О некоторых вопросах уголовно-правовой регламентации изменения обстановки в России, Монголии и Китае

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ уголовно-правовых норм Российской Федерации, Монголии, регламентирующих основание освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки. Проведен анализ норм института компромисса уголовного закона КНР. Обозначены юридические предпосылки уголовно-правового закрепления основания освобождения от наказания вследствие изменения обстановки в уголовном законе КНР.

Изменение обстановки, общественная опасность лица, общественная опасность преступления, отпадение общественной опасности, освобождение от уголовной ответственности или наказания

Короткий адрес: https://sciup.org/14317540

IDR: 14317540

Текст научной статьи О некоторых вопросах уголовно-правовой регламентации изменения обстановки в России, Монголии и Китае

Situation change, public danger of the person, public danger of the crime, loss of public danger, release from criminal responsibility or punishment.

Впервые об основании освобождения от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки заговорил российский законодатель в УК РСФСР 1922 г. Его идея впоследствии была воспринята рядом стран социалистического содружества. Такие страны, как Китай, Болгария,

Польша, Чехословакия, не предусматривали подобного основания в своем уголовном законодательстве. Уголовные кодексы других социалистических государств дословно не воспроизводили исследуемое основание, однако предоставляли возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с последующей утратой деянием свойства общественной опасности (§ 71 Уголовного кодекса Венгерской Народной Республики, § 25 Уголовного кодекса Германской Демократической Республики, ст. 94 Уголовного кодекса Социалистической Республики Румыния и др.)1. Исключение составила Монголия, которая предусматривала основание освобождения от уголовной ответственности и наказания в связи с изменением обстановки как в Уголовном кодексе Монгольской Народной Республики 1961 г. (далее – УК МНР), так и в действующем Уголовном кодексе Монголии 2002 г. (далее – УК Монголии).

В статье 38 УК МНР 1961 г. «Освобождение от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки» содержание исследуемого основания было следующим: «Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности и от наказания, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде это лицо перестало быть общественно опасным ввиду его безупречного поведения и честного отношения к труду и также вследствие изменения обстановки совершенное виновным деяние потеряло общественно опасный характер». В такой редакции изменение обстановки просуществовало до 2002 г.2

Представляется, что в Уголовном кодексе Монгольской Народной Республики 1961 г. имеется некоторое несоответствие между содержанием данной нормы и ее названием. В названии говорится об освобождении от уголовной ответственности и наказания только вследствие изменения обстановки, а в тексте к тому же предусматривается возможность освобождения лица вследствие его безупречного поведения и честного отношения к труду.

Необходимо отметить, что законодатель Монголии изменение обстановки как основание освобождения от уголовной ответственности и наказания по содержанию сделал похожей на ст. 50 УК РСФСР 1960 г., о чем говорит ее аналогичное название и наличие наряду с изменением обстановки такого основания освобождения от уго- ловной ответственности и наказания, как безупречное поведение и честное отношение к труду. Однако, в отличие от ст. 50 УК РСФСР, согласно ст. 38 УК МНР освободить от уголовной ответственности и наказания можно было как в связи с изменением обстановки, так и вследствие безупречного поведения и честного отношения к труду. Вероятно, преследуя эту идею, законодатель Монголии не стал разбивать ст. 38 УК МНР на части, как это было в ст. 50 УК РСФСР3.

В настоящее время исследуемое основание закреплено в ст. 74 УК Монголии «Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки»: «Лицо, совершившее малозначительное преступление либо менее значительное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности судом, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными»4.

Нужно отметить, что законодатель Монголии в своем Уголовном кодексе 2002 г., в отличие от предыдущего Уголовного кодекса Монгольской Народной Республики, изменение обстановки отнес к институту освобождения от уголовной ответственности. Также действующая норма в качестве основания освобождения предусматривает только изменение обстановки, исключая поведение лица. Здесь же предусмотрены и условия освобождения, такие как совершение лицом малозначительного либо менее значительного преступления. Новым в действующем основании освобождения от уголовной ответственности (вследствие изменения обстановки) в Уголовном кодексе Монголии является то, что предусматривается и отпадение общественной опасности лица. Представляется, что законодатель Монголии при создании исследуемой нормы в своем Уголовном кодексе взял за основу Модельный уголовный кодекс стран СНГ.

Институт освобождения от наказания имеет свои особенности в УК КНР. 1900–1949 гг. – особенный период истории уголовного законодательства Китая до образования КНР. В это время в стране существовали две самостоятельные правовые системы, обладающие собственной нормативной базой. К началу 1930-х гг. в некоторых районах Китая появились стабильные советские районы, первым значительным документом уголовного законодательства которых стало Положение Китайской Народной Республики о наказании за контрреволюционные преступления. Оно носило ярко выраженный классовый характер и не регламентировало возможность освобождения от уголовной ответственности или наказания. Данный институт не существовал даже в виде разрозненных норм, однако появлялись предпосылки смягчения наказания.

