О польском присутствии на Западной Украине

Автор: Сасс О.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Геополитика

Статья в выпуске: 2, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/170164369

IDR: 170164369

Текст обзорной статьи О польском присутствии на Западной Украине

С ледует отметить, что на фоне общей активности польских загранучреждений на западе Украины заметно выделяются два последних. В рамках приграничного сотрудничества позиция польских официальных лиц выглядит вполне понятной и обоснованной. Оно охватывает практически все сферы политического, экономического и культурного взаимодействия двух государств. Отчасти также благодаря своевременному открытию польских генконсульств в западных регионах Варшаве в начальный период после самоопределения Украины удалось занять наиболее выгодные для поляков позиции. Это касается в первую очередь как размещения консульского учреждения и официального закрепления за ним старого особняка и нового участка под строительство, так и создания под его эгидой на польские и американские субсидии разветвленной украинско-польской сети центров, фондов и других неправительственных организаций. Даже отсутствие до последнего времени польского культурного центра компенсируется в текущем году возможной передачей полякам огромного здания последнего во Львове российского по духу и репертуару Драматического театра Прикарпатского военного округа с принудительным выселением труппы артистов.

В то же время, по официальной статистике, на Львовщине самой многочисленной после украинской этнической группой является российская (около 200 тыс., что составляет примерно 10% населения), а по отношению к польской российская диаспора крупнее более чем на порядок. Характерно, что и при таком соотношении все нарастающая польская «экспансия» четко ориентируется на перспективное развитие базовой инфраструктуры с расширяющимся охватом различных социальных групп населения.

В основе политических настроений польских властных структур всех уровней и общества по отношению к прилегающим территориям преобладает в первую очередь ностальгическое стремление ощутить свою былую государственность в масштабе Р-ечи Посполитой (так называемой 1-й Р-еспублики, с 1505 по 1795 год, в соответствии с польской историографией), когда большая часть Украины относилась к Польше. Основополагающим моментом в отношениях с западно-украинскими регионами остается политическая направленность официальной Польши на всестороннее проникновение в Украину в целях оказания подконтрольного воздействия на повседневную жизнь «подшефного» государства.

САСС

Олег

Дмитриевич – старший советник МИД России

Во главу угла ставятся польские школы, количество которых в западных регионах неизменно растет (в отличие от российских во Львове сократившихся за 15 лет с 24 до 5) с обязательным преподаванием, помимо языка родной истории, литературы и культуры, при этом большинство предметов ведется на родном языке. И напротив – в русских школах украинские власти требуют вести преподавание предметов, даже математики, на украинском, а такие предметы, как русская история и литература, вообще запрещены.

Б-ольшое значение со стороны поляков придается таким направлениям деятельности, как воспитание юного поколения в духе исторической общности судеб и добрососедских отношений двух братских народов, которые начинают закладываться с отдыха в польских семьях и детских оздоровительных лагерях. За последние 20 лет каждый украинский школьник смог хоть один раз отдохнуть в Польше, причем бесплатно. В том числе в скаутских лагерях, организованных за счет Католической Церкви. На молодежь нацелен целый ряд программ, проплаченных в том числе за счет правительственных средств, таких, как «Школы лидеров гражданских организаций» (Варшава), «А-ссоциации взаимной помощи BONA FIDES» (новые революции в постсоветских странах), Локальной гражданской группы в рамках программы «Молодежь», «Международной летней школы по правам человека» (Варшава, Хельсинкский фонд), Учреждения сотрудничества (ПА-УСИ – с американским капиталом) по молодежным обменам старших школьников, и других многочисленных фондов и организаций.

С начала 90-х годов любой выпускник польской школы в Украине (даже не поляк) получает возможность обучаться в высших учебных заведениях Польши. Не забывают поляки о соотечественниках и после окончания вуза. В совместных украинско-польских предприятиях с превалирующим польским капиталом как в руководстве, так и в среднем звене, обязательно присутствуют украинские поляки – такова политика страны и частных компаний. Эта практика работы даже мелких компаний в стране пребывания разительно контрастирует с деятельностью на Украине российских гигантов, таких, как ТНК и «ЛУКойл», не принимающих в расчет финансовое и кадровое содействие российским соотечественникам и их местным обществам, школам и прочим структурам.

В июне 2007 г. в Польше состоялось очередное заседание польско-украинского координационного совета по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества с целью усовершенствования взаимодействия региональных структур, установления тесных рабочих контактов между органами местного самоуправления, повышения эффективности использования фондов Е-С, налаживания сотрудничества в сферах топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, в вопросах охраны здоровья, поддержки среднего и малого бизнеса, культуры, развития транспорта, туризма и в гуманитарной сфере.

