О причинах снижения уровня психической активности человека, родившегося и проживающего на экологически неблагополучной территории
Автор: Сараева Н.м, Суханов А.А.
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) Электронный ресурс @vestnik-rsias-online
Рубрика: Антропоэкосистемы в биосфере: обеспечение безопасности, здоровья и качества жизни
Статья в выпуске: 2, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы о причинах снижения уровня психической деятельности человека, родившегося и проживающих на территориях экологического неблагополучия считаются. Одна из причин психических снижение активности детей является минимизация адаптации.
Короткий адрес: https://sciup.org/14315477
IDR: 14315477
Текст статьи О причинах снижения уровня психической активности человека, родившегося и проживающего на экологически неблагополучной территории
Buryat State University of Humanities and Education, Russia
В статье рассмотрены вопросы о причинах снижения уровня психической деятельности человека, родившегося и проживающих на территориях экологического неблагополучия считаются. Одна из причин психических снижение активности детей является минимизация адаптации.
Проблемное поле исследований безопасности жизнедеятельности человека достаточно широко и включает в себя вопросы, связанные с анализом состояния его психики. По сути, физические и психические возможности людей – главный ресурс развития любой страны, основа и гарантия ее социальной безопасности. Утрата или ослабление этих возможностей происходит под влиянием разных факторов. Один из самых мощных факторов настоящего времени – экологическая деформация жизненной среды человека. Понятие «жизненная среда» обозначает совокупность природных и социальных условий и факторов, во взаимодействии с которыми происходит развитие организма и психики людей (Ковалев, 1993; Панов, 2004; Черноушек, 1988; Ясвин, 1997).
Более 60 % населения России (Гичев, 2002) проживает в регионах экологического неблагополучия (РЭН). Экологически неблагополучные регионы специфичны во многих отношениях: географическом, социально-экономическом, демографическом, но все они имеют деформированную «загрязнениями» (Загрязнитель (вредный агент) – токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид, способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде. URL: dictionary/ природную (физическую) среду, составляющую наряду с социальными условиями жизненную среду человека. И хотя естественные и антропогенные «загрязнения» в регионах, экологическое неблагополу- чие которых связано с природно-климатическими условиями и профилем хозяйственной деятельности, не являются по интенсивности экстремальными, но они настолько серьезны, что приводят к травматизации природной (физической) среды, из-за чего она становится неадекватной гено- и фенотипическим свойствам человека (Казначеев, 1980) или, точнее, не вполне адекватной, негативно влияет на его физическое здоровье и через иммунную, эндокринную, нервную и другие системы организма обусловливает изменение психической активности. Последствия длительного воздействия на психику человека такой природной среды нуждаются в специальном анализе.
Направленность изменения состояния психики человека, родившегося и проживающего в РЭН, в течение ряда лет изучается сотрудниками лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ. Исследование проводится в рамках экопсихологического подхода к развитию психики человека (Панов, 2004). Состояние психики рассматривается как результат отношений между компонентами системы «человек – жизненная среда». Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, представляет собой сложноорганизованную систему (подсистему). Психика рассматривается как подсистема организации целостного человека (Леонтьев, 1977), реализующего на психологическом и социальном уровнях этой организации (неразрывно связанных с биологическим уровнем) разные отношения со средой. Представление психики как объекта исследования в рамках системы «человек – жизненная среда» предполагает неизбежность изменения состояния психики человека вследствие экологической деформации природной составляющей жизненной среды. Анализируется психологический статус детского населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края. Психологический статус понимается как системная характеристика системы «человек – жизненная среда» и одновременно как интегральная характеристика психики человека, обозначающая ее состояние во взаимодействии с жизненной средой.
