О понятии религиоведческой экспертизы при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности

Бесплатный доступ

В работе представлены некоторые особенности проведения религиоведческой экспертизы при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистcкой направленности. Рассмотрено понятие экспертизы, определены задачи и объекты исследования. Отмечены проблемы проведения экспертизы, предложены пути их решения

Религиоведческая экспертиза, преступления, материалы экстремистской направленности, экстремизм, специальные знания

Короткий адрес: https://sciup.org/14335682

IDR: 14335682

Текст научной статьи О понятии религиоведческой экспертизы при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности

На сегодняшний день проявления экстремизма в различных формах как в России, так и во всем мире вызывают оправданную напряженность и обеспокоенность, обращая на себя внимание не только сотрудников правоохранительных органов, но и общества в целом. Кроме того, данное явление угрожает стабильности государ- ственного строя, в результате чего необходимость противодействия экстремистской деятельности приобретает все большее значение.

Анализ статистических данных свидетельствует о сохранении ежегодного роста количества преступлений экстремистской направленности. По данным ГИАЦ МВД России только на территории Рос- сийской Федерации в 2013 г. зарегистрировано 896, в январе–октябре 2014 г. 874, что превышает число преступлений за предыдущие периоды на 11,1 %. Криминогенная ситуация в стране остается достаточно сложной и вызывает особое беспокойство, в результате чего необходимо не только принятие мер к противодействию указанным преступлениям, но и осуществление комплексного подхода к пониманию природы явления «экстремизм».

Вопросы сущности понятия «экстремизм», его истоки, а также особенности расследования преступлений, связанных с экстремизмом, рассматривались с исторической, философской и уголовноправовой позиции в работах: В.В. Устинова, А.Г. Заслужного и Т.Н. Беляевой, Н.В. Голубых и М.П. Ле-готина, И.В. Погодина, А.В. Карягиной, Е.О. Кубякина и А.В. Сафронова и др. [19, 6, 1, 17, 9, 10 ] .

Не менее подробно отражены особенности использования специальных знаний, методика доказывания, а также способы борьбы с данной категорией преступлений в публикациях: А.Г. Заслужного, Л.А. Букалеровой и Т.Ф. Минязевой, М.Л. Подкалитиной и др. [7, 4, 15 ] . В этом смысле вполне справедливо заметил О.П. Грибунов, что в качестве основных способов профилактики и раскрытия преступлений экстремистской направленности является назначение и производство экспертиз [3 ] .

Анализ специальной литературы, а также проведенное интервьюирование сотрудников ОВД позволяет установить, что при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности, кроме традиционных видов исследований, проводятся специальные экспертизы, к которым относятся: лингвистическая, семиосоциопси-хологическая, психолого-этнологическая, религиоведческая, психофизиологическая, на что указывает также М.В. Песчаный [15 ] . Важнейшей задачей экспертизы и исследования является выделение текстов, несущих признаки экстремизма, т.е. возбуждающих ненависть и вражду, от текстов, выражающих радикальные взгляды на объективную действительность [2 ] .

По нашему мнению, одним из проблемных исследований, которое постараемся более подробно рассмотреть в данной статье, является религиоведческая экспертиза экстремистских материалов, вопросы назначения и производства которой на сегодняшний день становятся достаточно дискуссионными, на основании чего представляют затруднения не только с практической стороны, но и в большей мере теоретической разработанности самого понятия религиоведческой экспертизы, а также определения возможных объектов исследования.

Как справедливо отмечает Ю.В. Тихонравов, религиоведческая экспертиза может оказывать существенную помощь следствию в установлении мотива преступления, в случае его совершения на религиозной почве или если подозреваемый принадлежит к какой-либо религиозной группе [18, с. 203].

Государственная религиоведческая экспертиза регулируется п. 8 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» [14 ] , а порядок ее проведения при Министерстве юстиции РФ отражен в приказе Минюста «О государственной религиоведческой экспертизе» [13 ] . Стоит отметить, что понятие религиоведческой экспертизы в указанных нормативных документах, а также в иных законодательных источниках не раскрывается, что препятствует пониманию сущности исследования.

В специальной литературе, существуют различные подходы к пониманию религиоведческого исследования. Так И.В. Загребина под государственной религиоведческой экспертизой понимает, с одной стороны, основанное на достоверных и научно обоснованных методиках независимое и объективное исследование учредительных и иных документов, а также практики регистрируемой организации; с другой стороны, процессуальные отношения, возникающие при применении института государственной религиоведческой экспертизы субъектами права [5, с. 75 ] .

Е.А. Куприянова рассматривает религиоведческую экспертизу как систематизацию данных о той или иной религии, которая позволяет ответить на социально значимые вопросы [11, с. 194-195 ] . На наш взгляд, понятие автором раскрыто не достаточно полно, поскольку характерные признаки и содержание того или иного религиозного учения могут включать в себя информацию, не имеющую значения для судебной экспертизы (к примеру, данные о религии, догмы которой призывают общество отрицательно относиться к насилию, к такому явлению, как экстремизм и т.д.).

Основными задачами проведения религиоведческого исследования являются:

  • 1)    определить, действительно ли организация является религиозной;

  • 2)    идентифицировать конфессиональную принадлежность религиозной организации;

  • 3)    определить круг основных ценностей, социально значимых установок и практик исследуемого религиозного направления, а также установить степень достоверности сведений о представленных вероучении и культовой практике;

  • 4)    отметить, если ли негативные оценки по отношению данного религиозного направления к другим религиям [12, с. 11 ] .

