О роли философских идей в науке
Автор: Иванова Розалия Ивановна, Андреева Антонина Викторовна
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Взгляд. Размышления. Точка зрения
Статья в выпуске: 1 (10), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на реализацию философских идей в науке и социальной практике. Проанализированы мировоззренческая, идеологическая и методологическая функции философии.
Социальная философия, функции философии, практика, наука, мировоззрение
Короткий адрес: https://sciup.org/140196119
IDR: 140196119
Текст научной статьи О роли философских идей в науке
П редметом мировоззренческих проблем являются всеобщие связи и свойства, а также всеобщее в системе отношений «человек - мир» в разных аспектах: онтологическом, гносеологическом, аксиологическом (этическом, эстетическом), социальном. Источником и причиной их возникновения являются потребности практики, обостряющиеся при особых экстремальных ситуациях.
Первоначально ответы на мировоззренческие вопросы давали нетеоретические виды мировоззрения (мифы, религия, обыденное сознание), затем возникает философия как теоретическое мировоззрение, отражающее эти важные реалии уже на другом уровне.
Какие же потребности порождают необходимость решения абстрактных философских вопросов? Причиной возникновения мировоззренческих проблем, как и всех других, являются потребности практики. Например: кто создал мир, можно на него воздействовать или нет, если да, то в какой мере и каким образом - возникают также под влиянием практических проблем. Даже такая абстрактная, казалось бы, проблема как «что такое человек», в чем его сущность, имеет вполне прагматическое значение. Уже древние греки понимали, что критерием оптимальности той или иной формы жизнеустройства (в экономической, политической или семейной сфере) должно быть соответствие этих форм природе человека. Не случайно же Протагор изрек: «Человек - мера всех вещей».
Особое обострение мировоззренческих проблем характерно для так называемых «пограничных», экстремальных ситуаций, когда происходит переоценка привычных представлений, ориентиров, резко меня- ется жизнь. Страдания, потрясения порождают мучительные поиски ответов на вопросы: зачем живет человек, в чем смысл жизни и т.д.
Это происходит тогда, когда противоречия в системе «человек - мир» достигают стадии рассогласованности и выступают как проблемы уже в субъективной форме, как напряжение, внутреннее беспокойство и потребность «снять» ее (совсем как в случае с тем или иным органом человека, о существовании и лечении которого он задумывается, только когда заболевает). Например, размышления о смысле жизни, мысли о самоубийстве и даже его осуществление приходят именно тогда, когда происходит его утрата, то есть расхождение между сущим и должным (по крайней мере, как оно представляется этому человеку) и сущим (то есть как он действительно жил). Гносеологические проблемы (например, что такое истина, какова ее природа, возможна ли абсолютная истина, в чем ее критерии) обостряются чаще всего, когда обнаруживается рассогласование между вновь добытыми знаниями и старыми теориями (примером здесь могут являться революции в науке).
Вся доклассовая и классовая история людей отмечена двойственностью: с одной стороны, необходимость«обработки природы людьми» как проявление деятельного отношения людей к природе, вызываемого постоянно растущими материальными потребностями людей, с другой -необходимость «обработки людей людьми» как проявление деятельного отношения друг к другу с целью овладения ведущими позициями в социальной среде доклассового общества или установления политической власти для достижения экономического господства в классовом обществе.
Дифференциация деятельности на производственную и социальную произошла в процессе развития труда, что впервые убедительно доказал Ф. Энгельс.1 На наш взгляд, именно в процессе дифференциации деятельности лежат корни выделения философии как специфической отрасли знания, имеющей и сциентистский, и мировоззренческий характер. Все более расширяя сферу своего воздействия на мир, человек столкнулся с противоречием между ограниченными возможностями эмпирического знания и необходимостью более широкого знания действительности и места человека в этой действительности.
С потребностями в решении философских проблем связаны функции философии: мировоззренческая, идеологическая и методологическая.
Первая связана с наличием двух уровней мировоззрения: обыденного и теоретического. Личность формируется под влиянием ряда факторов: особенностей социально-экономического строя, политического режима, социальных структур управления и т.д. Преломляясь через микросферу (семью, коллектив), они определяют направленность сознания, убеждения, идеалы, интересы и нравственные устои личности. Это обыденное (обычное) сознание. Оно страдает рядом ограниченностей: «чурается» сомнений; не заботится о достоверности и обоснованности входящих в него представлений; довольствуется конструкциями, смешивающими факты и ценности, знание и веру, и содержит много полуправд. Оно не систематизировано и фрагментарно, ограничено лишь индивидуальным опытом. Помощь философии, как ни парадоксально, состоит в том, чтобы затруднять решения, разрушать самомнение обычного сознания, приводить его в сомнение и даже отчаяние.