Забайкальский край по своим природно-климатическим особенностям и преобладающему профилю хозяйственной деятельности может быть отнесен к регионам, проживание и деятельность человека в которых требует серьезных энергозатрат, напряжения адаптивных систем человека. По уровню индекса потенциальной жизнеспособности Забайкалье относят к регионам с наиболее низким показателем. Медики и адаптологи говорят о неустойчивой адаптации населения Забайкальского края (Агаджанян, Гомбоева, 2005). Большая часть территорий этого среднегорного региона, экономика которого связана с добычей и переработкой полезных ископаемых, может быть названа экологически неблагополучной. Деформация физической среды здесь заключается не просто в присутствии каких-то отдельных «загрязнителей», а в комплексных негативных геофизических и геохимических параметрах естественного и производственного генеза, которыми среда характеризуется в целом. Диапазон их достаточно широк: от кислородной недостаточности и микроэлементозов до наличия тяжелых металлов и повышенной радиации.
Анализ показателей психологического статуса более 3000 детей, коренных жителей «загрязненных» территорий Забайкальского края, обнаружил тенденцию к изменению состояния их психики – общему снижению уровня их психической активности. Показатели таких параметров психологического статуса детей, как умственная работоспособность, развитие интеллекта, некоторые эмоционально-личностные свойства смещены с границ так называемой «средней» нормы в нижненормативные диапазоны (в границы показателей «сниженной нормы», «ниже среднего уровня», «слабые», «пограничные»).
Ответ на вопрос, каковы возможные причины изменения психологического статуса людей, проживающих на территории экологического неблагополучия, по-нашему мнению, следует искать в двух направлениях.
Первое – анализ уровня общей активации психической деятельности человека на территориях экологического неблагополучия. В условиях «загрязнения» природной (физической) среды, как части среды жизненной, взаимодействие с ней затруднено и требует бо́льших энергетических затрат на биологическом уровне организации человека для поддержания, в первую очередь, физических, физиологических оснований его жизнедеятельности. Это влечет за собой недостаточность энергетического обеспечения на других уровнях – психологическом и социальном (личностном). Нейропсихологии называют это явление «энергетическим обкрадыванием» психической деятельности (Семенович, 2005. С. 45). По названой причине снижается уровень активации психической деятельности, что и составляет основу снижения параметров психологического статуса, по которому мы судим о состоянии психики человека.
Второе направление поиска ответа на вопрос о механизмах снижения уровня психической активности человека в изучаемых условиях – анализ общих механизмов адаптации к меняющейся среде. Эти механизмы известны и достаточно подробно изучены в биологии и медицине, например, в применении к патогенезу, в психологии же – только в отношении ряда конкретных экстремальных воздействий (Казначеев, 1980; Медведев, 1984 и др.). Мы полагаем, что те же самые адаптационные механизмы и процессы реализуются и в регионах экологического неблагополучия – в условиях не экстремальных, но хронических влияний на психику здорового человека негативной физической среды. В этом аспекте указанные процессы и механизмы до сих пор не рассматривались и нуждаются в самостоятельном анализе.
Как отмечает В.П. Казначеев (1980), у человека, по-видимому, возникло определенное несоответствие биологических свойств факторам среды, отсюда – слабость механизмов адаптации к хронической экстреме и распространенная хроническая травматизация. В отличие от естественного биологического мира человек, в значительной мере лишенный факторов естественного отбора, вошел в социальную эволюцию генетически недостаточно адаптированным к длительным, хроническим неадекватным воздействиям среды. В этом состоит одна из фундаментальных причин нарастания хронических соматических процессов у людей в настоящее время. Медики и биологи знают: если биосистема в неадекватных условиях истощается, то наступает организованная минимизация жизни, часть функций или структур активно выключаются из сферы контроля. Мы полагаем, что минимизирующая адаптация является механизмом и служит показателем не только патологического соматического процесса, но и хронического влияния на человека неадекватной природной (физической) среды. В последнем случае минимизирующая адаптация лежит в основе и проявляется в снижении показателей его жизнедеятельности (в том числе, психической активности) в пределах нормы.
Возможны два основных варианта влияния на человека неадекватной природной (физической) среды и, соответственно, последствий такого влияния.
