О некоторых аспектах обеспечения личной и общественной безопасности полицией
Автор: Алиуллов Р.Р.
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Уголовное право и криминология
Статья в выпуске: 4 (10), 2012 года.
Бесплатный доступ
Анализируя проблемы безопасности, личной и общественной, автор останавливается на формах и методах подготовки специалистов в ведомственных вузах в период реформирования милиции и формирования полиции.
Проблемы безопасности, федеральные правоохранительные стандарты, общественная безопасность, ситуационный центр
Короткий адрес: https://sciup.org/142197543
IDR: 142197543
Текст научной статьи О некоторых аспектах обеспечения личной и общественной безопасности полицией
Несмотря на относительную социальную стабильность в обществе, значительная часть граждан РФ все еще обеспокоена вопросами обеспечения как собственной безопасности, так и безопасности своих близких и родственников. Вопреки ожиданиям специалистов в сфере правопорядка, предпринимаемые государством меры организационно-правового и материально-технического характера не привели к сколь-нибудь социально ощутимому снижению уровня преступности. Преступность все еще остается доминирующим фактором, дестабилизирующим общую обстановку и оказывающим существенное влияние на уровень реальной, а не декларируемой защищенности личности и общества. Подобное положение подрывает не только авторитет органов полиции, но и формирует негативное отношение граждан в целом к органам государственной власти в их способности решить значимые социальные задачи.
Между тем тщательный анализ проблемы безопасности показывает, что ее повышение требует решения как минимум трех взаимообусловленных задач: образовательной (педагогической), содержательной и организационной.
Во-первых, проблема обеспечения безопасности в различных сферах человеческой деятельности в условиях рыночных отношений обостряется из года в год с тенденцией постепенного снижения, и в последние годы приобрела особую актуальность. Ситуация в этой сфере усложняется тем, что само понятие «обеспечение безопасности» является многоаспектным, многогранным явлением, не имеющим линейного, однозначного варианта своего решения. Несмотря на предпринимаемые государством меры, добиваться адекватного улучшения уровня безопасности по отдельным направлениям не всегда удается. Примером может послужить принятая в 2007 году Федеральная программа по безопасности на дорогах. Несмотря на выделение огромных финансовых средств, направленных на улучшение качества дорожного покрытия, на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения, адекватного усиления безопасности не наблюдается. В этом контексте остро стоит вопрос об оценке эффективности предпринимаемых мер по усилению безопасности. Некоторые авторитетные специалисты ставят под сомнение целесообразность кратного увеличения государственных расходов, направляемых на усиление безопасности. К слову, на поддержание системы национальной, общественной безопасности в Российской Федерации в минувшем году было потрачено более 24 процентов всего национального дохода страны. Лишь на содержание ОВД на текущий год выделено более 1 триллиона 300 миллиардов рублей. В этом контексте постановка вопроса об эффективности их использования действительно носит альтернативно дискуссионный характер. Между тем следует понять, что в отличие от командно-административной, жесткой системы государственного управления в условиях рыночных отношений безопасность становится товаром, имеющим реальную цену. При понимании важности этого вопроса органы государственного управления должны демонстрировать свою готовность и наличие политической воли к принятию соответствующих мер.
Во-вторых, наряду с организационными, финансовыми, материально-техническими и технологическими мерами, которые предпринимаются государством, на состояние безопас- ности существенное влияние оказывают правовые меры, направленные как на создание правовой системы безопасности, так и на формирование мер ответственности в этой сфере.
В-третьих, в юридической науке на сегодняшний день выработан соответствующий понятийный аппарат, позволяющий описать само явление безопасности, определить виды безопасности, факторы, их обусловливающие, а также объяснить имеющиеся особенности в сфере практического обеспечения безопасности. Сформулирована консолидированная научно-аргументированная дефиниция понятия безопасности и определены ее объекты. ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимает степень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Представляется, что эта удачная дефиниция понятия безопасности во многом упрощает поиск соответствующих правовых элементов и механизмов обеспечения безопасности личной, общественной. Поскольку национальная или государственная безопасность имеет ряд специфических особенностей, этот вид безопасности мы затрагивать не будем. Простая логика подсказывает, что в соответствии с таким подходом в отраслях права должны быть отражены уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, административно-правовые средства защиты жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и собственности личности, жизненно важные интересы (ЖВИ) общества.
