О научных исследованиях студентов

Бесплатный доступ

По мнению автора, проблема правового регулирования студенческих научных исследований в высших учебных заведениях не нашла четкого отражения на уровне педагогических и правовых учений, что приводит к неопределенности в оценке правового статуса учителя (педагога) как советника и студент как исполнитель научных исследований.

Короткий адрес: https://sciup.org/14319792

IDR: 14319792

Текст научной статьи О научных исследованиях студентов

Проблема правового регулирования научных исследований студентов вузов не нашла ясного отражения на уровне педагогических и юридических доктрин, что приводит к неопределённости при оценке правового статуса преподавателя (педагогического работника) как научного руководителя и студента – исполнителя научного исследования.

В самом деле, педагогический работник вуза при планировании своей работы может «взять обязательство» в части научного руководства научноисследовательской работой студентов, но может этого не делать. Достигнутые результаты научного исследования студентом не является обязательным юридическим фактом для поощрения студента и преподавателя – научного руководителя ни в части морального, ни материального вознаграждения. Нередко учебное заведение не выполняет своих обязательств, ко- гда по результатам нескольких этапов всероссийских конкурсов студент-«победитель» приглашается организатором конкурса для участия в заключительном этапе (г. Москва), а вуз отказывает в оплате проезда. Определимся с последовательностью изложения наших суждений. Для научных исследований в области права выработан алгоритм логически связанных, последовательно развивающихся, типичных действий исследователя. Во-первых, следует дать анализ юридических норм как основы правового регулирования в исследуемой сфере. Правовые позиции в части научно-исследовательской работы студентов закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, который вступит в действие с 1 сентября 2013 года. Именно в этом Законе изложены «типизированные» правовые возможности и прогнозируется необходимость опреде- лённого поведения участников образовательных правоотношений. Во-вторых, необходимо обратиться к анализу правоотношений, субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. По мнению учёных, субъективные права и обязанности при наличии юридических фактов (жизненных обстоятельств) «оживляют» абстрактную правовую норму. В-третьих, следует учесть акты реализации прав и обязанностей субъектов, то есть правоприменительную практику.

Речь идёт об анализе механизма правового регулирования общественных отношений применительно к правам и обязанностям педагогических работников и студентов в сфере научных исследований. Заметим, что анализ прав и обязанностей научно-педагогических работников, статус которых определён ст. 50 Закона «Об образовании» и законодательством о науке, остаётся за пределами настоящего исследования. В такой же последовательности работает каждый студент-исследователь, если проблема исследования касается права. Практика организации научных исследований студентов экономических специальностей в Хабаровской государственной академии экономики и права на кафедре права в течение последних 16 лет (столько существует и сама кафедра) показала успешность таких исследований, в которых очевиден анализ «правовой материи» – норм, правоотношений, актов правоприменения. Не все студенты-исследователи в экономическом вузе могут глубоко погрузиться в правовую материю (но не утонуть в ней).

Если это удаётся, то почти каждый из них мечтает о получении дополнительного юридического образования.

Заслугой разработчиков Закона об образовании (2012 г.) является формулирование и самой конструкции образовательного правоотношения с указанием предмета правового регулирования, основных методологических начал, границ субъективных прав и обязанностей с заданным вектором социального развития.

По смыслу данного Закона «образование» как правовая категория предполагает «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, поддерживаемый государственной политикой и правовым регулированием отношений в сфере образования» (ст. 2). Предметом образовательных правоотношений являются:

  • 1)    отношения в связи с реализацией права на образование;

  • 2)    общественные отношения в связи с обеспечением государственных гарантий реализации этого права, то есть реализацией прав и свобод человека в сфере образования;

  • 3)    отношения, связанные с созданием условий для реализации права на образование (ст. 1).