Но на сознание личности влияют и факторы теоретико-идеологического характера: политическая и правовая идеология, искусство, наука и другие формы общественного сознания. Однако ни одна из них не имеет такого влияния на мировоззренческую сторону личности, как философия. Другие формы общественного сознания, хотя и пронизаны мировоззренческими проблемами, влияют на мировоззрение личности, но философия влияет особенно. Накладываясь на обыденное сознание, она не просто увеличивает информированность человека, она поднимает его мировоззрение на более высокий уровень, расширяет горизонт видения, формирует вкусы, цели и идеалы, обуздывает индивидуалистические устремления, приводя их в соответствие с интересами других, словом, поднимает уровень духовности.
Особенность и сила философского воздействия на человека в том, что это не прямое пропагандистское навязывание определенных идей. Философия действует не явно, исподволь, без нажима, не предлагает готового решения, а умело и убедительно подводит к нему. Самое же главное в том, что эти знания переходят в убеждения, влияют на образ жизни, на способы «вхождения» человека в социальную среду.
Рассмотрим идеологическую функцию философии. Есть идеи, которые прямо и непосредственно отражают потребности и интересы определенных социальных слоев, классов и поэтому имеют отношение к политике; есть идеи нейтральные к этим интересам, носящие общечеловеческий характер (например, естественнонаучные). Но есть и такие, которые, хотя прямо и не отражают эти потребности, но косвенно и непосредственно имеют к ним отношение и таким образом оказываются связанными с политикой. И, следовательно, все же выполняют политическую (идеологическую) функцию. Вот к этому третьему виду идей и относится философия.
Природа философского знания, казалось бы, далека от конкретной политической сферы, но тем не менее предоставляет дедуктивные возможности делать из общих положений определенные политические выводы. Философия, будучи продуктом отделения умственного труда от физического (иначе невозможна теоретичность философии), появляется при распадении общества на классы. Классы же накладывают печать воздействия на философию, вовлекая ее, таким образом, в идеологическую и политическую борьбу.
Идеологическая функция проявляется не только в том, как решаются те или иные проблемы (то есть в содержательном плане), но и в том, какие функции философии оказываются социально востребованными, выступают на первый план. Так, в практике тоталитаризма в нашей стране особенно остро проявилась идеологическая функция. Философия превратилась в «служанку идеологии», что характерно не только для периода сталинщины, но и последующих десятилетий.
Возможность применения философии в борьбе классов обусловлена тем, что, используя общие мировоззренческие принципы и законы, узкий классовый интерес можно представить как вытекающий не только из устремлений класса, но и из всеобщих законов бытия в целом. Это создает теоретический фундамент для обоснования определенных политических идей, которые таким образом приобретают большую силу убедительности, поскольку в марксистской философии основаны не на слепой вере, здравом смысле или корыстных интересах отдельного класса, а на знании всеобщих закономерностей бытия. Эти идеи изображаются уже не как нечто случайное, субъективное, а как объективное, с необходимостью вытекающее из внутренней сущности явлений природы и общества.
Философские теории помогают предрасположить сознание к восприятию одних и непринятию других политических идей. Например, пропаганда идей «географического детерминизма» предрасполагает к восприятию милитаристских идей, релятивистское объяснение истины оправдывает ревизионистские устремления, а проповедь идей вождизма связана с распространением волюнтаристских взглядов. Поэтому философия представляет собой грозное оружие в идеологических битвах, а ее история - история жестокой борьбы между материализмом и идеализмом. Идеологические возможности философии всегда в той или иной степени использовались классами в политических целях. Это влияние может выражаться и в сознательном обращении к философии, и даже стать объектом философской рефлексии.
Идеологический характер имеют идеи географического детерминизма, отводящего природной среде (рельеф, климат, полезные ископаемые, леса, флора и фауна) первостепенную роль в развитии общества той или иной страны (геополитика): идеи
Ф. Ницше о сильной личности, «сверхчеловеке» и его «воле к власти», о презрении к толпе и к «маленькому человеку», мизантропические построения А. Шопенгауэра и т.н. Связь рассматриваемой нами формы общественного сознания с политикой особенно присуща социальной философии.
Следует заметить, что политические выводы из философских построений могут делать отнюдь не сами их авторы, а другие люди и не сразу, а по прошествии большого отрезка времени, порою извращая эти построения и искусственно подгоняя под желаемое.
Этой связью философии с возможностью политических выводов из ее построений объясняется драматичность судеб многих философов, сказанное относится ко всем временам, хотя в разной степени. В связи с этим обычно вспоминают Сократа, Сенеку, Платона, Вольтера, Ё. Фейербаха, но это относится и к нашему времени. Достаточно вспомнить «философский пароход», вышвырнувший в январе 1922 г. за пределы нашей страны цвет русской философской мысли: Н.А. Бердяева, С.О. Франка, Н.О. Ёос-ского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Ё.П. Карсина и др. (всего вместе с писателями 161 человека!).
Одним из «криминалов», послуживших причиной их высылки, было утверждение об индивидуалистической, а не коллективистской сути человека, о природном неравенстве людей от рождения. Эти положения философски обосновывали иные общественные структуры, чем те, которые нес социализм (с утверждением общественной собственности, всеобщего равенства и т.д.)
