О происхождении "икон чистого украинского типа киевской иконописи" на Слобожанщине
Автор: Краснова И.В.
Журнал: Культурологический журнал @cr-journal
Рубрика: Историческая культурология
Статья в выпуске: 3 (57), 2024 года.
Бесплатный доступ
Слобожанская икона - одна из духовных составляющих геокультурного пространства России. Благодаря первым исследователям церковного искусства Слобожанщины, находивших ее истоки в киевской иконописи, она была причислена к украинскому искусству, что в настоящее время является парадигмой. Цель статьи: используя методы исторического анализа, рассмотреть события XVII-XVIII вв., происходившие на территории Малороссии и Слобожанщины, и определить влияние киевской иконописной школы на развитие иконописного искусства Слобожанщины. Сравнительный анализ доказал, что киевская иконопись, находившаяся во власти униатских священников с XVI по XVII ст., развивалась под сильным влиянием католической церкви и её искусства и только с XVIII ст. - под русским, а слобожанская формировалась в лоне русской православной церкви и испытывала те же изменения, что и русская.
Слобожанщина, киев, иконы, православие, униаты, католицизм
Короткий адрес: https://sciup.org/170206270
IDR: 170206270 | DOI: 10.34685/HI.2024.76.52.025
Список литературы О происхождении "икон чистого украинского типа киевской иконописи" на Слобожанщине
- Редин, Е. К. Храмы города Харькова: 2-е изд., испр. и доп. – Харьков:ХЧМУГУ.; САГА, 2006. – 108 с.
- Фомин, П. Г. Церковные древности Харьковского края / П.Г. Фомин. – Харьков: ХЧМГУ 2011. – 237 с.
- Краснова, И. В. И.С.Саблуков – «жертва царских вельмож» или основатель художественной школы на Слобожанщине. – Текст: электронный // Актуальные вопросы культуры, искусства, образования. 2023. № 1. С. 24–35. DOI: 10.32340/2949-2912-2023-1-24-35 (дата обращения: 21.01.2024).
- Степовик, Д. Історія української ікони X–XX століть: Вид. 2-е, стереотип. – Київ: Либідь, 2004. – 440 с. – То же: https://ru.djvu.online/file/eFHG5H9Kcx9HI (дата обращения: 16.01.2024).
- Фомин, П. Г. Указ. соч. С. 135.
- Апанович, К. О. Православие в Речи Посполитой и Османской Империи в конце XVI – первой трети XVII в. // Христианское чтение. – 2015. - С. 59-75.
- Сумцов, Н. Ф. О литературных нравах южнорусских писателей XVII ст. / Н.Ф. Сумцов. – Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1906. – С. 4.
- Історія міст і сіл Української РСР: В 26 т. Київ / Гол. ред. кол.: Тронько П. Т.; Ін-т історії АН УРСР. – Київ: УРЕ АН УРСР, 1968. – С. 57.
- Лукьянов. Путешествие в Св. Землю. Изд. Бартенева. См.: Сумцов, М. Ф. Слобожане. Історично-етнографична розвідка. – Харьків: Союз, 1918. – 250 с.
- Лукашова, С. Малороссия и малороссы в Российской империи в XVIII веке: стратегии интеграции // Малороссы против украинцев: украинский вопрос в науке, государственной и культурной политике Российской империи и СССР: Очерки. – Москва: Ин-т славяновед. РАН, 2018. – C. 53–98.
- Ромер, Е. O wschodniej granicy Polski z przed 1772 r. // Ksi?ga Pami?tkowa ku czci Oswalda Balzera. – Львов, 1925. – Т. 2. – 358 с.
- Архив Юго-Западной России: Т. III. – Санкт-Петебург, 1861, №№ 60-62. – С. 65-66.
- Рыжова, О. О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). – С. 113.
- Истомин, М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре // Труды Х-го Археологического съезда в Риге в 1896 г. Т. III: Протоколы. – Москва, 1900. – 162 с.
- Выставка Древне-Русского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия Дома Романовых: [Каталог] / Имп. Мос. археол. Ин-т им. Имп. Николая II. – Москва: Тип. П.П. Рябушинского, 1913. –137 с., 56 ил.
- Петров, Н. И. Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии. Вып. IV–V / Киев, 1915. – То же: https://elib.nlu.org.ua/view.html?id=1024 (дата обращения: 26.10.2023).
- Истомин, М. П. Указ. соч. С. 64-65.
- Там же. С. 50-51.