О некоторых средствах культурфилософской интерпретации литературно-художественных произведений: смысловой аспект

Автор: Макарчук Иван Юрьевич

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 9, 2022 года.

Бесплатный доступ

Автором в процессе изучения научной литературы по проблемам интерпретации литературно-художественных произведений был выявлен ряд средств, содействующих установлению и раскрытию культурфилософских смыслов подобного рода произведений. В качестве таковых в статье рассматриваются следующие: сумма гуманитарных исследований литературно-художественного произведения, его концептосфера и писательская биография. Каждое из приведенных средств способствует раскрытию культурфилософских смыслов произведения. Сумма гуманитарных исследований позволяет обозреть накопленные в науке знания о рассматриваемом произведении, выявленные другими интерпретаторами смыслы. Концептосфера отражает ментально-сущностные единицы, которые заключены в текст и на которых он построен. Наконец, писательская биография позволяет установить то, как события в личной и творческой жизни, переживания писателя влияли на смыслы и идеи, содержащиеся в художественном произведении.

Еще

Литературно-художественное произведение, сумма гуманитарных исследований, концептосфера, писательская биография, смысл, текст, герменевтика, культурфилософия

Короткий адрес: https://sciup.org/149141222

IDR: 149141222   |   DOI: 10.24158/fik.2022.9.7

Список литературы О некоторых средствах культурфилософской интерпретации литературно-художественных произведений: смысловой аспект

  • Акетина О.С. Концептуальный анализ художественного текста и художественный концепт // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 2 (121). С. 13-18.
  • Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. Проблема анализа. Ростов н/Д., 1991. 205 с.
  • Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 240 с.
  • Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. 2003. Т. 17, № 2. С. 268-276.
  • Крымский С.Б. Понимание в системе культуры // Доказательство и понимание : коллективная монография / под ред. М.В. Поповича. Киев, 1986. С. 40-50.
  • Кушнаренко С.П. Философия в художественной литературе: методология философской интерпретации, основанная на православной онтологии. Новосибирск, 2011. 406 с.
  • Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52, № 1. С. 3-9.
  • Миронов В.В. Особенности философии как интерпретации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 2 (23). С. 188-194.
  • Никифоров А.Л. Интерпретация в естественных и гуманитарных науках // Лингвистика, коммуникация и история: семантический анализ / отв. ред. А.Ю. Антоновский, А.Л. Никифоров. М., 2013. С. 6-15.
  • Плотников В.И. Современная философия накануне нового жизненного выбора // Многообразие жанров философского дискурса : коллективная монография / Е.Ю. Базаров, И.С. Бельский, А.А. Еникеев и др. Екатеринбург, 2001. С. 169-197.
  • Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира : монография. Воронеж, 2002. 59 с.
  • Порус В.Н. Что значит «понять» художественный текст? // Вопросы философии. 2016. № 7. С. 84-96.
  • Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М., 2013. 151 с.
  • Соваков Б.Н. О герменевтической традиции «понимания» в русской философии и культуре // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, № 2. С. 47-52.
  • Сосновская И.В. Концепт как универсальный инструмент школьного анализа и интерпретации художественного текста // Педагогический имидж. 2017. № 1 (34). С. 20-27.
Еще
Статья научная