О повышении правоприменительного потенциала института освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба
Автор: Клоченко Л.Н.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 3 (84), 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию механизма освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба. Анализ данных судебной статистики по освобождению от уголовной ответственности в соответствии с гл. 11 Уголовного кодекса Российской Федерации показывает, что типичными основаниями освобождения являются деятельное раскаяние и примирение с потерпевшим. При этом освобождение от ответственности в связи с возмещением ущерба, предусмотренного ст. 761 Уголовного кодекса Российской Федерации, менее распространено на практике. Показана ограниченность сферы действия данной нормы, ее экономическая невыгодность и отсутствие чётких критериев разграничения с другими основаниями освобождения. В целях повышения эффективности ст. 761 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается изменить законодательство. В частности, уточнить специальный характер данной нормы и пересмотреть критерии возмещения ущерба, что может способствовать более активному использованию данного основания.
Уголовная ответственность, освобождение от уголовной ответственности, преступление, деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим, возмещение ущерба, возмещение вреда
Короткий адрес: https://sciup.org/14133192
IDR: 14133192 | DOI: 10.47629/2074-9201_2025_3_42_45
Текст научной статьи О повышении правоприменительного потенциала института освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба
И сследования доказывают, что одной из важнейших закономерностей эволюции уголовного права выступает постепенное повышение роли и значимости в уголовно-правовом регулировании альтернативных наказанию способов разрешения конфликта, вызванного преступлением, в частности, формирование и развитие института освобождения от уголовной ответственности [5].
Гуманизация является одной из тенденций уголовной политики последних лет. При этом в основе процесса гуманизации законодательства и правоприменительной практики лежит принцип экономии мер уголовной репрессии с целью повышения эффективности института освобождения от уголовной ответственности, а также достижения разумного баланса публичности и диспозитивности [4].
В настоящее время гл. 11 «Освобождение от уголовной ответственности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрены основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75), примирением с потерпевшим (ст. 76), возмещением ущерба (ст. 761), назначением судебного штрафа (ст. 762), истечением срока давности (ст. 78), призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время, заключением в период мобилизации, период военного положения или времени контракта о прохождении военной службы, а равно в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время (ст. 781).
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации1, за период с 2011 по 2023 год количество осужденных составило в целом 8 635 292 человека. В то же время от уголовной ответственности по различным основаниям освобождено 2 674 214 человека, что составило примерно одну треть от числа осужденных в указанный период.
По данным судебной статистики, в период с 2011 по 2020 год количество освобожденных от уголовной ответственности оставалось стабильным и варьировалось между 204 107 и 234 289 (в среднем порядка 220 тысяч человек ежегодно). В период с 2021 по 2022 год наблюдается резкое снижение данного показателя: 2021 год – 196 614, 2022-й – 16 960 человек.
Соотношение количества освобожденных от ответственности с количеством осужденных составляло в период с 2011 по 2016 год в среднем 1 к 3,3; с 2017 по 2020 год – 1 к 2,8; с 2020 по 2023 год – вновь 1 к 3,3.
Наиболее значительную долю в структуре оснований освобождения от уголовной ответственно- сти занимает примирение с потерпевшим (в среднем 76,2 %), на втором месте по количеству лиц, освобожденных от ответственности, с 2017 года находится судебный штраф (в среднем 16,5 %).
В целях противодействия преступлениям экономической направленности, а также в рамках общей концепции гуманизации уголовной политики Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ2 УК РФ был дополнен статьей 761 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба». Статья предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.
Основание, заключающееся в возмещении денежных средств лицом, виновным в совершении преступления, в данной норме подвергалось неоднократным редакциям. По мнению исследователей, в настоящее время требование сформулировано наиболее удачно, поскольку учитывает те составы преступлений, которые не подразумевают ущерб или извлечение дохода [6].
В настоящее время ст. 761 УК РФ предусмотрены три самостоятельных основания для освобождения от уголовной ответственности.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 761УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198-1991, 1993, 1994 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.
Третья часть данной нормы предусматривает в качестве условия освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогообложением, таможенными платежами и репатриацией денежных средств, декларирование лицом своих активов.
Особый интерес представляет ч. 2 ст. 761 УК РФ, согласно которой помимо необходимости возместить ущерб, причиненный преступлением (преимущественно против собственности и в сфере экономической деятельности), лицо должно выплатить в доход государства двукратную сумму причиненного ущерба, дохода, полученного в результате совершения преступления, или убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления.
Таким образом, фактически для применения к виновному лицу ч. 2 ст. 761 УК РФ ему необходимо возместить ущерб в трехкратном размере.
