О понятии, содержании и осуществлении права общей совместной собственности
Автор: Корнилова Н.В.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Проблемы юриспруденции и правоприменения
Статья в выпуске: 3, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье даётся понятие и раскрывается содержание права общей совместной собственности. Предметом особого рассмотрения стал вопрос об осуществлении права общей совместной собственности
Право общей совместной собственности, супруги, крестьянское (фермерское) хозяйство, брачный договор
Короткий адрес: https://sciup.org/143180261
IDR: 143180261 | DOI: 10.38161/2618-9526-2023-3-123-128
Текст научной статьи О понятии, содержании и осуществлении права общей совместной собственности
В российском гражданском праве нет легально закреплённых понятий права общей совместной собственности в объективном и субъективном смыслах, разрабатываются они в доктрине.
Право общей совместной собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по принадлежности общего имущества как единого объекта одновременно нескольким лицам, в котором их доли заранее не определены. Право общей совместной собственности в субъективном смысле – это юридически обеспеченная возможность нескольких лиц владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом как единым объектом, где их доли заранее не определены.
Однако в некоторых странах можно встретить понятие права общей совместной собственности непосредственно в ГК РФ. Так. в Гражданском кодексе Республики Молдовы [5] (Далее – ГК РМ) закреплено следующее определение права общей совместной собственности: когда право собственности принадлежит одновременно нескольким лицам и ни одно из них не является собственником одной идеальной доли общего имущества (п. 1 ст. 567 ГК РМ).
Совместная собственность является бездолевой, вещь по праву совместной собственности принадлежит сособственникам без определения долей. Согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. В настоящее время образование совместной собственности предусмотрено для супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Но и в обоих обозначенных случаях, как супруги, так и члены крестьянского (фермерского) хозяйства вправе выбрать для своих отношений режим долевой собственности.
Участникам права общей совместной собственности принадлежит триада правомочий владения, пользования и распоряжения общим имуществом, которые они реализуют следующим образом:
-
1) участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом (п. 1 ст. 253 ГК РФ).
В отличие от долевой собственности, участники совместной собственности при наличии разногласий не могут передать свой спор на разрешение судом, так отношения между собственниками носят особый характер, который в научной литературе характеризуют как личнодоверительные [8, с. 343] [9, с. 202]. Их специфика заключается в том, что стороны таких отношений персонально незаменимы , т.е. не имеют права уступать другим лицам свои правомочия как полностью, так и частично, в то время как участник общей долевой собственности может свободно отчуждать свою долю любым не запрещенным законом способом [7], что закономерно, так обусловлено спецификой таких образований как семья и крестьянское
(фермерское) хозяйство. Понятно, что участник общей совместной собственности может прекратить такие отношения, в таком случае режим общей совместной собственности перестанет существовать для данного субъекта (при выделе доле) или для всех субъектов (при разделе имущества на доли).
В то же время они могут соглашением изменить режим владения и пользования общим имуществом. Например, сособственники могут договориться, что пользоваться автомобилем будет только один из них.
В ГК РФ не устанавливаются специальные требования к такому соглашению. В силу того, что в настоящее время отношения совместной собственности установлены между двумя видами субъектов, то необходимо исходить, что такие требования могут быть установлены в соответствующем законодательстве:
-
1) Если речь идёт о супругах, то условия о владении и пользовании конкретным имуществом могут быть включены в брачный договор.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Семейного кодекса РФ [1] брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. В свою очередь, согласно п. 2 ст. 41 СК РФ брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
-
2) применительно к участникам крестьянского (фермерского) хозяйства, то такие условия должны содержаться в соглашении о создании фермерского хозяйства.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 23 мая 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" [2] соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать сведения, в том числе и о порядке владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Такое соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства. Соответственно для него предусматривается обязательная письменная форма.
В связи с вышесказанным возникает вопрос, всегда ли предусматривается такая жесткая форма в части требований к порядку пользования и владения общим имуществом?
