О перспективах исследования экологической идентичности у тоболо-иртышских татар

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14522030

IDR: 14522030

Текст статьи О перспективах исследования экологической идентичности у тоболо-иртышских татар

Процесс экологической идентификации личности включает несколько этапов: исследование окружающей среды, осознание своего места внутри экосистемы, личностные изменения, вытекающие из экологического мировоззрения. Разновидностью наиболее доступных и широко распространенных знаний, способствующих складыванию экологического мировоззрения, являются результаты наблюдений за разрушенными (поврежденными) природными объектами. Такого рода знания широко распространены среди сообществ, ведущих традиционный образ жизни, непосредственным образом связанный с освоением природной среды.

К примеру, И. Крупник и Д. Джолли установили, что коренное арктическое население Канады в рамках повседневной хозяйственной практики предельно четко фиксирует неблагоприятные изменения в экологической среде, которые прямо коррелируют с научными знаниями о потеплении климата. Наблюдения местных жителей включают следующие показатели: толщина и структура льда, время и интенсивность погодных явлений, доступность рыболовных и охотничьих ресурсов, разрушение мерзлоты и почвы [Berkes, 2008, p. 168]. Данные явления напрямую связаны с жизнедеятельностью локальных общин (перемещение по местности, добыча продуктов питания), поэтому наблюдениям за ними придавалось первостепенное значение.

Сходная ситуация наблюдается у коренных народов Западной Сибири, где в результате интенсивного промышленного освоения оказались нарушенными многие локальные экосистемы. В результате разрушения социалистической экономики в хозяйстве аборигенного населения существенно возросло значение присваивающих отраслей, усилились контакты людей с природной средой, что повлекло за собой необходимость ее детального изучения и выработки новых стереотипов поведения.

Как представляется, перспективы изучения экологической идентичности у татар Западной Сибири определяются следующими факторами:

  • 1.    Усиление зависимости сельского населения от природной среды после трансформации советской экономики (рост значения присваивающих отраслей хозяйства).

  • 2.    Осознание неблагоприятных экологических изменений на локальном уровне, непосредственно угрожающих жизнедеятельности местных коллективов.

  • 3.    Усиление государственного контроля над использованием природных ресурсов; ужесточение санкций за нарушение норм природопользования.

Попытаемся определить, в какой мере экологические изменения находят отражение в народных знаниях локальной группы тобольских татар, может ли осознание экологических угроз способствовать формированию экологической идентичности у местного населения. Источником исследования послужили полевые этнографические материалы, собранные автором в 2010 г. в д. Нижние Аремзяны и пос. Надцы Тобольского района Тюменской области.

В рамках повседневной хозяйственной деятельности тобольские татары аремзянско-надцинской группы наблюдают за состоянием местных природных ресурсов. Перечислим зафиксированные ими экологиче- ские изменения, представляющие угрозу для системы жизнеобеспечения населения.

Понижение уровня воды в Иртыше. По словам местных жителей, в 2005–2010 гг. практически не повышался уровень речной воды в весенне-летний период. Неблагоприятный эффект состоит в том, что во время нереста рыба мечет икру не на заливных лугах, а в русле Иртыша, где вода холоднее и «грязнее». В результате чрезмерно большое число мальков погибает. Кроме того, в русле подросшую рыбу скорее, чем на заливных лугах, вылавливают рыбаки, что также сокращает рыбные запасы.

Акклиматизация ротана-головешки ( Perccottus glenii) . Появившись в окрестных озерах в 2007–2008 гг., ротан, по замечанию рыбаков, стал многочисленным. Поедая рыбную молодь и икру, он уничтожает ихтиофауну в небольших озерах, а в перспективе способен полностью истребить местную сорную рыбу.

Химическое загрязнение водоемов. Основными источниками загрязнения считаются сброс в водоемы промышленных сточных вод и утечку нефти и нефтепродуктов на Тобольском нефтехимическом комбинате. Рыболовы пос. Надцы и д. Нижние Аремзяны отмечают ухудшение экологического состояния водоемов по многим признакам: иногда наблюдают зеленую пленку на поверхности Иртыша; замечают, что в Вагайском районе вода чище; говорят, что в водоемах перестали водиться раки, которые, как известно, очень чувствительны к качеству воды; сообщают, что несколько десятков лет назад рыбаки пили воду из Иртыша, а сейчас обязательно берут с собой питьевую воду; обнаруживают весной в лунках мертвых лещей, чебаков, вокруг которых вода имеет нефтяной налет.