Продолжается практика активизации приграничных связей с населением прилегающих территорий. Крупные средства на такие программы направляются по линии Е-вросоюза через центральные органы и местное самоуправление. Р-азвиваются инфраструктурные преобразования в соседних регионах, растут сеть дорог и сервисное обеспечение, особенно с польской стороны, создаются зоны отдыха и туризма. Поляками предлагаются очень недорогие туры выходного дня для семейного отдыха. Строится новая трасса Варшава – Львов – Восточная Украина. Намечается осуществление масштабных проектов для совместного проведения чемпионата Е-вропы по футболу в 2012 году. На границе совершенствуется пропускной режим, к чемпионату планируется обустроить таможенные и пропускные пункты по образцу действующих на границах в Е-вросоюзе, то есть через каждые 30 километров.

Выполняется программа привлечения в Польшу квалифицированных трудовых ресурсов с целью компенсации 3-процентного дефицита собственной рабочей силы, уехавшей в свою очередь на Запад. Для украинцев действует не только облегченный режим трудоустройства, но и упрощенный порядок проживания до трех месяцев без обязательной для остальных регистрации.

Практически неограниченные средства выделяются на реставрацию старых и строительство новых католических храмов. Восстанавливаются кладбища и места захоронения поляков, как тот мемориал польским «орлятам», погибшим от рук галицких сечевых стрельцов, который посетил во время своего визита в Украину Папа Иоанн Павел II.

Пущен в оборот аудиодиск – сборник польских песен о Львове. На средства фонда им. Оссолинских и банковские пожертвования переизданы ротапринтный буклет и план Львова со старыми польскими названиями и перечислением сети финансовых институтов, крупных компаний, учебных и научных заведений, религиозных и культурных центров, характерных по количеству и уровню для второй столицы Польши того времени.

Весьма активно на Западной Украине проявляют себя популярные начинания так называемого Народного предприятия им. Оссолинских во Вроцлаве (Польша) при поддержке Львовской научной библиотеки им. В. Стефаника, национальных университетов во Львове, Днепропетровске и Донецке, международного фонда «Возрождение», фонда «Наследие» (Польша), международной неправительственной сети «Ялтинская европейская стратегия», Львовского национального театра оперы и балета, Дворца искусств А-нтоновичей, средств массовой информации, таких, как независимый культурологический журнал «Ї» (г. Львов) и другие. Они организуют широкомасштабные фестивали, научные конференции, встречи, симпозиумы, участвуют в проведении выставок, традиционно спонсируют целый ряд мероприятий под патронатом Генконсульства Польши во Львове.

Польша продолжает выступать локомотивом интеграции Украины в Е-вросоюз и НА-ТО, опекая ее в вопросах развития демократических процессов и выполнения других постановочных условий в формате подключения ее к деятельности европейских институтов. Как неоднократно заявлял бывший президент А-. Квасневский: «Польша является искренним проводником Украины в Е-вропейский союз», в свою очередь предлагая Украине роль посредника между Е-вропой и Р-оссией. Именно поэтому польские политики увязают практически во всех нашумевших событиях по переделу власти и борьбе украинских партий и движений за занятие ключевых позиций во властных структурах.

С 1999 года на Украине действует основанный правительствами трех стран Польско-американско-украинский фонд сотрудничества (ПА-УСИ), финансируемый А-гентством США- по международному развитию – USAID, благотворительным фондом National Endowment for Democracy, а также Фондом глобальных возможностей (Великобритания) и Фондом Ч-арльза Стюарта Мотта. Ключевыми направлениями деятельности этой весьма влиятельной организации являются:

– реализация программ в поддержку евроатлантического курса Украины;

– реформирование местного самоуправления;

– внедрение международных и, в частности, европейских стандартов бизнеса;

– внедрение международных этических стандартов в гражданском обществе;

– активизация участия молодежи в гражданском обществе.

В экономической сфере общения двух государств наиболее заметны, кроме официальных Польской торгово-промышленной миссии и Б-юро торгового советника Польши, такие наполовину общественные организации, как Международный союз польских бизнесменов в Украине (с 1998 г. объединяет 270 субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц), Польско-украинское бюро экономического сотрудничества, и некоторые другие.

