О некоторых особенностях конструкции и боевого применения центрально-азиатских кольчатых панцирей XVI-XVIII веков (результаты эксперимента в контексте междисциплинарных исследований)

Бесплатный доступ

Важным направлением современных археологических исследований является изучение особенностей боевого применения защитного вооружения кочевников Центральной Азии, а также технологий производства доспехов у номадов и их оседлых соседей. Решение подобных вопросов возможно в рамках профильных междисциплинарных исследований, в том числе основанных на методе предметной научно-исторической реконструкции. В статье проанализирован оригинальный кольчатый панцирь из Акмолинского областного историко-краеведческого музея (АОИКМ, г. Кокшетау, Республика Казахстан). Он сплетен из клепаных и сварных железных колец и скроен в виде «рубахи» с отложным воротником, короткими рукавами, очень глубоким вертикальным нагрудным разрезом с подполком и с парными разрезами на удлиненном подоле. Изучение особенностей конструкции и системы оформления панциря позволило предположить, что он был изготовлен мастерами Средней или Центральной Азии XVI-XVIII вв. На примере доспеха из АОИКМ, а также его предметной научно-исторической реконструкции были изучены технология производства сварных колец, а также некоторые особенности боевого применения центрально-азиатских кольчатых доспехов. Так, в частности, установлено, что граненая поверхность колец объясняется их доработкой (проковкой) после сварки. Осмотр панциря, а также экспериментальные испытания его предметной реконструкции показали высокую эффективность доспеха в качестве защиты от рубящих ударов и стрел, но уязвимость кольчужного полотна перед колющим копейным ударом.

Еще

Центральная азия, защитное вооружение, кольчуги, изготовление сварных колец

Короткий адрес: https://sciup.org/14522211

IDR: 14522211

Текст научной статьи О некоторых особенностях конструкции и боевого применения центрально-азиатских кольчатых панцирей XVI-XVIII веков (результаты эксперимента в контексте междисциплинарных исследований)

В последние десятилетия все более широкое признание в научной среде получает междисциплинарный метод научно-исторических реконструкций. Особое значение он приобретает в археологических и оружиеведческих исследованиях, посвященных военному делу древних и средневековых народов в целом и военному искусству кочевников Центральной Азии в частности. Выполненные из аутентичных материалов с применением соответствующих производственных технологий реконструированные предметы вооружения становятся объектом различных научных экспериментов, позволяющих уточнить многие спорные вопросы, касающиеся особенностей изготовления и боевого применения традиционных типов доспехов, а также оружия дистанционного и ближнего боя.

Целью настоящей работы является изучение некоторых функциональных свойств кольчатых панцирей центрально-азиатского производства, сплетенных из клепаных и сварных колец. В качестве образца выбран ранее не публиковавшийся доспех из фондов Акмолинского областного историко-краеведческого музея (АОИКМ, г. Кокшетау, Республика Казахстан). Рассматриваемый образец отличается хорошей сохранностью, а небольшие разрывы кольчужного полотна не влияют на общую целостность доспеха. Судя по характеру этих повреждений, их появление связано с действием оружия противника, что является важным обстоятельством, позволяющим оценить эффективность кольчатых панцирей как защитного средства, предназначенного для сохранения жизни и здоровья их носителей. Авторы выражают благодарность и искреннюю признательность сотрудникам АОИКМ: заместителю директора музея А.С. Кунанбаевой, главному хранителю Г.М. Изановой, научному сотруднику Д.Т. Жакуповой – за возможность ознакомиться с материалами музейных фондов.

Рассматриваемый панцирь скроен в виде «рубахи» с короткими рукавами и подолом, отложным воротником, нагрудным разрезом с подполком, а также двумя вертикальными подольными раз-198

резами (см. рисунок). Общая длина панциря – 86,0 см. Ширина (по рукавам) – 113,0 см, в груди – 69,0 см, в талии – 50,0 см, в подоле – 64,0 см. Оригинальными элементами оформления кольчатого доспеха являются очень глубокий (40,0 см) нагрудный разрез с подполком, а также отложной воротник (длина – 22, 0 см, ширина – 8,0 см) с подтреугольным вырезом со стороны позвоночника. Передняя часть подола панциря дополнена вертикальным разрезом глубиной 27,0 см. Крестцовый разрез имеет в глубину 21,0 см. Панцирь снабжен короткими рукавами, концы которых срезаны под углом. Длина правого рукава – 23, 0 см при ширине 20,0 см. Длина левого рукава – 23,4 см при ширине 21,0 см. Панцирь сплетен из округлых в сечении клепаных и сварных железных колец различного диаметра (при сборке использовано «одинарное» плетение – каждое кольцо соединено с четырьмя соседними). Нагрудная часть доспеха изготовлена из колец диаметром 1,1–1,2 см, подол – 1,0 см, рукава – 0,8–0,9 см. Клепаные кольца соединены как с помощью железного «гвоздя» («кольчужное» плетение), так и при помощи «шипа» («пансырное» плетение), что позволяет отнести рассматриваемый образец к категории комбинированных «кольчужно-пансырных» доспехов.