По мнению авторов комментария к Главе 16 «Общая собственность» Гражданского кодекса РФ, «в двух приведенных выше случаях требования к форме, установленные законом, более жесткие, нежели в ст. ст. 158 - 165 ГК РФ» [7]. Позволим не согласиться с высказанной позицией. Особенно в части регулирования отношений совместной собственности супругов, так как все-таки большинство супружеских пар не заключают брачный договор. Если обратиться к той же ситуации с автомобилем, то по соглашению супругов пользоваться автомобилем может только один из супругов, особенно в случае, если только он обладает правами на его вождение. В действительности, трудно представить ситуацию, когда такие супруги будут заключать брачный договор исключительно применительно к пользованию конкретным автомобилем. Поэтому, по нашему мнению, будут действовать общие правила ГК РФ о форме сделок.
-
2) распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом (п. 2 ст. 253 ГК РФ).
Как мы видим, в п. 2 ст. 253 ГК РФ закреплена презумпция согласия одного сособственника на действия другого сособственника по распоряжению общим имуществом. Поэтому согласие презюмируется при любом акте распоряжения одним из сособственников, что он действует от имени всех сособственников. Но презумпция является оспоримой.
Причем в большинстве случаев для такого согласия не требуется соблюдения письменной формы. И только в случаях, установленных законом, предусматривается нотариальное удостоверенное согласие другого сособственника. Общее правило об этом содержится в п. 3 ст. 131 ГК РФ, согласно которому для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Аналогичная норма закреплена в абз. 1 п. 3 ст. 35 СК РФ. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки (абз. 2 п. 3 ст. 35 СК РФ).
Как видно из содержания абз. 1 п. 3 ст. 35 СК РФ, норма которого полностью соответствует п. 3 ст. 253 ГК РФ, с требованием о признании сделки недействительной могут обратиться только другие участники совместной собственности, а не само лицо, которое непосредственно совершило такую сделку. Для признания сделки недействительной необходимо доказать, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. Последнее положение направлено на защиту добросовестного приобретателя, т.е. лица, которое не знало и не могло знать об отсутствии полномочий у его контрагента по сделке.
В этой части интересен опыт других стран. В ГК РМ отдельно разграничиваются сделки по сохранению и управлению имуществом, находящимся в совместной собственности (ст. 569 ГК РФ). Любой из участников совместной собственности предполагается имеющим согласие остальных сособственников на совершение любых сделок по сохранению и управлению общим имуществом, если законом или договором не предусмотрено иное. Во-первых, действует презумпция согласия сособственников на заключение сделки по сохранению и управлению имуществом, находящимся в совместной собственности. Во-вторых, если в случае с пользованием и соглашением общим совместным имуществом может быть установлено иное, то в отношении таких сделок иное может быть предусмотрено и законом.
-
3) Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников (п. 3 ст. 253 ГК РФ).
случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. На лицо, которое обратится с требованием о признании сделки недействительной, возлагается бремя доказывания недобросовестности приобретателя.
Необходимо отметить, что особенности по реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в совместной собственности, применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности ГК РФ и другими законами не установлено иное (п. 4 ст. 253 ГК РФ).
Это означает, что если нормами о праве общей совместной собственности супругов и
Из указанной нормы следует, что участники общей совместной собственности могут добровольно отказаться от такого полномочия как распоряжение общим имуществом, то есть самостоятельного ограничить себя в правах, что должно быть удостоверено соглашением всех участников. Причём лицо может ограничить себя в полномочии совершать определённые сделки по распоряжению имуществом, на определённый срок или на постоянной основе и т.д.
Речь в п. 3 ст. 253 ГК РФ идёт именно о договорном самоограничении, а не основанном на законе. Поэтому если один из участников общей совместной собственности будет признан недееспособным или ограниченно дееспособным, то на исследуемые отношения прежде всего будут распространяться законные ограничения.