Говоря о практическом аспекте безопасности, прежде всего, необходимо беспокоиться о выборе соответствующих правовых средств эффективной защиты именно ЖВИ и личности, и общества в целом.
Нельзя говорить о безопасности без детализации видов конкретных угроз. Традиционно под внутренними угрозами личной и общественной безопасности рассматривались общеуголовная преступность и иные противоправные проявления. На протяжении последних десяти лет в РФ в среднем регистрируется более 3 миллионов преступлений и около 50 миллионов административных правонарушений. Разумеется, они посягают на жизненно важные интересы, права и свободы, на собственность граждан, вызывают нарушение общественного порядка и расшатывают общественную безопасность.
Вместе с тем в последние годы спектр внутренних угроз значительно расширился за счет терроризма, различные экстремистских проявлений, незаконного оборота наркотических средств, неконтролируемого оборота огнестрельного оружия. Особое место в этом перечне занимает коррупция, которая, по словам специалистов, реально угрожает национальной безопасности и целостности РФ. Не случайно в материалах недавно прошедшей расширенной коллегии МВД России приоритетными направлениями деятельности министерства обозначены именно эти источники угроз.
В-четвертых, на практике следует выделять несколько степеней защищенности, в том числе абсолютную защищенность, высокий, социально терпимый, а также низкие уровни (степени) защищенности. В этом плане возникает вопрос: какой уровень защищенности может гарантировать своим гражданам Российское государство и на какой уровень защищенности своих прав должны рассчитывать граждане?
Если проанализировать реальную ситуацию, то приходим к некоторым заставляющим задумываться выводам. По сложившейся практике за последние двадцать лет резко увеличилось число охраняемых, в том числе и за государственный счет, VIP-персон. По данным европейской правозащитной организации, в РФ количество охраняемых лиц превышает в 1520 раз аналогичные показатели развитых европейских стран. Подчеркнем, что речь не идет о первых лицах государства. Думается, ничем не оправдана практика, когда под разными предлогами главы субъектов РФ и муниципальных образований привлекают в качестве личной охраны сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, с введением ФЗ «О частной охранной деятельности» охранными услугами пользуются больше половины деловых людей, финансово состоятельные, способные содержать персональную охрану или для своих близких. Очевидна существенная разница в уровне реальной защищенности различных социальных слоев населения. Это обстоятельство вызывает обоснованное возмущение населе- ния и приводит к социальной дестабилизации. В целях поиска приемлемого варианта был введен в научный оборот термин «социально терпимый уровень» защищенности граждан. В приказе МВД РФ №145 от 1993г., определяющем Концепцию развития ОВД и ВВ, была закреплена задача перехода от контролируемого уровня преступности к социально приемлемому уровню.
Представляется, что настало время говорить о реализации идеи введения в РФ федеральных правоохранительных стандартов, в которых должны быть сформулированы требования, в том числе предъявляемые к правоохранительным органам. Первый шаг в этом плане уже сделан. Постановлением Правительства РФ, утверждающим Государственную программу РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», предусмотрена необходимость разработки карты «Обеспечение личной безопасности граждан».
Отдельным вопросом стоит проблема обеспечения общественной безопасности. По данным официальной уголовно-правовой статистики, около трети всех преступлений в РФ совершается в общественных местах. Кроме того, за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста этой группы преступлений. Как ни странно, в административно-правовой литературе существует более десятка определений понятия общественного порядка и общественной безопасности. Подобное разночтение относительно сущности и содержания этой категории на практике вызывает разные подходы к выборам средств, форм и методов ее обеспечения. Между тем если обратимся к ФЗ, то увидим, что наряду с традициями, обычаями, к ЖВИ общества отнесены институты гражданского общества. Известно, что пока в РФ делаются лишь первые робкие шаги по формированию этого института. Одними их ключевых составляющих гражданского общества являются демократический механизм управления, свобода мысли и свободы слова. Вместе с тем мы столкнулись с ситуацией, когда действующая власть не слышит и не реагирует на мнение общественности. Без развития институтов непосредственной демократии вряд ли можно надеяться на решение проблемы обеспечения как общественной, так и личной безопасности на социально приемлемом уровне. Итоги прошедших парламентских выборов в ГД РФ в этом плане могут послужить полезным уроком для налаживания конструктивного диалога между властью и обществом.