Однако при определенных обстоятельствах размер таких правоограничений может превышать размер данного вида наказания. В научной литературе высказывается мнение, что исследуемая мера, не названная наказанием, по своему карательному потенциалу по крайней мере ему не уступает. Таким образом, наказание в виде штрафа и освобождение от уголовной ответственности по ст. 761 УК РФ отличаются только отсутствием судимости при применении последнего [1].
Стоит сразу уточнить, что в структуре оснований освобождения от уголовной ответственности освобождение в связи с возмещением ущерба занимает последнее место по популярности и составляет в среднем 0,24 %.
Согласно статистическим данным с 2013 по 2023 год количество лиц, освобожденных от ответственности в связи с возмещением ущерба, не претерпевало значительных изменений и составляло в среднем 500 человек в год.
Вследствие этого можно заключить, что ст. 761 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба» УК РФ фактически не получила широкого применения на практике.
Причины указанного обстоятельства видятся в следующем.
По своему правовому смыслу ст. 761 УК РФ является специальным основанием освобождения от ответственности, поскольку в отличие от иных оснований предусматривает конкретный перечень преступлений и необходимость возмещения исключительно материального ущерба.
В зависимости от обстоятельств конкретного дела (совершенного преступления и поведения лица после его совершения) на практике при освобождении от уголовной ответственности может сложиться ситуация конкуренции различных оснований освобождения.
Так, например, в ситуации, когда лицо совершило впервые одно из преступлений небольшой или средней тяжести, предусмотренных ст. 761 УК РФ, применению может подлежать указанная норма наряду со ст. 76 и ст. 762 УК РФ.
Вместе с тем, критериев разграничения указанных норм между собой в случае их конкуренции уголовный закон не содержит. Выбор того или иного основания освобождения от ответственности в такой ситуации будет зависеть от виновного лица, который ходатайствует о применении того вида освобождения, который в наибольшей степени ему выгоден, благоприятен [2].
Сравнительный анализ количества лиц, освобождаемых от ответственности за совершение преступлений, указанных в ст. 761 УК РФ, свидетельствует о том, что такие лица чаще освобождаются от ответ- ственности в связисдеятельным раскаянием(ст. 75 УК РФ), примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ) и назначением судебного штрафа (ст. 762 УК РФ).
Так, в период с 2017 по 2022 год за преступления, указанные в ст. 761 УК РФ, от ответственности по ст. 75-762 УК РФ освобождены 22 938 человек, из которых в связи с примирением с потерпевшим – 9 645 человек (42 %), назначением судебного штрафа – 8 180 (35,7 %), возмещением ущерба – 3 337 (14,5 %), деятельным раскаянием – 1 776 (7,7 %).
Указанное обстоятельство свидетельствует, что низкий правоприменительный потенциал нормы об освобождении от ответственности в связи с возмещением ущерба обусловлен более льготными условиями освобождения от уголовной ответственности по ст. 75, 76 и 762 УК РФ.
Кроме того, нельзя не обратить внимания на то, что ст. 178 и ст. 195 УК РФ содержат примечания, предусматривающие специальные основания освобождения от уголовной ответственности, и одновременно указаны в ч. 2 ст. 761 УК РФ.
Так, п. 4 примечаний к ст. 178 «Ограничение конкуренции» УК РФ предусматривает специальные основания освобождения для лица, совершившего преступление, предусмотренное данной нормой, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб, возвратило незаконно полученный им доход или иным образом загладило причиненный им вред.
Вследствие того, что каждый из приведенных видов освобождения от уголовной ответственности имеет разные условия, при наличии которых он применяется, особую правовую природу, какой-либо конкуренции или коллизии между ними нет, и их применение зависит от воли виновного лица, которое само вправе выбирать тот или иной вариант позитивного постпреступного поведения [3].
Экономически выгоднее для виновного лица применение специального основания, указанного в примечании к ст. 178 УК РФ, – возместить причиненный ущерб или иным образом загладить причиненный вред, в то время как для освобождения по ч. 2 ст. 761 УК РФ ему придется возмещать трехкратную сумму причиненного ущерба (извлеченного дохода).
Аналогичным образом примечание к ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве» предусматривает схожие условия для освобождения от ответственности за совершение деяний, предусмотренных данной статьей или ст. 196 «Преднамеренное банкротство», за исключением необходимости первым из числа соучастников сообщить о совершении преступления.
Кроме того, специальные основания освобождения от ответственности, предусмотренные примечаниями к ст. 198, 199-1994 УК РФ, предусматривают лишь одно условие – полное возмещение вреда, причиненного преступлением.
Так,всоответствиис примечанием кст. 198 УК РФ, «лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации».
Согласно примечанию к ст. 199 УК РФ, «лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также ст. 1991 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и(или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации».