О понятии «эффективность правовой нормы» через призму «lean-методологии»: теоретический аспект

Бесплатный доступ

В настоящей работе предпринята попытка анализа категории «эффективность правовой нормы» через призму «Lean-методологии». Объектом исследования является понятие эффективности правовой нормы. Предметом исследования выступает подход к определению понятия «эффективность правовой нормы» через бережливое производство. Методами исследования стали общенаучные (исторический, системный, функциональный), частнонаучные (формально-юридический, казуальный) и междисциплинарные (культурологический, социологический). В ходе исследования рассмотрены существующие в настоящее время в юридической науке подходы к определению понятия «эффективность правовой нормы»: эффективность права как способность достигать своих целей; эффективность права при способности субъектов права выполнять правила и стандарты; экономическая оценка эффективности права. В работе представлен краткий анализ бережливого производства и сформулирован авторский подход к определению эффективности правовой нормы.

Еще

Теория права, эффективность правовой нормы, бережливое производство

Короткий адрес: https://sciup.org/140312465

IDR: 140312465   |   УДК: 340.12   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2025_75_4_164

Текст научной статьи О понятии «эффективность правовой нормы» через призму «lean-методологии»: теоретический аспект

В юридической теоретической литературе есть несколько подходов к определению эффективности правовой нормы.

Первый подход вытекает из представления эффективности как способности права достигать своих целей. Эффективность права оценивается по тому, насколько оно способствует поддержанию общественного порядка, защите прав и свобод граждан, достижению социальной справедливости. Одним из представителей этого подхода является правовед В.А. Козлов, определяющий эффективность правовой нормы через ее способность обеспечивать достижение социальной, полезной и объективно обоснованной цели [1]. Юристы Д.М. Чачот и А.С. Пашков рассматривали эффективность правовых норм через их возможность оказывать полезное влияние на общественные отношения [2]. И.А. Зенин под эффективностью правовых норм подразумевал их свойство положительно влиять на развитие общественных отношений [3].

Отдельного внимания при изучении эффективности правовых норм заслуживает подход Роберта Ч. Элликсона, описанный в его книге «Порядок без права: как соседи улаживают споры» [4]. В своей книге американский ученый приводит примеры из различных сфер жизни. Он описывает ситуации, вытекающие из соседских конфликтов о границах земельных участков, шуме, парковке, других повседневных проблем. Роберт Ч. Эллик-сон показывает, что социальные нормы и практики могут влиять на взаимодействия людей и приводить к мирному разрешению конфликтов без необходимости в судебных разбирательствах. Хотя, безусловно, большое значение в исследовании Роберта Ч. Элликсона играет уже существующая в Соединенных Штатах Америки правовая система.

Второй подход акцентирует внимание на соблюдении норм и стандартов, которые установлены правом. Эффективность правовой нормы определяется через степень ее выполнения и правореализации и уровень правосознания общества, его готовности следовать установленным правилам. Наиболее явным является определение советского правоведа О.Э. Лейста, который определял эффективность правовой нормы как соотношение между целью, поставленной в норме права, и результатом, достигнутым в процессе реализации правовой нормы [5]. Специалисты Т. Гейгер и Э. Гирш предложили оценивать эффективность правовой нормы через пропорциональное определение числа случаев противоправного поведения в соотношении с числом случаев правомерного поведения [6]. К ученым данного направления можно отнести специалистов В.Н. Кудрявцева, В.И. Никитинского, И.С. Само-щенко и В.В. Глазырина, которые предложили целевой (инструментально-позитивистский) подход к пониманию эффективности правовых норм [7].

Классификации подходов к определению понятия эффективности правовой нормы подробно рассмотрены в научных статьях [8] и кандидатских диссертациях [9].

Однако в современных условиях заслуживает серьезной теоретической проработки третья точка зрения, которая предполагает экономическую оценку эффективности права, где анализируется то, насколько правовые нормы облекаются в минимальные затраты для общества и бизнеса, и как они влияют на экономическую деятельность. Данное направление развивалось преимущественно в Чикагской школе экономики благодаря трудам экономистов Аарона Директора, Джорджа Стиглера, Рональда Коуза и юристов Ричарда Познера и Гвидо Калабрези. Первый подход к экономическому анализу права в России осуществил Ю.С. Гамбаров в 1911 г. в «Курсе гражданского права» [10]. Ученый выделил «Экономическое направление в юриспруденции», обосновывая, что право и экономика не находятся в подчинении друг другу, а представляют собой взаимозависимые сферы.

Представители казанской юридической школы Ф.Н. Фаткуллин и Л.Д. Чулюкин под эффективностью правовых норм понимали их «способность с наименьшими издержками воздействовать положительно на общественные отношения и на установки их участников в заданном направлении при тех социальных условиях, которые реально существуют в период их действия в стране» [11].