Чрезмерное добывание ценных видов рыб. В 1990-е гг. в пос. Надцы и д. Нижние Аремзяны резко увеличилось количество людей, занятых рыболовством. При этом само занятие из любительской рыбалки превратилось в промысел, ставший одним из основных средств существования. Если раньше почти весь объем пойманной рыбы шел на внутреннее (семейное) потребление, то теперь значительная его часть поступает в продажу.

Совокупное воздействие перечисленных факторов привело к снижению численности рыб в тобольской акватории Иртыша. Местные жители отмечают значительное сокращение поголовья нельмы, язя и стерляди. К примеру, раньше за один сплав с донной сетью рыбаки добывали в среднем 8–10 кг стерляди, а в последнее время – 1 кг.

Сплошная вырубка лесов. С 1940 до начала 1990-х гг. на территории, прилегающей к д. Нижние Аремзяны и пос. Надцы, производились промышленные лесозаготовительные работы. В 1936 г. в 15 км к востоку от д. Нижних Аремзянов было основано поселение ссыльных – Ингаир, жители которого занимались деревообработкой. По словам З.Т. Ташбула-това (1934 г.р.), они выкорчевали под посевы хлебов 300 га леса. В 1947 г. в пос. Надцы организовали лесопункт, который в 1970-е гг. преобразовали в Надцынский участок Тобольского леспромхоза, ликвидированный в 1991 г. За время функционирования леспромхоза, по оценкам жителей, был вырублен строевой лес на прилегающей к поселку территории вплоть до Уватского района, включая все большие кедрачи в смешанных лесах. В 1961 г. в 1 км от д. Нижние Аремзяны была основана колония-поселение УИН/94, ставшая в 1980 г. д. Лыткиной. Ее жители занимались заготовкой леса и, в конце концов, «вычистили весь лес поблизости».

Лесные и полевые пожары. В 1952 г. сгорел крупный кедровый лес вблизи д. Нижние Аремзяны. Он был для населения основным местом заготовки орехов. По одной из версий, в близлежащем лесу заготавливали дрова и разожгли костер, от которого начался крупный пожар. Случались также преднамеренные поджоги: вблизи д. Карбино русские подожгли кедрач, т.к. местные татары не пускали их шишковать. Иногда негативные эффекты имели степные (полевые) пожары. Так, в результате организации весенних палов в 1990-е гг. на острове Иртыша вблизи пос. Надцы сгорел смородинник, а в 2000-е гг. – последние несколько домов, остававшихся в д. Карбино. Лесные пожары, как и вырубка леса, уменьшили кормовую базу диких животных, уничтожили гнездовья птиц, что предопределило сокращение популяций пушного зверя, лося и боровой птицы.

Нарушение среды обитания животных. Некоторые антропогенные воздействия изменили условия обитания и пути миграции животных. Так, под руслом Иртыша, вниз по течению от Тобольска, были проложены дюкеры (нефте- и газопроводы), являющиеся источником сильного электромагнитного излучения. По мнению местных жителей, эти дюкеры стали барьером, нарушившим пути миграции некоторых видов рыб: после их прокладки донные рыбы (стерлядь, осетр) перестали проходить через них вверх по течению, и их численность в Тобольском Прииртышье снизилась.

Таким образом, жители исследуемых населенных пунктов тобольских татар сформировали обширный корпус экологических знаний, детально отражающий неблагоприятные изменения в природной среде. Поскольку эти изменения представляют непосредственную угрозу для системы жизнеобеспечения местного населения, объективные знания о них, сопоставленные с личными интересами людей, способны приобрести ценностную составляющую и стать элементами мировоззрения. Следовательно, у татарского населения, проживающего в условиях нарушенных экосистем, существуют объективные предпосылки для складывания экологической идентичности. Решение вопроса о наличии экологической идентичности, проблемах ее формирования у различных групп тоболо-иртышских татар становится задачей последующих исследований.

Статья