Первый вариант соответствует ситуации, когда человек родился и живет в условиях значительного экологического неблагополучия, то есть когда негативные влияния среды человек испытывает с момента его зачатия и далее весь перинатальный период. При этом изначально возникает слабость филогенетических программ гомеостатиро-вания (Дзятковская, 1993 и др.). Поскольку биологические программы и основы жизнеобеспечения человека исходно ослаблены, то, соответственно, функционирование и развитие двух других уровней системной организации человека – психологического и социального (личностного) – будет также измененным.
Люди, родившиеся и постоянно проживающие на «загрязненных» территориях, по состоянию организма и психики находятся ближе к нижнему пределу адаптационной нормы, чем проживающие на экологически благополучных территориях. В этих случаях организм переходит на режим минимизации функций (Казначеев, 1980; Викулов, 2001 и др.) – в щадящий режим, реализующий принцип минимизации потерь, который является реальной биологической основой возникновения тенденции к изменению состояния психики – снижению уровня психической активности человека в условиях экологического неблагополучия.
Второй вариант возникает тогда, когда человек, родившийся здоровым в условиях экологического благополучия, оказывается на значительно «загрязненной» территории и живет здесь длительное время. Его базовые филогенетические программы изначально нормальны. В условиях длительного негативного влияния экологически неблагополучной среды системы адаптации человека работают с напряжением, что заставляет и психику функционировать, хотя и в границах нормы, но часто не «средней» нормы, а ниже нее, поскольку биологические и психические процессы оказываются слишком «затратными».
Только специальный анализ психогенеза может показать, какие процессы стоят за снижением показателей, составляющих параметры психологического статуса людей на территории экологического неблагополучия: развитие всех процессов по направлению к патологии, компенсация, истощение, вариант нормы для данных условий. Изменение состояния психики – снижение уровня психической активности (по показателям психологического статуса) людей, которые родились и живут в условиях экологического неблагополучия, следует трактовать позитивно: как адаптацию их к территориальным средовым влияниям, как проявление на психологическом уровне компенсации органического ослабления нервной и других систем организма. Изменение состояния психики, проявлением которого служат сниженные показатели психологического статуса, выполняя компенсирующую функцию, является целесообразным для конкретных условий территории экологического неблагополучия. Эти сниженные показатели есть вариант региональной нормы, позволяющей людям пусть не в самых оптимальных пределах, но адаптироваться к исходно неадекватным условиям среды. Механизм же снижения показателей психической активности человека в данных условиях иной, и трактовать это явление уже необходимо как негативное, как тенденцию к декомпенсации, истощению психических сил в неадекватных условиях. Второй вариант больше характерен для взрослых людей.
В заключение отметим, что у населения Забайкалья в первую очередь страдают жизненно важные, энергозависимые функции. Медицинские исследования фиксируют, что в условиях экологического неблагополучия происходит нарушение энергетического метаболизма, падение энергообразования, которое влечет за собой изменения в основных системах организма человека: кардиореспираторной, иммунной, эндокринной и нервной (Сердцев, 1996). Ослабление биологической основы психологического статуса детей закономерно вызывает снижение его показателей.
Подводя итог сказанному, подчеркнем комплексный характер причин снижения уровня психической активности человека, проживающего на экологически неблагополучной территории, и необходимость их углубленного междисциплинарного анализа с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в РЭН.
Список литературы О причинах снижения уровня психической активности человека, родившегося и проживающего на экологически неблагополучной территории
- Агаджанян Н.А., Гомбоева Н.Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья: Научное издание. Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. 152 с.
- Викулов А.О. Доктрина диагноза, хронические заболевания и гипотеза минимизирующей адаптации. URL://http://www.avikulov.ru/list.htm (дата обращения: 05.05.2006)
- Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). Новосибирск: СО РАМН, 2002. 230 с.
- Дзятковская Е.Н. Экология и здоровье: монография. Иркутск: ИЧП Арком, 1993. Т.1, 2. 180 с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
- Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда//Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 14-23.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 103 с.
- Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. М.: Генезис, 2005. 319 с.
- Сердцев М.И. Экология, метаболизм, здоровье. Чита: Изд-во Читинского пединститута, 1996. 161
- Черноушек М. Психология жизненной среды/пер. с чешск. И.И. Попа. М.: Мысль, 1989. 174 с.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.