Современные условия экономического развития России диктуют необходимость теоретизации эффективности норм права. В условиях современной политической обстановки отечественная экономика упрощается [12]. В настоящее время в Российской Федерации сформирован тренд на внедрение Lean-технологий в различные отрасли производства и экономики. В России действует национальный проект «Производительность труда» [13], направленный на оказание помощи в создании производственных систем компаниям, выработку предложений по выделению налоговых преференций и нефинансовых мер стимулирования. Благодаря проекту тиражируются лучшие практики наставничества, сформировано движение рационализаторов и разрабатываются цифровые платформы.

Ряд компаний, такие как КамАЗ, «Группа ГАЗ», «ВСМПО-АВИСМА», «Русал», «ЕвразХол-динг», «Еврохим» и другие, уже внедрили у себя бережливые технологии и разработали собственные методологии производственных систем. В Российской Федерации действуют специализированные образовательные программы в области развития Lean-технологий, например «Сквозной инвестиционный поток» [14]. Кроме этого, существуют разработки в области бережливого производства в сфере образования (на базе Министерства науки и высшего образования создан Отраслевой центр компетенций) [15].

Основы бережливого производства были заложены в России в начале XX века посредством развития методологии научной организации труда. Ключевыми представителями этого направления являются А.К. Гастев и П.М. Керженцев. Методы научной организации труда были реализованы в годы Великой отечественной войны при производстве артиллеристских систем (Горьковский завод № 92 им. И.В. Сталина), выпуске истребителей (Горьковский авиазавод № 21 им. С. Орджоникидзе), сборке танков Т-34 (Завод № 112 «Красное Сормово»). Бережливые производственные системы созданы и развиваются в компаниях «Тойота» и «Боинг».

Рисунок 1

Пирамида проблем

  • •    ФОИВ генерируют запросы отчетов, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ не согласованнь|е с МинПросом РФ vdhqeul.         * Отчеты для ФОИВ нельзя получить из ФГИС

У Г U Ь t М Ь           «Моя школа»

„    • ИС региона не синхронизирована с ФГИС

РЕГИОНАЛЬНЫЙ • Дублирующие запросы информации от ОМСУ

УРОВЕНЬ         и РОИВ

  • •    Запросы информации, уже имеющейся в ИС

  • •    низкая информационность родителей о

УРОВЕНЬ         правилах приема в школы yrUDtrlD       . внесение данных вручную

ОРГАНИЗАЦИИ • не все документы собраны в соответствии с перечнем

  • *    нестабильное соединение интернета/перебои в работе ИС

Основным инструментом «Lean-методологии» является выявление и устранение потерь в работе (лишняя обработка, лишние движения, перепроизводство, лишняя транспортировка, ожидание, брак, складирование, интеллектуальные потери). При визуализации уровня проблем часто используется пирамида, которую относят к одному из уровней: локальный уровень (уровень организации), региональный уровень (уровень субъекта 166

Российской Федерации), федеральный уровень. Один из примеров пирамиды проблем при снижении бюрократической нагрузки образовательных организаций и педагогических работников представлен на рисунке 1.

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области бережливого производства представлено лишь некоторыми подзаконными актами в области стандартизации (статья 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Устанавливает правила применения ГОСТ Р 56020-2020 [16]):

– ГОСТ Р 56020-2020 «Бережливое производство. Основные положения и словарь». Утверждён и введён в действие Приказом Росстандарта от 19.08.2020 № 513-ст;

– ГОСТ Р 56407-2023 «Бережливое производство. Основные инструменты и методы их применения». Утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2023 № 1292-ст;

– Приказ Минпромторга РФ № 1907 от 20.06.2017 «Об утверждении Рекомендаций по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности»;

– ГОСТ Р 56404 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента»;

– ГОСТ Р 56405 «Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки»;

– ГОСТ Р 56406 «Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента»;

– ГОСТ Р 56906-2016 «Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)»;

– ГОСТ Р 56907-2016 «Бережливое производство. Визуализация»;

– ГОСТ Р 56908-2016 «Бережливое производство. Стандартизация работы»;

– ГОСТ Р 57522-2017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства»;

– ГОСТ Р 57523-2017 «Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала»;

– ГОСТ Р 57524-2017 «Бережливое производство. Поток создания ценности».

Вместе с тем трудовое законодательство Российской Федерации носит социальный характер, и формирование системы законодательства в области бережливого производства требует серьезного анализа [17].

Исходя из подхода к эффективности правовой нормы через «Lean-методологию», предлагается следующее определение данной правовой категории: правовая норма является эффективной при ее способности минимизировать или исключать временные потери (лишняя обработка, лишние движения, перепроизводство, лишняя транспортировка, ожидание, брак, складирование, интеллектуальные потери) при достижении целей правового регулирования.