О правовом определении носителей компьютерной информации
Автор: Зигура Н.А.
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
Статья в выпуске: 13 (68) т.1, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147149087
IDR: 147149087
Текст обзорной статьи О правовом определении носителей компьютерной информации
В процессе компьютеризации мирового сообщества неуклонно возрастает число физических и юридических лиц, использующих разнообразные электронные технические устройства, автоматизированные сети и системы для создания, обработки и передачи информации. На смену бумажным технологиям приходят так называемые «безбумажные», основанные на использовании средств электронно-вычислительной техники и электросвязи, одним из продуктов которых является компьютерная информация. В электронновычислительных машинах (ЭВМ) хранится и обрабатывается самая разнообразная информация от персональных данных, содержащих адреса, телефонные номера, расписание дня до сведений, которые могут представлять государственную или коммерческую тайну. Но информационные технологии дали толчок не только развитию общества, но и привели к возникновению нового вида источника информации - компьютерной информации, используемой в противоправных действиях. Эта информация может быть получена из ЭВМ, компьютерной системы или сети на месте происшествия для установления (расследования) обстоятельств преступлений. Возникает вопрос на сколько возможно использование компьютерной информации в качестве источника доказательств. Значение компьютерной криминалистически значимой информации для раскрытия и расследования преступлений против собственности и в сфере хозяйственной деятельности трудно переоценить.
Первое упоминание о возможности использования данной информации (электронных документов) в качестве доказательств по уголовным делам можно найти в докторской диссертации Лисиченко В .К.1 В этой работе ученый делает вывод о том, что широкое внедрение вычислительной техники в сферы хозяйства и управления страны «создает объективные основания для того, чтобы сведения о фактах и практической деятельности людей, закрепленные знаками искусственных языковых систем (машинных языков), рассматривались в общенаучном и правовом смысле как 2 самостоятельная разновидность документов» .
Вопросы четкого уяснения роли и места компьютерной информации в уголовном процессе и криминалистике приобретают все большую актуальность и требуют своего незамедлительного разрешения. Для того чтобы создать законодательную основу широкого применения в судопроизводстве компьютерной информации, необходимо очертить границы этого понятия и определить его юридический статус. В настоящее время в науке процессуального права, в действующих нормативно-правовых актах, руководящих разъяснениях Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ для обозначения компьютерной информации используются различные термины: «электронный документ», «документ, подготовленный с помощью электронновычислительной техники», «машинный документ», «электронное сообщение», «виртуальный документ». Самого понятия «компьютерная информация» в научной литературе не существует, несмотря на то что термин получил широкое распространение среди специалистов разных областей знаний. В законодательстве дается определение компьютерной информации в ст.272 УК РФ3, под компьютерной информацией подразумевается информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети.
Первое упоминание о машинном носители информации встречается в ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники»4. В основных положениях данного документа указывалось, что он устанавливает требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемыми средствами вычислительной техники, а также порядок внесения изменений в эти документы. В тот период времени о сетевом обмене сведениями речи еще не шло, поэтому основной целью, которую преследовал данный документ, было представление на машинных носителях различного рода громоздких отчетов, статистических сводок, обобщаемых в основном вышестоящими и контролирующими организациями. К этому времени каждое министерство и крупное предприятие имело свои вычислительные центры, которые работали на стационарных ЭВМ серии "ЕС", созданных на условиях кооперации странами Восточной Европы, входившими в СЭВ. Вполне естественно, что таким официальным отчетам и статистическим данным необходимо было придавать юридическую силу, равную соответствующему документу на бумажном носителе. Дублирование этих данных путем параллельного направления распечаток в виде, доступном для восприятия человеком, явилось бы неоправданными ресурсными затратами. Поэтому создатели стандарта применили способ формирования некоторого перечня обязательных реквизитов, который должен входить в состав текста, представленного в электронной форме, либо в ином доступном ЭВМ коде (например, телеграфном коде на перфоленте). Помимо этого, носитель информации направлялся при сопроводительном письме, оформленном как обычный исполнительно-распорядительный документ. Совокупность данных условий и образовывала факт придания документу юридической силы, равной аналогичному документу на бумажном носителе.
Помимо документа на машинном носителе, вводилось понятие «машинограмма», т.е. распечатка документа, в форме, доступной для восприятия человеком, которая признавалась копией документа на машинном носителе и, помимо предписанных обязательных реквизитов, должна была содержать штамп или печать организации, преобразовавшей документ в данную форму, удостоверительную надпись и соответствующие подписи (то есть оформлялась практически как обычный документ).
В настоящее время ситуация поменялась и под документами на машинных носителях подразумевается не просто текстовый документ, когда ЭВМ использовалась, как аналог печатной машинки, а гораздо более разнообразная информация, это и документы создаваемые автоматически без участия человека, и использование телекоммуникационных средств для сетевого обмена сведениями.
Для рассмотрения правового статуса компьютерной информации и в целях использования единой терминологии Яковлев А.Н. разграничивает носители компьютерной информации на машинный носитель и машинно магнитные носители информации и дает определение этих понятий. «Машинный носитель информации - материальный объект искусственного происхождения, используемый в автоматических устройствах, обладающий свойствами отображения и хранения информации; машинный магнитный носитель информации - материальный объект искусственного происхождения, используемый в автоматических устройствах, обладающий свойствами отображения и хранения информации, в основе которых лежит физическое взаимодействие электромагнитных полей» . Далее он отмечает, что «в качестве машинного носителя информации должны признаваться перфокарты, дискеты, жесткие магнитные диски (винчестеры), банковские магнитные карты и другие объекты, предназначенные для хранения информации, записываемой и считываемой при помощи любых автоматических устройств, не обязательно компьютерных. Машинные магнитные носители информации в свою очередь представляют собой класс носителей информации, дополнительным признаком которых является наличие рабочего магнитного слоя, воспринимающего электромагнитные воздействия и сохраняющего»6. И здесь, по нашему мнению, уже возникает путаница, т.к. дискеты, жесткие магнитные диски являются машинно магнитными носителями информации.
В связи с развитием современных компьютерных технологий меняются способы фиксации компьютерной информации, появляются новые носители информации, на смену перфокартам, перфолентам, магнитным лентам и магнитным барабанам пришли дис- кеты, жесткие магнитные диски, лазерные диски, флэш-накопители. Технический прогресс не стоит на месте, поэтому будут появляться все новые носители компьютерной информации. По нашему мнению не целесообразно разграничивать компьютерную информацию на машинные носители и машино магнитные носители информации, т.к. последние являются частным случаем машинных носителей информации. Более функциональным разграничением является деление машинных носителей на постоянно запоминающие устройства и оперативно запоминающие устройства. В настоящее время дискуссионным является вопрос о том можно ли отнести к документам информацию, хранящуюся в таких устройствах памяти, как оперативно запоминающее устройство или такая форма передачи информации как электромагнитный обмен данных. По мнению Ткачева А.Н. сложность заключается при решении вопроса трактовки «материального носителя»7.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»8, несмотря на его наиболее общую в данной сфере роль, не содержит определения понятия «носитель информации», Такое определение можно найти в ст.2 закона Российской Федерации «О государственной тайне», где оно сформулировано следующим образом: «носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов»9. Ту же самую формулировку материального носителя мы встречаем в модельном законе «О банковской тайне»10.
Фатьянова А.А. дает следующее определение «материальные носители информации -материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов и сигналов, предназначенные для перенесения информации во времени и в пространстве»11. Нам представляется более точным определение материального носителя информации данное Фатьяновой А.А. Попробуем обосновать вышеприведенное определение. Прежде всего о понятии «физическое поле». Чаще всего здесь речь идет об электромагнитном поле, так как процесс записи информации на жесткие диски компьютеров (винчестеры), либо на сменные диски (дискеты) по сути есть процесс изменения электромагнитных состояний определенных участков их поверхности. Физические поля, как давно признано наукой, являются одним из состояний материи. Исходя из этого, указанное понятие в определении следует сохранить. Материя существует либо в виде вещества, либо в виде поля. Поле в современной системе знаний определено как особая форма материи, как физическая система, обладающая бесконечно большим числом степеней свободы12. Электромагнитное поле - это особая форма материи, оно порождается заряженными частицами. Природа электромагнитного поля определяет и его основное свойство: воздействие на заряженные частицы. Ткачев А.В., также является сторонником расширенного подхода к понятию «материальный носитель документа», предлагает следующее его определение: «Материальный носитель информации, в т.ч. физическое поле, в котором информация отображена в виде символов и сигналов, и обладающий реквизитами, позволяющими идентифицировать данную информацию»13
Однако Семилетов С.И. отвергает возможность расширительного толкования понятия «материальный носитель» и причисления к нему физических полей. «Сформированное электронными средствами визуально наблюдаемое и непосредственно воспринимаемое виртуальное динамическое отображение фиксированной записи электронного документа на экране дисплея (монитора) является формой его нематериального представления (воспроизведения) и не является собственно самим электронным документом»14. Это высказывание, по нашему мнению, является ошибочным.
Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время уже наметилась тенденция к признанию широкого подхода к понятию материального носителя, а это позволит распространить правовой режим документа на компьютерную информацию в любом её состоянии, в том числе и во время её приема или передачи по телекоммуникационным каналам связи. Однако отсутствие зафиксированного на уровне федерального закона определения материального носителя документа является причиной появления дискуссий относительно того, в каком состоянии компьютерная информация с идентифицирующими реквизитами, является документом.
-
1 Лисиченко В.К. Криминалистическое исследование документов (правовые и методологические проблемы): Дис.... докт. юрид. наук. Киев, 1973.
-
2 Там же. С. 49.
^Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
-
4 Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. ГОСТ 6.10.4-84 (утв. Постановлением госстандарта СССР от 09.10.1984 п 3549).
магнитных носителях информации. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000 С. 10.
-
6 Там же.
-
7 Ткачев А.В. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. М: Городец, 2000.
-
8 Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» Собрание законодательства РФ, 20.02.1995, N 8, Ст. 609. 93акон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О Государственной тайне». Собрание законодательства РФ, 13.10.1997. N 41, С. 8220-8235.
-
10 Там же. С. 8220-8235.
-
11 Фатьянова А. А. Учебно-практическое пособие «Правовое регулирование электронного документооборота» Библиотечка Российской газеты. N 021. 2005.
-
12 БСЭ, т.20, с.325.
-
13 Ткачев А.В. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. М: Городец, 2000. С. 17.
-
14 Семилетов С.И. Документы и документооборот как объекты правового регулирования. Дисс.... канд. юрид. наук. Москва, 2003 С.36.
Список литературы О правовом определении носителей компьютерной информации
- Лисиченко В.К. Криминалистическое исследование документов (правовые и методологические проблемы): Дис... докт. юрид. наук. Киев, 1973.
- Там же. С. 49.
- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- ГОСТ 6.10.4-84 (утв. Постановлением госстандарта СССР от 09.10.1984 п 3549).
- Яковлев А. Н. Теоретические и методические основы экспертного исследования документов на машинных магнитных носителях информации. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Саратов, 2000 С. 10.
- Там же.
- Ткачев А.В. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. М.: Городец, 2000.
- Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
- Собрание законодательства РФ, 20.02.1995, № 8, Ст. 609.
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О Государственной тайне». Собрание законодательства РФ, 13.10.1997. №41, С. 8220-8235.
- Там же. С. 8220-8235.
- Фатьянова А.А. Учебно-практическое пособие «Правовое регулирование электронного документооборота» Библиотечка Российской газеты. № 021. 2005.
- БСЭ, т.20, с.325.
- Ткачев А.В. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. М.: Городец, 2000. С. 17.
- Семилетов С.И. Документы и документооборот как объекты правового регулирования. Дисс... канд. юрид. наук. Москва, 2003 С.36.