Положительными сдвигами в изучении истории края, становлении научной и культурной интеллигенции можно отметить роль польского проникновения в Украину, пропаганды польского наследия, европейских ценностей и достижений цивилизации вопреки попыткам националистических сил создать собственную историю и обеспечить расстановку националистических кадров во всех властных структурах и слоях общества, подчинить своим интересам основные процессы и тенденции в политике и экономике края. Наряду с желанием современных историков от националистических движений исказить реальные факты, особенно периодов советского правления, так называемого голодомора и отдельных этапов Великой Отечественной войны, в лучшую сторону с точки зрения позитивного противопоставления националистической идеологии, воспитательного воздействия на молодежь выделяются польские представители, выступающие с более взвешенных позиций по большинству вопросов. Особенно важна такая направленность в условиях долгосрочного дефицита государственной политики Украины на пространстве СНГ с точки зрения пророс-сийского вектора развития взаимодействия и заполнения вакуума вытесненной советской идеологии с момента обретения Украиной независимости.

Характерно, что целый ряд акций вышеперечисленных польских организаций, нацеленных на местную общественность, подогревает настроения наиболее заинтересованной части и еще не сформировавших собственное мировоззрение львовян и галичан, ориентируя их на объединение с Е-вропой и НА-ТО, зачастую разыгрывая российскую карту и представляя, где это необходимо, Р-оссию противостоящей европейским устремлениям западноук-раинцев.

В то же время при всей зашореннос-ти и односторонней направленности польской пропагандистской машины на «поиски взаимопонимания» с украинскими «оранжевыми» и насаждение «общеевропейских ценностей» нельзя забывать о настроениях определенной части политиков, даже однопартийцев президента Л. Качиньского из числа выходцев из бывших польских, а затем западноукраинских районов. Именно в этих землях примерно с 1943 года боевики ОУН и УПА- совершали свои преступления против местного, преимущественно польского населения. По данным, собранным из различных источников, и сведениям, приводимым в работах украинских и польских историков Владислава и Е-вы Семашко, В. Полищука, И. Ильюшина, В. Масловского и других, во время Второй мировой войны на территории общего проживания украинцев и поляков (Волынь, Восточная Галиция, Подляшье, Надсяние, Лемковщина) совершен геноцид против мирного населения, когда поляки были уничтожены практически поголовно. От рук боевиков украинских националистических повстанческих организаций ОУН и УПА- погибли по разным оценкам, 200–310 тыс. поляков. До последнего времени идут подсчеты и составляются списки погибших, а в ряде польских населенных пунктов возводятся мемориалы погибшим, как в случае с памятником детям – жертвам ОУН-УПА-, который планировалось установить на Гжибовской площади в Варшаве.

Симптоматично, что с подобными настроениями некоторых кругов польской общественности по отношению к прежним трагическим событиям позиционируются и большинство официальных лиц, сотрудников дипломатических учреждений в Украине в условиях возвеличивания «заслуг» и «героизма» преступлений ОУН-УПА-, переименования улиц и установки новых памятников «героям». Весьма пока- зательно отсутствие дипломатических и официальных представителей из Варшавы на юбилейных мероприятиях местных националистов, как и введение ограничений на прямые контакты с их организациями. Поляки также не присутствовали на юбилейных торжествах, посвященных Р-. Шухевичу (Тарасу Ч-упренко). В 2002 году в период празднования в Галиции 60-летия образования УПА- министр иностранных дел Польши В. Цимошевич заявил, что реабилитация воинов УПА- была бы воспринята в Польше «как глубокая несправедливость». Такая позиция официальных властей и польской общественности во многом созвучна российской и могла бы на регулярной основе в двусторонних и многосторонних мероприятиях с участием поляков быть задействована для сдерживания тенденции разрастания националистических антирусских настроений на Украине.

Следует подчеркнуть, что российские граждане регулярно приглашаются практически на все тематические мероприятия и юбилейные встречи с польским участием, поэтому российская реакция на эти события занимает соответствующее место. Ч-тобы усилить политическое и культурологическое воздействие на такого рода программы польской стороны, можно было бы активнее вовлекать в перспективные планы по мере возможности российских участников по государственной линии, общественные российские и ветеранские организации, задействовать побратимские связи, научные контакты и другие формы сотрудничества. Как представляется, было бы целесообразно со своей стороны по всем каналам предложить польским коллегам расширить двустороннее взаимодействие до масштабов регионального – многостороннего. Несомненно, такая программа потребует значительного усиления кадрового состава министерств и ведомств Р-оссийской Федерации на этих направлениях, а также заставит укомплектовать российские представительства министерств и прочих организаций на Украине и в Польше соответствующими специалистами и увеличить дополнительное финансирование в различных сферах взаимодействия, что с учетом дальнейшего возрастания давления в Украину со стороны Запада позволит повернуть эти усилия на пользу российским интересам.

Статья обзорная