Особую актуальность вызывает вопрос обеспечения общественного порядка в период проведения массовых мероприятий, в том числе в период проведения крупных международных спортивных мероприятий. К сожалению, мы продолжаем эксплуатировать экстенсивный метод, идем по схеме обеспечения безопасности путем кратного увеличения числа привлекаемых сотрудников полиции. Между тем этот порядок не укладывается в рамки требований рыночных механизмов регулирования отношений. Не секрет, что современный футбол или хоккей сопровождаются огромными финансовыми потоками. Прежде всего, сами спортивные команды должны быть заинтересованы в поддержании надлежащего правопорядка в этой сфере. Опыт развитых европейских стран показывает, что им удалось выработать иные, основанные на рыночных элементах механизмы решения этой проблемы с активным привлечением общественности. В частности, Великобритания, Нидерланды и Испания проблемы обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении футбольных матчей полностью отнесли к компетенции самих футбольных команд. В этих целях те пользуются услугами так называемых «секьюрити».
Крайне важна проблема применения в вопросах обеспечения безопасности современных информационно-телекоммуникационных систем. Республика Татарстан предпринимает активные действия по внедрению современных систем контроля за состоянием дорожной безопасности, а также обеспечением порядка в общественных местах путем подключения к автоматизированной системе «Безопасный город», «Безопасный регион», «Безопасный дом» через Интернет.
Поиск механизмов обеспечения личной и общественной безопасности лежит через признание и безусловное соблюдение прав и свобод человека. Исторический опыт развития СССР показывает, к каким плачевным последствиям может привести игнорирование этих принципов. Рано или поздно это приведет к социальной нестабильности и различным социальным девиациям. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод граждан и личности должен рассматриваться как фундаментальная основа организации деятельности всех правоохранительных органов в обеспечении как личной, так и общественной безопасности. Сама идея прав человека и гражданина в механизме безопасности должна восприниматься как априорное, незыблемое положение. Уместно напомнить слова Ф.Бэкона, который говорил: «Если не знаете, как поступить, поступайте по закону!»
Разумеется, это не означает отрицания принципа неотвратимости наказания в отношении лиц, совершивших противоправное деяния. На практике нередко наблюдаются крайности в выборе уголовно-процессуальных и административно-процессуальных средств защиты прав подозреваемых и потерпевших.
В-пятых, реальное обеспечение безопасности личности и общественной безопасности в значительной степени зависит от профессионального мастерства и личностных качеств сотрудников ОВД. Другими словами, мы сталкиваемся с явлением трансформации обеспечения безопасности в эффективность деятельности ОВД. В рамках реформирования милиции и формирования полиции были сформулированы правила, в соответствии с которыми ОВД должны освободиться от дискредитировавших себя сотрудников, по моральнонравственным, профессиональным и иным личным качествам не способных реализовать правоохранительные задачи. Между тем статистика показывает, что количество сотрудников полиции, прошедших аттестацию, привлеченных к юридической ответственности за четыре месяца, значительно превышает аналогичные показатели минувшего года. Это наталкивает нас на мысль о неэффективности проведенного аттестационного механизма. Фактически не реализуется на практике идея о необходимости общественного контроля за деятельностью полиции.
Наконец, на уровень обеспечения безопасности значительное влияние оказывает процесс подготовки соответствующих кадров для органов внутренних дел. Практика деятельности ОВД показывает, что сотрудники полиции зачастую не обладают необходимыми профессиональными качествами, позволяющими на высоком уровне решать возложенные на правоохранительные органы задачи по предупреждению правонарушений и преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, применению различных мер государственного принуждения.