В сентябре 1949 г. законы, указы и судебная система гоминдановского Китая были отменены. Новые уголовно-правовые нормы закреплялись в отдельных актах. В 1957 г. был подготовлен официальный проект нового УК. Всего до 1979 г. было разработано тридцать три проекта кодекса. В 1979 г. принимается УК КНР, включавший 192 статьи. Он отвечал конкретноисторической и криминологической обстановке в Китае 60-70-х гг. Кодекс исходил из государственного и партийного централизма и сугубо планового хозяйства, отличался значительной политизированностью, императивностью, основанной на идее классового противостояния и необоснованно широком понимании контрреволюционных преступлений.

В связи с проведением политической и экономической реформы этот кодекс постепенно перестал соответствовать политическим и социально-экономическим правоотношениям, и с 1981 по 1997 г. законодательные органы издали ряд законов об уголовной ответственности за отдельные преступления.

В санкциях многих статей УК КНР (не только за преступления против личности, но и за ряд экономических преступлений) предусмотрена смертная казнь. Китаю принадлежит печальное лидерство по применению смертной казни среди других стран мира. Уголовно-правовая реформа 1990-х годов способствовала незначительному сокращению объема ее применения. Так, в УК КНР 1979 г. смертная казнь предусматривалась в санкциях 15 статей за 28 составов преступлений. Впоследствии рядом уголовных законов смертная казнь за отдельные преступления была включена в санкции 40 статей (60 составов преступлений). В УК КНР 1997 г.

данный вид наказаний содержится в санкциях 45 статей (58 составов преступлений)5. По УК КНР смертная казнь предусмотрена за терроризм, разбой, убийство, а также экономические преступления – контрабанду, коррупцию и др. По УК РФ смертная казнь возможна лишь за особо тяжкие преступления, посягающие на личность. Большинство стран мира вообще отказались от применения смертной казни.

Уголовно-правовая реформа, начавшаяся в 1980-х гг. вслед за глубинными экономическими преобразованиями по инициативе Дэн Сяопина, обусловила существенное обновление УК КНР 1979 г., содержавшего 192 статьи. УК в редакции от 1 октября 1997 г. содержит 446 статей. Произведены коренные изменения в задачах кодекса, его принципах, в институтах преступления и соучастия, появились нормы, позволяющие освобождать от уголовной ответственности или наказания (ст.ст. 10, 19–22, 24, 27, 28, 65, 68, 81)6. В основном в этих нормах регламентированы такие основания, как деятельное раскаяние, наличие болезни глухоты или слепоты, необходимая оборона, крайняя необходимость, приготовление к преступлению, добровольный отказ, пособничество, втянутость в преступную деятельность посредством угроз или обмана, а также условное освобождение или условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

В качестве норм, создающих предпосылки для появления изменения обстановки, в УК КНР следует считать:

  • 3)    ст. 53 – «Уплата штрафа по приговору должна быть внесена один раз в течение установленного срока либо в рассрочку. Если по истечении установленного срока штраф не внесен, он взыскивается в принудительном порядке. Если в силу непреодолимых обстоятельств действительно имеются трудности для внесения штрафа, можно, приняв во внимание эти обстоятельства, снизить наказание в виде штрафа либо освободить от него».

Представляется, что именно в этих нормах проявляется отпадение общественной опасности лица или совершенного им преступления, или складываются какие-либо обстоятельства, происходят события, позволяющие освобождать лицо от уголовной ответственности или наказания.

Вследствие этого полагаем, что законодательное закрепление института освобождения от уголовной ответственности или наказания, а также основания освобождения от уголовной ответственности или наказания вследствие изменения обстановки в УК КНР позволит унифицировать законодательство и практику его применения. Тем более что существенные предпосылки к этому имеются.

Общим недостатком как российского, так и монгольского законодательства следует признать отсутствие в нем понятия «изменение обстановки», что затрудняет применение рассматриваемого основания при освобождении от уголовной ответственности или наказания.

Список литературы О некоторых вопросах уголовно-правовой регламентации изменения обстановки в России, Монголии и Китае

  • Современные тенденции развития социалистического уголовного права. М., 1983. С. 131-132
  • Уголовное право Монгольской Народной Республики. Часть Общая/Х. М. Ахметшин [и др.]. М., 1983. С. 335
  • Уголовный кодекс Монголии//Законодательство зарубеж. стран. СПб., 2001. С. 34. 3
  • Кузнецов А. В. Изменение обстановки как основание освобождения от уголовной ответственности или наказания: моногр. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2008. С. 42
  • Уголовный кодекс Монголии 2002 года. URL: http://www.owasia.ru/search details+M54d1c44ef55.htm
  • Цзян Хуэйлинь. Основные черты Уголовного кодекса Китайской Народной Республики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 6-9
  • Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1152371
Статья научная