О репрезентации визуального в русской литературе (проблема художественной и научной рецепции)

Бесплатный доступ

Статья посвящена одной из актуальных проблем теории интермедиальности - репрезентации визуального в русской литературе. В рамках исследования рассматриваются пути преодоления литературоведением и другими гуманитарными науками известной узости взгляда на словесный знак и его возможности, описываются научные мероприятия, посвященные проблемам визуализации литературы, а также разработанный за последние два десятилетия научный аппарат. Среди наиболее значимых приемов визуальной поэтики указываются экфрасис и интрадиегезис. Исследуются наиболее значимые аспекты визуального в различных художественных практиках: зрительная картина мира (М. Хайдеггер) и субъектно-объектные отношения в процессе ее созерцания/наблюдения, концепты видение/зрение/глаз и взгляд, позволяющие разграничить эти явления и определить их специфику; рассматриваются разнообразные режимы и фигуры видения, такие как наблюдатель, соглядатай. Актуальная для современной эпохи модальность зримого прослеживается на обширном материале произведений русской литературы, отраженном в работах отечественных и зарубежных литературоведов, а также славистов. Акцент делается на духовном зрении и апофатическом экфрасисе. Прогнозируется дальнейший рост интереса к проблематике визуального, расширение сферы исследования в связи с появлением новых технологий и способов ви́дения.

Еще

Иконический поворот, зрительная картина мира, духовное зрение в русской литературе, интермедиальность, визуальный код в литературе, экфрасис, интрадиегетический образ

Короткий адрес: https://sciup.org/148328006

IDR: 148328006   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-93-125-131

Список литературы О репрезентации визуального в русской литературе (проблема художественной и научной рецепции)

  • Визуализация литературы / Ред.-составители Корнелия Ичин (Белград), Ясмина Войводич (Загреб). - Белград, 2012. - 349 с.
  • Визуальные аттракторы в литературе: Материалы круглого стола // Новое литературное обозрение. - 2017. -№ 4 (146). - С. 81-120.
  • Геллер, Л. На подступах к жанру экфрасиса: Русский фон для нерусских картин // Wiener Slawistischer Almanach. - 1997. - Sdb. 44.
  • Зверева, Т. В. «Где продлеваются летящие мгновения»: живописные аспекты русской литературы: монография. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017. - 172 с.
  • Зенкин, С. Н. Imago in fabula. Интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: Новое литературное обозрение, 2023. - Вып. 249. - 624 с.
  • Касаткина, Т. А. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Новый мир. - М., 2006. - № 2. - С. 154-168.
  • Лебедев, С. А. Классическая, неклассическая и постнеклассическая методологии науки // Гуманитарный вестник. - 2019. - Т.76. - № 2. - С.1-15.
  • Лебедева, О. Б. Визуальный римский дневник В.А. Жуковского // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2023. - № 84. - С. 159-183.
  • Меднис, Н. Е. «Религиозный экфрасис» в русской литературе // Критика и семиотика. - Вып.10. - Новосибирск, 2006. - С. 58-67.
  • «Невыразимо выразимое». Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / под ред. Д. В. Токарева. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 572 с.
  • Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения / под ред. Т. Автухович. Седльце, 2018. -703 с.
  • Хаминова, А. А., Зильберман, Н. Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. -2014. - № 389. - С. 38-45.
  • Ханзен-Лёве, О. А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду / Пер. с нем. Б. М. Скуратова, Е. Ю. Смотрицкого. - М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2016. - 503 с.
  • Шевченко, В. Д., Шевченко, Е. С. Художественная форма в социальной коммуникации // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2019. - № 1 (33). - С. 46-52.
  • Шевченко, Е. С. «Визуальное» versus «вербальное»: интермедиальные практики в литературе модернизма и авангарда // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №2(30). С. 176-182.
  • Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под редакцией Л. Геллера. - М.: МИК, 2002. - 216 с.
  • Ямпольский, М. Наблюдатель. Очерки истории видения. - СПб., 2012. - 344 с.
  • Ямпольский, М. О близком (Очерки немиметического зрения). - М.: Новое литературное обозрение, 2001. -240 с.
  • Яценко, Е. В. «Любите живопись, поэты...»: Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. - 2011. - № 11. - С. 47-57.
  • Arnheim, R. Art and Visual Perception A Psychology of the Creative Eye. Berkeley-Los Angeles, CA California University Press, 1954. - 264 p.
  • Genette, G. Palimpsestes: la littérature au second degré. - Paris, 1982. - 480 p.
  • Heidegger, M. Being and Time. - New York, Bern, Berlin, Bruxelles, Frankfurt am Main, Oxford, Wien, 2006. - 230 p.
  • Kant, I. Critique of Pure Reason / Translated by Werner S. Pluhar, including the 24-pp. Introduction by Patricia W. Kitcher. Hackett Publishing. - 1996.
  • Méchoulan, Éric. Intermédialités: histoire et théorie des arts, des lettres et des techniques / Intermediality: History and Theory of the Arts, des lettres et des techniques // Intermédialités, №1, Printemps. - 2003. - Pp. 9-27.
Еще
Статья научная