Подробнее остановимся на методологической функции философии как основе, выводящей ее в практику. Это функция вытекает из того, что любое знание является не просто знанием-отражением, несущим информацию об определенной сфере явлений, но и знанием-предписанием, дающим в соответствии с этим определенную установку, ориентацию. Оно учит, как действовать. Философия тоже выполняет эту повелительную для познания и практики функцию, но специфи ческими, свойственными ее природе, способами. Специфика этих философских идей состоит в том, что, будучи итогом самого высокого уровня обобщения, обладая избыточностью, они дают возможность предполагать, что и любой подлежащий исследованию предмет обладает такими же свойствами, какие отражены в философских категориях и законах. Познавательное содержание этих категорий как бы «приписывается» еще неисследованному явлению и используется для подхода к нему как некий общий «предпосы-лочный» регулятив, оправдавший себя в прошлом опыт. Общие идеи образуются до начала исследования и, значит, предопределяют решение задачи, направляют мысль, регулируют - словом, имеют огромное эвристическое значение. Это и есть методологическая функция философии, то есть всеобщий метод. Так, методологический принцип рекомендует при затруднении понимания сущности предмета обращаться к его возникновению или, наоборот, более развитому состоянию. Например, понять, что такое классы, невозможно без обращения к истории их возникновения, то же - и государство, и другие социальные явления.
Но методологическая функция философии как методологические основания научного знания и практики не сводится к законам диалектики (как теории развития). Принципами метода выступают и положения материализма, положения социальной философии.
Методологическая роль философии применительно к любой сфере знания и практики реализуется двумя способами.
Первый, в котором выражается инструментальная роль философии, исходит из мировоззренческих принципов, на основе которых формулируются соответствующие требования к познавательной и практической деятельности. Решение конкретного вопроса совершается с участием и соблюдением этих требований мышления (вследствие нормативного содержания этих категорий), которые обеспечивают протекание мыслительных операций, способствуют организации мыслительных усилий, но не вхо-

Вестник Сибирского юридического
института ФСКН России— __
дят в продукты этих усилий. Они определяют не содержание, а ход мыслей ведущих к ним. Это инструментальный путь реализации философских идей. Он заключается в том, что эти идеи выступают в качестве требований к процессу познания к субъекту, его осуществляющему. Чаще всего это требования диалектики - принцип историзма, преемственности и т.д.
Философские принципы могут выполнять не только инструментальную, но и конструктивную роль, состоящую в том, что эти принципы и положения могут быть приложены к теориям меньшего уровня обобщения, ближе стоящим к соответствующему виду практики.
Объективной основой конструктивных возможностей философии также является диалектика общего, особенного и единичного. Общие законы проявляются в специфической форме и поэтому они, будучи результатом аккумуляции человеческих знаний, могут быть «приложены» к конкретной сфере явлений и стать средством получения нового знания. В этом случае философские принципы не просто участвуют в решении вопросов, возникающих в ходе научной и практической деятельности, но привлекаются в качестве средств, с помощью которых формулируется содержание ответов на эти вопросы.2
Эти два пути реализации методологической функции философии - общие для всех видов познания и практики, но в каждом из них она выражается специфическим образом, через свою систему опосредующих звеньев, словом, имеют свои механизмы.
В конкретном научном исследовании данная функция проявляется следующим образом. Во-первых, в том, что философская идея может стать непосредственным основанием постановки конкретной частной научной проблемы. Например, на постановку задачи доказательства давления света на газы, жидкости и твердые тела повлияла стихийно-материалистическая позиция П.Н. Лебедева, в 1899 г. сообщившего о давлении света: электромагнитное поле обладает импульсом и массой, то есть оно материально, ибо материя существует не только в форме вещества, но и поля.
Во-вторых, при выработке гипотезы или выборе одной из них среди нескольких (селективная функция), то есть там, где нужен выход за пределы имеющихся конкретных знаний, ощущается потребность в определении направления мыслей. Здесь философские принципы выступают в качестве фильтра, пропускающего через себя разные версии и отбирающего ту, которая укладывается в эти принципы и отбрасывающего не укладывающиеся (в истории механики: perpetum mobile, в химии - философский камень, в физиологии - жизненный эликсир).
В-третьих, в предвидении. Это выражается в том, что философия выступает не только и не столько как комментатор и истолкователь научных достижений, но и как первопроходчик. Философские идеи не только следуют за наукой, но и опережают ее. Это происходит сплошь и рядом. Иногда это опережение исчисляется десятками столетий. Так, более чем за 2 тысячелетия до того, как окончательно была доказана шарообразность земли, эта идея была высказана в философской форме еще пифагорейцами.
В-четвертых, роль философских идей в науке проявляется в интерпретации вновь открытых явлений и т.д. Словом, философские ориентиры действуют на всем протяжении научного исследования от его начала и до конца. Так обстоит вопрос с механизмом реализации философских идей в научном познании и далее в практике.
Список литературы О роли философских идей в науке
- Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.
- Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979.
- Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976.
- Рогинский Ц.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.
- Кармин А.С. Два уровня методологической функции философии//Философия в процессе научно-технической революции. Л., 1976.