особенности романа отсылают к сонатной форме. Ритм фразы, звукопись также указывают на синтетический характер текста. Сонатная форма, проступающая на разных уровнях повествования в романе, помогает автору подчеркнуть и «ритмизировать» вечное противоборство добра и зла на фоне времени и вечности, придать этому противостоянию универсальный характер.

Еще

Синтез искусств, музыкальная структура, лейтмотив, ритм, макропоэтика, микропоэтика, сонатная форма, проза кинематографиста

Короткий адрес: https://sciup.org/148183588

IDR: 148183588   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2017-6-163-170

Список литературы О музыкальном компоненте в романе С. Юзеева "Не перебивай мертвых"

  • Асеева С. Музыка в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» как интермедиальный и философский компонент//Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. Филологические науки. 2016. № 2. С. 155-160.
  • Зайнуллина Г. Синтез документального и художественного в романе Салата Юзеева «Не перебивай мертвых»//Синтез документального и художественного в литературе и искусстве. 2011. Вып. 3. С. 400-407.
  • Исаева Е. Как граф Толстой слышал Бетховена или почему все-таки «Крейцерова соната» //Израиль. XXI век. Муз. журнал. 2012. № 32 (март). URL: http://www.21israel-music.net/Kreizerova_sonata.htm (дата обращения: 15.07.2017).
  • Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии. СПб.: Композитор, 1997. 272 с.
  • Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. 62 с.
  • Махов А. Musica Literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике: монография. М.: Intrada, 2005. 224 с.
  • Миннегулов Х. Татарская литература и восточная классика: Вопросы взаимосвязей и поэтики. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1993. 381с.
  • Рассказова Л. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»//Литература в школе. 2007. № 7. С. 8-12.
  • Руколеева Р. «Соната в прозе»: гармония слова и музыки в творчестве Германа Гессе//Дискуссия: Политематический журнал научных публикаций. 2011. № 1. С. 53-63.
  • Соната//Музыкальный энциклопедический словарь/гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.
  • Фортунатов Н. М. Музыкальность прозы Чехова//Фортунатов Н. М. Пути исканий: о мастерстве писателя. М.: Сов. писатель, 1974. 239 с.
  • Юзеев С. Не перебивай мертвых: роман, рассказы, пьеса. Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. 384 с.
Еще
Статья научная