Точный аналог кольчатого панциря подобного типа в настоящее время не установлен. Однако по отдельности все основные элементы его конструкции и системы оформления прослеживаются на азиатских материалах позднего средневековья и раннего Нового времени. Так, например, небольшой размер колец (менее 1 см в диаметре) характерен для центрально- и среднеазиатских кольчуг XVI–XVIII вв. Некоторые джунгарские панцири совмещают в себе как «кольчужные», так и «пансырные» кольца и имеют подтреугольный «хребтовый» вырез на верхней части наспинника [Филиппович, Бобров, 2013]. Встречаются среди материалов серии кольчуги и «пансыри» с отложным воротником. Интересно при этом, что все три кольчатых панциря с отложным воротником, хранящиеся в фондах ЦГМРК (№ 2091, КП № 10 058,

№ 2024), были найдены в пределах относительно небольшого района на территории современного г. Алматы [Ахметжан, 2009, с. 27]. Наиболее близкий по покрою и размерам колец «пансырь» № 10 058 отличается от рассматриваемого образца более коротким нагрудным разрезом. По совокупности признаков панцирь из АОИКМ может быть соотнесен с изделиями оружейников Средней или Центральной Азии и датирован XVI–XVIII вв.

Важным направлением изучения рассматриваемого доспеха является его анализ в контексте междисциплинарных исследований. Так, в частности, была изготовлена копия панциря с элементами реконструкции. При этом были учтены качество металла, диаметр проволоки, конструкция и оформление колец, система их соединения между собой и т.д. Реконструированные элементы представлены отдельными кольцами, а также небольшими фрагментами кольчатого полотна, поврежденного (или утерянного) на подлинном образце доспеха. Выполненная реконструкция стала объектом различных научных экспериментов, целью которых было изучить особенности изготовления и боевого применения панцирей подобного типа. Детальному описанию экспериментальных испытаний будет посвящена специальная работа. В настоящей статье приведем их основные результаты, связанные с реконструкцией технологического процесса изготовления сварных колец, а также особенностей боевого применения панциря подобного типа.

Особенностью оформления сварных колец является наличие граней на лицевой поверхности. Выделяются сварные кольца с одной и 5–8 гранями, причем многогранные кольца численно преобладают. Проведенные экспериментальные испытания позволяют объяснить происхождение этих граней результатом доработки (проковки) после сварки. В нашем случае метод кузнечной сварки легко выявляется, так как наличествует несколько десятков колец, на которых отчетливо видно характерное расслоение металла в месте соединения. Многие кольца имеют продольные косые трещины, указывающие место сварочного шва, а некоторые даже слегка либо полностью разомкнуты в этом месте.

При росте воина 155–175 см панцирь прикрывал его плечи и корпус до середины бедра или ниже, а руки – до локтя (при этом вытянутые остроугольные концы рукавов защищали локоть). Нагрудный, хребтовый и подольные разрезы служили для облегчения надевания панциря, а подольные еще и обеспечивали более комфортное пребывание всадника в седле. Благодаря подобному покрою панцирь надевался воином без посторонней

Кольчатый панцирь из собрания АОИКМ.

помощи. Нагрудный разрез стягивался и фиксировался кожаным ремешком или крючками, при этом правая пола накрывала левую, образуя двойной слой брони (см. рисунок). Под кольчугой, вероятно, носился халат или стеганый поддоспешник. В кольца отложного воротника могли вставляться кожаные ремешки, которые обеспечивали воротнику вертикальное положение. Подобный жесткий стоячий воротник защищал горло воина от рубяще-режущих сабельных ударов.

На нагрудной поверхности панциря имеется разрушение кольчужного полотна в виде «пробоины» и утери сегмента плетения. При этом кольца вокруг «пробоины» не имеют характерных механических повреждений (отсутствуют погнутости в одной или нескольких плоскостях, а также глубокие рубленые насечки на поверхности). Это позволяет предположить, что повреждения кольчужного полотна не были связаны с действием рубяще-режущего и ударно-рубящего оружия: сабли, палаша, топора и пр. Наиболее вероятно, что «пробоина» была сделана ружейной пулей или узким пером бронебойной пики. Часть колец панциря имеет заметные вмятины, а некоторые и вовсе согнуты пополам и надрублены. Такие повреждения характерны для кольчужных доспехов, испытавших воздействие со стороны наконечников стрел, имеющих рабочую часть в диапазоне от 0,4 до 1,0 см. Примечательно, что ни одна стрела так и не смогла пробить кольчужное полотно. Экспериментальные испытания предметной реконструкции панциря подтвердили результаты, полученные в ходе изуче- ния оригинального доспеха. Панцирь подобной конструкции весьма хорошо держит рубящий удар сабли или палаша, а также стрел с небронебойными наконечниками. Главную опасность для кольчатой брони представляет мощный колющий удар пики с узким граненым пером.

Таким образом, комплексный анализ источников позволил соотнести рассматриваемый кольчатый панцирь из АОИКМ с изделиями оружейников Средней или Центральной Азии XVI–XVIII вв. Установлено, что граненая поверхность сварных колец объясняется их доработкой (проковкой) после сварки. Результаты экспериментальных испытаний подтвердили эффективность кольчатых панцирей в качестве защиты от стрел и сабельных ударов, но зафиксировали их уязвимость от ружейных пуль, а также колющих ударов пики с узким граненым наконечником.

Список литературы О некоторых особенностях конструкции и боевого применения центрально-азиатских кольчатых панцирей XVI-XVIII веков (результаты эксперимента в контексте междисциплинарных исследований)

  • Ахметжан К. С. Кольчужные доспехи казахов из коллекции ЦГМ РК//Труды Центрального музея. -Алматы: Балалар едебиегi, 2009. -С. 20-32.
  • Филиппович Ю.А., Бобров Л. А. Кольчужный «жилет» из Горного Алтая//Военное дело средневековых народов Южной Сибири и Центральной Азии. -Новосибирск.: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2013. С. 106-113.
Статья научная