Данная правовая конструкция образовательных правоотношений лишь основа, «стержень правовой материи» в исследуемой сфере. Естественно, что в данной юридической конструкции отсутствует такой элемент, как научные исследования студентов вуза, но это не означает, что искомый элемент отсутствует вовсе. Базовая юридическая конструкция образо- вательных правоотношений сформулирована достаточно широко, абстрактно, что обусловлено предметом правового регулирования. В определённой мере своеобразие такой конструкции связано с тем, что для регулирования образовательных правоотношений применимы как диспозитивные начала правового регулирования, так и императивные. Так, например, реализация принципов «свободного развития личности» (п. 3 ст. 3), свободного «выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие способностей» (п. 7 ст. 3), «автономии образовательных организаций» (п. 9 ст. 3), «свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания (п. 2 ст. 47) и других требуют применения диспозитивных начал в правовом регулировании. В то же время установление государственных гарантий, механизмов, условий реализации прав и свобод обеспечивается императивными правовыми нормами (ст. 4, 5, 6). Отсюда возможно многообразие других юридических конструкций, которые открывают субъектам правоотношений широкие возможности для выбора, согласно их интересам. Обеспечивая условия для самоопределения личности и её социализации Закон «Об образовании» учитывает биологические и психологические характеристики личности, в том числе его способности и дарования. Не случайно, формируя основные обязанности педагогических работников, закон обязывает «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира» (п. 4 ч. 1 ст. 48).

Следовательно, при установлении «особого правового статуса педагогического работника», в том числе путём наделения его академическими правами и свободами – свободой преподавания, свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, правом на творческую инициативу в пределах реализуемой образовательной программы, правом на осуществление научной, творческой, исследовательской деятельности, педагогический работник вуза получает юридически значимую установку на организацию научных исследований студентами, но императивно не обязан. Почему? На наш взгляд, отсутствие такого императива объективно обусловлено. Каждый из нас, педагогических работников, констатировал «несхожесть» способностей разных студентов при изучении правовых дисциплин. Различие в способностях студентов, как и всех других индивидов, зависит от двух основных обстоятельств: во-первых, изначально, природного различия самих потенциальных способностей (задатков); во-вторых, за счёт того, как складывается индивидуальный путь развития в целом. Первоначальные «задатки», «дарования» в процессе образования индивидуализируют, «различают» способности индивидов, а также и студентов в части возможностей заниматься научным исследованием. Государство признаёт наличие индивидуальных дарований личности и создаёт условия для их развития, в первую очередь в процессе образования. Так, реализация образовательных программ в области искусства основана на принципах непрерывности и направлена на выявление одарённых детей и молодёжи (п. 1 ст. 83).

В литературе по психологии и физиологии «дарованиями» признаются «исключительные» способности. Учёные пытаются показать, какие специфические способности необходимы для успешного осуществления музыкальной, изобразительной деятельности. Опираясь на результаты изучения развивающегося мозга ребёнка, учёные сформулировали представления о биологическом «каркасе» личности, который влияет на формы, темпы, последовательность становления отдельных её качеств. Биологический «каркас» – генетическая программа, предопределяющая контуры будущей «постройки». Встречаются дети с абсолютным музыкальным слухом и дети, которым «медведь на ухо наступил». Разумеется, не каждый ребенок с абсолютным слухом становится композитором или музыкантом, у него могут быть совсем иные увлечения. Однако врождённые особенности накладывают существенный отпечаток на результаты обучения, на формирование индивида. Способность к научным исследованиям, по нашему мнению, встраивается в один ряд с теми «специальными» способностями, которые пре- допределяют музыкальное, художественное и иное творчество. Общеизвестна похвала: «Талантливый ученый!»

Сформулируем несколько выводов.

Государство обязуется оказывать содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определённой сфере учебной и научноисследовательской деятельности (п. 2 ч. 5 ст. 5). При условии, что студент проявляет способности к научным исследованиям, педагогический работник вуза обязан «взвалить» на себя научное руководство, и такая деятельность должна быть морально и материально поощряема.

В других случаях руководство научноисследовательской работой студентов – это право педагогического работника выбрать метод обучения, применить творческую инициативу (ст. 47).

Статья научная