Как мы уже отмечали выше, совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в членов крестьянского (фермерского) хозяйства, закреплённых в специальном законодательстве, будет предусмотрено иное, то эти нормы будут пользоваться приоритетом над нормами Гражданского кодекса РФ [10]. В качестве примера можно привести положение п. 2 ст. 8 Федерального закона от 23 мая 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которому распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства. И норма эта императивна, поэтому к отношениям с участием крестьянского (фермерского) хозяйства, безусловно, применяется она. В свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 8 названного закона сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
В некоторых кодифицированных актах других стран можно встретить нормы об оформлении сделок по распоряжению имуществом, находящимся в совместной собственности, разграничивается в зависимости от вида имущества. Так, согласно п. 1 ст. 570 ГК РМ в отношении движимого имущества действует универсальное правило, согласно которому каждый участник совместной собственности может распоряжаться движимым общим имуществом, если соглашением между ними не предусмотрено иное (п. 1 ст. 570 ГК РМ), то для совершения сделок по распоряжению недвижимым общим имуществом необходимо письменное согласие всех участников совместной собственности (п. 2 ст. 570 ГК РМ). В 2006 году было необходимость получения письменного согласия для распоряжения недвижимым имуществом была закреплена и в Гражданском кодекс Республики Беларусь [4] (п. 2 ст. 256).
Интересно сформулирована норма об условиях признания такой сделки недействительной. Если в ГК РФ речь идёт о признании сделки недействительной «по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий (выделено мною – Н.К.) только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом» (п. 3 ст. 253 ГК РФ), то в ГК РМ говорится о том, что «другая сторона знала или должна была знать о соглашении, ограничивающем право распоряжения, что остальные сособственники не согласны на совершение сделки либо что не было истребовано согласие на отчуждение недвижимости (выделено мною – Н.К.)».
В целом следует отметить, что в иных постсоветских странах установлен аналогичный российскому правовой режим по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим на праве общей совместной собственности (ст. 222 Гражданского кодекса Республики Азербайджан [3], ст. 301 Гражданского кодекса Республики Таджикистан) [6].
-
4) как и в случае с общей долевой собственностью, участники общей совместной собственности могут прекратить право общей совместной собственности путём раздела имущества, находящегося в совместной собственности, и выдела из него доли.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГК РФ раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. Что обоснованно, так как до момента раздела общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдела доли одного из них необходимости в долях нет, так как собственники осуществляют все правомочия сообща, если же стороны уже не могут действовать по общему согласию, то соответственно режим общей совместной собственности в отношении супругов прекращает действовать, а в отношении членов крестьянского (фермерского) хозяйства или прекращает действовать (если членов крестьянского (фермерского) хозяйства было двое), или продолжает действовать (если членов крестьянского (фермерского) хозяйства было более двух).
При разделе общего имущества и выделе из него доли действует презумпция равенства долей. Презумпция оспорима, иное может быть предусмотрено законом или соглашением сторон.
Основания и порядок раздела общего имущества и выдела из него доли определяются по правилам ст. 252 ГК РФ постольку, поскольку иное для отдельных видов совместной собственности не установлено ГК РФ, другими законами и не вытекает из существа отношений участников совместной собственности (п. 3 ст. 254 ГК РФ).
Список литературы О понятии, содержании и осуществлении права общей совместной собственности
- Семейный кодекс Российской Федерации: Принят Государственной Думой 08.12.1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
- О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Федерального закона от 23.05.2003 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
- Гражданский кодекс Азербайджанской Республики: утвержден Законом Азербайджанской Республики от 28.12.1999 года № 779-IQ // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30420111&doc_id2=30420111#pos=4;-98&pos2=3193;32.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь / науч. ред. и предисл. В. Ф. Чигира. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
- Гражданский кодекс Республики Молдова (Книга вторая. Вещные (имущественные) права) от 06.06.2002 г. № 1107-XV // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397906&doc_id2=30397906#pos=4;-98&pos2=941;-100.
- Гражданский кодекс Республики Таджикистан от 30.06.1999 года (Часть первая) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30447927&doc_id2=30447927#pos=5;-98&pos2=1935;-48.
- Баукен А.А., Диденко А.А., Мережкина М.С., Рузанова В.Д., Беляев М.А., Томтосов А.А. Комментарий к главе 16 "Общая собственность" Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
- Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967.
- Зимелева М.В. Общая собственность в советском гражданском праве. Часть первая // Вестник гражданского права. 2009. № 4.
- Корнилова Н.В. Об особенностях деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на праве общей совместной собственности его членов // Вестник ХГУЭП. 2023. № 2. С. 125-128. EDN: EOJITY