Анализ специальной литературы позволил определить основные объекты судебной религиовед- ческой экспертизы, к которым относятся:

  • -    предметы, предназначенные для оформления религиозного помещения, в котором организуются богослужения (к примеру, какие-либо архитектурные элементы храма);

  • -    предметы, носящие вспомогательный характер (медальоны, знаки и медали религиозных организаций, одежда и головные уборы религиозного назначения);

  • -    печатные материалы (книги, брошюры, методические указания, пособия);

  • -    аудио- и видеоматериалы, иллюстрирующие вероучение.

Отмеченные объекты экспертизы отличаются, как правило, содержанием и информативностью их истинного назначения.

На наш взгляд, для наиболее полного, объективного и всестороннего исследования объектов религиоведческой экспертизы на предмет выявления признаков экстремизма, проведение исследования необходимо поручать независимым экспертам из числа религиоведов, правоведов, политологов, психологов и иных специалистов.

Стоит согласиться с мнением С.И. Иванченко, который утверждает, что в целях успешного проведения религиоведческой экспертизы должны быть исключены случаи, когда священнослужители и штатные сотрудники одной религиозной организации принимают участие в проведении исследования литерату- ры, идеологии и деятельности другой религии [8, с. 49].

На сегодняшний день использование судебной религиоведческой экспертизы в ходе расследования преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности, является достаточно эффективным средством доказывания, при котором определение характера вероучения становится весьма сложной и значимой задачей. Однако, как отмечает Ю.В. Тихонравов, важной проблемой является сокрытие верующими, привлекающими внимание властей, своей веры, в результате чего проводится анализ структуры общины, характера ее истории, культовой практики, социального состава, общественной деятельности [18, с. 208 ] .

Кроме того, в России отсутствуют специализированные религиоведческие лаборатории, подготавливающие специалистов данной области, что, безусловно, препятствует успешному развитию практики проведения религиоведческого исследования.

Стоит также отметить, что правовой статус эксперта-религиоведа, а также уровень его профессиональной подготовленности на законодательном уровне никак не закреплен, на что следует обратить особое внимание. Кроме того, на сегодняшний день законодателем не раскрыто понятие религиоведческой экспертизы, что пре- пятствует всеобщему однозначному пониманию природы исследования.

По нашему мнению, под религиоведческой экспертизой экстремистских материалов следует понимать исследование письменных, аудио- и видеозаписей, а также иных материалов (знаки религиозных организаций, предметы одежды, архитектурные элементы храма и др.), проводимое специалистами в области религиоведения и заключающееся в оценке достоверности сведений в представленных документах относительно основ вероучений, а также установлении религиозного характера организации на основании учредительных документов и иных данных о содержании вероучений на предмет выявления экстремистских проявлений.

Несомненно, существуют пробелы как в правовом регулировании религиоведческой экспертизы, так и в практическом ее применении. Здесь важно понимать, какую значимую роль играет качественное производство исследования, а также законодательное закрепление единого, общего понятия религиоведческой экспертизы в целях эффективного расследования преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности.

Список литературы О понятии религиоведческой экспертизы при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности

  • Голубых Н.В. О сущности понятия «экстремизм»/Н.В. Голубых, М.П. Леготина//Адвокат. 2013. № 6. С. 60-63.
  • Грибунов О.П. Судебные экспертизы, назначаемые по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности//Методологическая основа и современный технологический инструментарий судебно-экспертной деятельности: материалы межд. науч.-практ. конф. Иркутск, 2013. С. 105.
  • Грибунов О.П. К вопросу о противодействии экстремизму на объектах транспорта//Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. № 3. С. 13-14.
  • Букалерова Л.А. Преступления экстремистской направленности: поиск новых методик доказывания/Л.А. Букалерова, Т.Ф. Минязева//Уголовное судопроизводство. 2012. № 1. С. 30-32.
  • Загребина И.В. К вопросу о государственной религиоведческой экспертизе//Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 3. С. 73-77.
  • Заслужный А.Г. Экстремизм: современные представления об общественной опасности/А.Г. Заслужный, Т.Н. Беляева//Современное право. 2012. № 6. С. 7-10.
  • Заслужный А.Г. Экстремизм: сущность и способы противодействия//Современное право. 2002. № 12. С. 23-26.
  • Иванченко С.И. Проблемы обоснованности и достоверности выводов религиоведческой экспертизы//Исламоведение. 2013. № 4. С. 46-55.
  • Карягина А.В. Информационный экстремизм в современном государственно-правовом пространстве//Философия права. 2010. № 4. С. 105-108.
  • Кубякин Е.О. Информационный экстремизм в среде молодежи как деструктивный феномен современного российского общества/Е.О. Кубякин, А.В. Сафронов//Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. С. 100-104.
  • Куприянова Е.А. Правовое обеспечение религиоведческой экспертизы//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 191-198.
  • Методическое пособие по вопросам проведения религиоведческой экспертизы. Астана, 2013. 152 с.
  • О государственной религиоведческой экспертизе: приказ Министерства юстиции РФ от 18 февраля 2009 г. № 53//Рос. газ. 2009. № 43.13 марта
  • О свободе совести и религиозных объединениях: федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ//СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465 (с изменениями 31.12.2014 г.)
  • Песчаный М.В. Проблемы использования специальных знаний при расследовании преступлений экстремистской направленности//Закон и право. 2009. № 6. С. 87-89.
  • Подкалитина М.Л. Проблема выявления экстремизма в средствах массовой информации с помощью специальных знаний/М.Л. Подкалитина//Актуальные проблемы российского права. 2008. № 2. С. 393-406.
  • Погодин И.В. Уголовные дела экстремистской направленности: проблемы гласности судопроизводства//Мировой судья. М., 2013. Вып. 2. С. 6-11.
  • Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1998. 272 с.
  • Устинов В.В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации//Российская юстиция. 2002, № 5. С. 34-36.
Еще
Статья научная