О роли категории «ничто» в онтологических системах: от Парменида до Ф. Ницше

Бесплатный доступ

В статье на историко-философском материале показано, как после деонтологизации небытия Парменидом его запрет преодолевается некоторыми философами, включающими «ничто» и многочисленные трансформации этого понятия (небытие, пустота, недостаток и. т.д.) в онтологические исследования для разрешения некоторых проблем. Поиски атомистами онтологических оснований для феноменального мира привели их к привлечению ничто для концептуализации не телесного, но реального пространства, вмещающего атомы, позволяющего их разделение, изменение и движение. Критика софистов приводит Платона к поискам аналогичных оснований для ложных речей, его учению о взаимной причастности высших родов сущего. Платоническое различение двух сущностей (ooo^a) (одна из которых произвольно объявляется сущей, тогда как феноменальный мир - ее лишенностью, отсутствием) продолжается богословием, ставящем проблему причастности человека тварному миру конечного, феноменального, как того, что затрудняет познание бесконечного, ноуменального. Объяснением отчуждения бога в творении и человеке (причастном «идее» небытия, объясняющей его возможность ошибаться) занимается Декарт, но в полной мере это будет сделано только классическим немецким идеализмом в лице Гегеля. Наконец, Ницше переворачивает традицию - становление, чувственный живой мир, вопреки платонизму и христианству, объявляется им существующим, а мир идей - тем ничто, почерпнутые из которого идеалы имеют значимость лишь на службе жизни, утверждения воли. Итак, «ничто» используется для объяснения существования движения, времени, лжи, множественности, творчества, материи, истории, ценностей. С окончанием классического периода категория утрачивает онтологический и приобретает антропологический смысл.

Еще

Ничто, небытие, бытие, пустота, становление

Короткий адрес: https://sciup.org/147242819

IDR: 147242819   |   DOI: 10.17072/sgn-2023-1-263-271

Список литературы О роли категории «ничто» в онтологических системах: от Парменида до Ф. Ницше

  • Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Издательство МГУ, 1986. 248 c.
  • Афонасин Е.В. Поэма Парменида: Перевод и комментарий. Новосибирск: Офсет-TM, 2021. 99 c.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических космогоний до возникновения атомистики. / составитель А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989. 576 c.
  • Макарова И.В. «He-сущее есть несущее»: проблема небытия у Аристотеля. // Онтология негативности. М.: Канон+, 2015. С. 25–36.
  • Diels H. Die Fragmente Der Vorsokratiker Bd. II. Berlin: Neukölln, 1959. 428 p.
  • Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Ленинград: Наука, 1970. 664 c.
  • Аристотель. Метафизика. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 232 c.
  • Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.3. М.: Мысль, 1994. 654 с.
  • Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. 528 с.
  • Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 958 c.
  • Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2. М.: Мысль, 1978. 687 c.
  • Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя, 2002. 854 c.
  • Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991. 192 c.
  • Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 2. М.: Мысль, 1994. 640 c.
  • Оливо Ж. Идея ничто и материальная ложность идеи: Декарт и вопрос о ничто // Онтология негативности. М.: Канон+, 2015. С. 59–80.
  • Гегель Г.В. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 c.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т.5. К генеалогии морали. М.: Культурная революция, 2012. 480 c.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т.2. Человеческое, слишком человеческое. М.: Культурная революция, 2011. 672 c.
  • Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2016. 824 c.
Еще
Статья научная