В то же время анализ форм и методов проводимых занятий в учебных заведениях системы МВД России и центрах профессиональной подготовки кадров ОВД показывает, что традиционные формы проведения занятий не всегда способствуют формированию у будущих специалистов необходимых профессиональных качеств, позволяющих эффективно реализовать функциональные обязанности, именуемые на практике компетенцией. В значительной степени именно этим обстоятельством обусловлен переход сферы высшего профессионального образования РФ к реализации образовательных стандартов нового, третьего поколения. В основе предлагаемого Министерством образования и науки РФ нового образовательного процесса лежит компетентностный подход, по существу, направленный на формирование профессиональной компетенции у сотрудников полиции новой формации. Это требует переосмысления содержания и пересмотра всего образовательного процесса от стадии разработки новых квалификационных характеристик по различным должностным категориям для сотрудников полиции до изменения форм и методов проводимых занятий с применением интерактивных методов, основанных на современных информационнотелекоммуникационных технологиях. Реализация этой масштабной задачи требует выработки у курсантов и слушателей таких качеств, как способность анализировать различные динамично протекающие правоохранительные ситуации и принимать по ним оперативные решения; умение общаться с гражданами и убеждать их в справедливости принятого решения; а также нести личную ответственность за принимаемые решения и совершаемые действия в процессе выполнения функциональных обязанностей; уверенность в выборе форм и методов защиты прав и свобод граждан, в том числе и с применением мер государственного принуждения. Привитие указанных личностно-профессиональных качеств обусловливает проведение занятий в условиях, максимально приближенных к реальным, с глубоким ролевым, функциональным погружением в рамках той или иной правоохранительной и правоприменительной должности.
Одним из оптимальных вариантов занятий по формированию искомых качеств могут выступать занятия на базе многофункционального учебно-методического комплекса – ситуационного центра. В настоящее время в образовательной сфере различные формы проведения занятий в интерактивном режиме получили широкое применение. Вместе с тем пока по данному вопросу нет единого подхода в выработке эффективных методик проведения круглых столов и коллективных занятий по выработке консолидированного решения. Представляется, что важным обстоятельством, имеющим в определенном смысле концептуальное значение, выступает правильно сформулированная целевая установка. В качестве таковой может быть обозначена активизация познавательной деятельности курсантов путем анализа различных видеоматериалов, отражающих правоохранительную и правоприменительную практику органов внутренних дел по применению мер административно-правового принуждения. В соответствии с ней корреспондирующими целями занятия могут быть:
– приобретение и углубление полученных теоретических знаний об основаниях, условиях и особенностях применения сотрудниками полиции отдельных мер государственного принуждения, в том числе применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
– формирование устойчивых навыков применения указанных мер принуждения в процессе реализации функциональных обязанностей;
– выработка умений составления соответствующих процессуальных документов по применению указанных мер.
В сфере образования существует еще проблема второго уровня. Во-первых, выпускники не обладают достаточными практическими навыками, позволяющими профессионально решать возложенные правоохранительные задачи. Основные претензии при этом адресованы сотрудникам первого года работы, что совершенно естественно для всех специальностей и во всех сферах деятельности. В сфере медицины вряд ли допустят к самостоятельной хирургической операции молодого выпускника медицинского вуза. Стало быть, проблема отсутствия практических навыков у курсантов носит общесистемный характер для всего образовательного процесса. Выход из этой ситуации давно предложен самой практикой: обеспечение непрерывности процесса формирования специалиста через институт наставничества, грамотного составления плана вхождения в должность и осуществления непрерывности обучения в рамках первой и второй ступеней. К большому сожалению, институт наставничества загублен на корню, механизм постепенного вхождения в должность нарушен.
Во-вторых, перечень и объем изучаемых дисциплин на 80 процентов определяется ФГОСТ в сфере ВПО, решением УМО МВД России. Даже попытка внесения незначительных изменений в рамках спецкурсов натыкается на значительные препятствия. Кроме того, введение целостно завершенного спецкурса осложняется отсутствием соответствующих узкопрофильных специалистов. В этой связи нет другого пути, как вести постоянную селекционную работу среди практических работников на предмет целесообразности их привлечения к преподавательской деятельности, что в свою очередь требует проработки вопроса ротации кадров.