О понятии danse de caract`ere во французской музыке XVII пер. пол. XVIII вв.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается феномен danse de caractère, связанный, с одной стороны, с театральной танцевальной практикой французского барокко, с другой - с теорией аффектов применительно к музыке этой эпохи в целом. Автор анализирует различные смысловые оттенки понятия caractère в их интерпретации представителями французской музыкально-теоретической мысли XVII - первой половины XVIII столетий. Через сопоставление связанных с данным понятием явлений в хореографии, музыке, поэзии, риторике в статье раскрываются выразительные возможности сценических танцев в театральных придворных спектаклях периода Grand siècle, приводятся малоизвестные в российском музыковедении высказывания деятелей французского искусства об определяющей роли категории «характера» для понимания эмоционального смысла музыки.

Еще

Музыка барокко, сценический танец, теория аффектов, душевное движение, эмоция

Короткий адрес: https://sciup.org/170175502

IDR: 170175502

Список литературы О понятии danse de caract`ere во французской музыке XVII пер. пол. XVIII вв.

  • Арбо Т. Оркезография//Музыкальная академия. 1991. № 1. С. 135-142.
  • Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий/сост. Н.А. Александрова. СПб.: Изд-во «Лань»; «Изд-во ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008.
  • Балет: энциклопедия/под ред. Ю.Н. Григоровича. М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • Баттё Ш. Изящные искусства, сведенные к единому принципу//Музыкальная эстетика западной Европы XVII-XVIII веков/сост. текстов и общ. вступ. ст. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1971. С. 398-408.
  • Булычева А.В. Сады Армиды. Музыкальный театр французского барокко. М.: Аграф, 2004.
  • Булычева А.В. Стиль и жанр опер Ж.Б. Люлли: дис.. канд. искусств. СПб.: Санкт-Петербургская гос. консерватория, 1999.
  • Валери П. Поэзия и абстрактная мысль//Поль Валери. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. С. 313-338.
  • Глядешкина З.И. Гармония мира как принцип музыки согласно «L’Harmonie universelle» (1636) Марена Мерсенна. М.: РАМ им Гнесиных, 2008.
  • Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М.: Искусство, 1976.
  • Насонов Р.А. Thema & Subiectum (Основополагающие понятия музыкальной поэтики раннего Барокко в трактате А. Кирхера «Универсальная музургия»)//Памяти Романа Ильича Грубера: ст., исслед. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. С. 161-205.
  • Раннев В. Он не может не быть не простым. Действие «встречного ритма» в метрических структурах менуэта//Статьи молодых музыковедов Санкт-Петербургской консерватории. СПб.: Изд-во политехнического университета, 2004. Вып. 3. С. 66-106.
  • Холопова В.Н. Музыкальные эмоции: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. М.: Типография ООО «Мультипринт», 2011.
  • Bacilly, B. de., 1974. Remarques curieuses sur l’art de bien chanter, et particulièrement pour ce qui regarde le chant françois. Facsimile. Geneva: Minkoff.
  • Barth, H., Beausire, P., Boerlin, H. et al., 1956. Die Kunstformen des Barockzeitalters. Vierzehn Vorträge. Bern: Francke.
  • Butler, G., 1984. The Projection of Affect in Baroque Dance Music, Early music, no. 3, pp. 200-207.
  • Cureau de la Chambre, M., 1658. Les Caractères des passions. Amsterdam: chez A. Michel.
  • Dupuits des Bricettes, J.-B., 1741. Principes pour toucher de la vielle. Paris: J.-F. Bouin.
  • Feuillet, R.-A., 1713. Choréographie ou l’art de l’écrire la dance par caractères, figures et signes desmonstratifs. Paris: Chez Dezais.
  • Mattheson, J., 1737. Kern melodischer Wissenschaft. Hamburg: Christian Herold.
  • Mersenne, M., 1636. L’Harmonie universelle, contenant la théorie et la pratique de la musique. Seconde partie: Livre VI. De l’Art de bien chanter. Paris: Cramoisy, pp. 331-442.
  • Prunières, H., 1910. Lully. Biographie critique. Paris: H. Laurens.
  • Pure, M. de., 1668. Idée des spectacles anciens et noveaux. Paris: Brunet.
  • Rousseau, J.-B., 1687. Traité de la Viole. Paris: Christophe Ballard.
  • Vossius, I., 1673. De poematum cantu et viribus rhythmi. London: R. Scott.
  • Weaver, J., 1717. А dramatic Entertainment of dancing, attempted in Imitation of the Pantomimes of the Ancient Greeks and Romans. In: The Loves of Mars and Venus. London: W. Mears, J. Browne.
  • XXXIIe Livre d’airs. Paris: Christophe Ballard, 1689
Еще
Статья научная