О распространении культуры Центральной равнины в Западном крае в эпоху Тан

Бесплатный доступ

В данной работе на основании исторических письменных свидетельств, полученных археологами, реконструируется ряд деталей, иллюстрирующих историю расцвета конфуцианства и распространения китайской литературы в Западном крае (турфанских округах Ичжоу, Сичжоу (Гаочан) и Тинчжоу на территории современного Синьцзяна) в эпоху Тан. Изучение культуры и образования этого периода помогает глубже понять суть взглядов и отношений, характерных для контактов Центральной китайской равнины и Западного края. Китайский язык выполнял функцию государственного устного и письменного языка в китайской колонии Гаочан (один из первых центров буддизма в Китае) в Турфане. А во времена Танской династии, когда империя объединила в своих границах множество этносов и расширилась, в частности за счет западных территорий, китайский язык стал посредником в политических контактах разных народов региона. Большинство представителей высшего сословия различных неханьских народов, имена которых упоминаются в танских исторических трудах, владели китайским языком, некоторые могли с легкостью декламировать стихи и даже слыли мастерами каллиграфии. Помимо конфуцианства, с ростом китайского населения Гаочана, куда переселилось немало сторонников династии Суй, в трех округах и четырех городах края ханьцы проложили широкую дорогу буддизму, даосизму, китайскому летоисчислению, медицине, искусству. Открывались новые школы, и число учащихся достигало тысячи. В период Тан в Турфане (Гаочан) использовался совершенно тот же набор классических конфуцианских текстов, что и в центральной части империи. Больше всего обнаружено различных вариантов произведения «Беседы и суждения» Конфуция. По находкам фрагментов ученических записей иероглифов, переписанных учебных текстов и стихов из могильника Астана и из городища Цзяохэ можно судить о том, что в обучении грамоте использовались те же учебные каноны («Беседы и суждения», «Книга ритуала», «Троесловие». «Тысячесловие», «Канон сыновней почтительности и др.) и такие же приемы, что и в основной части Китая. Имена на работах учеников свидетельствуют, что китайскому письму обучались не только ханьцы, но и представители местных народов - по-видимому, как отпрыски аристократии государств Западного края, так и выходцы из простых семей, чьи родственники получили звание «чиновников за заслуги», отличившись при участии в военных действиях.

Еще

Эпоха тан, культура центральной равнины, западный край, культурное влияние

Короткий адрес: https://sciup.org/14736998

IDR: 14736998

Статья научная