О роли Пыскорского монастыря в хозяйственном освоении Верхнекамья в XVI-XVII в
Автор: Тимохин А.Б.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2-4 (11), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140108192
IDR: 140108192
Текст статьи О роли Пыскорского монастыря в хозяйственном освоении Верхнекамья в XVI-XVII в
Важнейшую роль в хозяйственном освоении Северного Прикамья играла христианизация края, и здесь особенное место принадлежит Пыскорскому монастырю.
«…Собственно Пыскорский промысел заведен был предками гг. Строгановых в одно время с Орловским на правом берегу Камы, при речке Верхней Пыскорского монастыря. Яхонотов упоминает… об одной Пыскорской монастырской варнице, … «и варницу, и мельницу дали в монастырь Строгановы». Бывший через 44 года после Яхонтова Кайсаров подтвердил это. Потом сам монастырь завел 5 варниц в устье реки Зырянки, но они в 1652 году взяты в казенное содержание, и вместо них дозволено монастырю искать рассол в других местах»18.
Собственность Пыскорского монастыря расширилась за счет Зырянских промыслов. Первоначально Зырянские промыслы были заведены властями монастыря вскоре по получении ими земель от Строгановых. В 1652 году 5 монастырских варниц на речке Зырянке были взяты в казенное содержание. В 1659 году казна присоединила к своему владению 15 варниц гостя Никитникова, существовавших на той же Зырянке. Из них в 1679 году 4 действовавших варницы отдано казною Воскресенскому монастырю, за исключением которых в 1684 году в зырянских промыслах со вновь выстроенными варницами числилось за казною уже 35 варниц.
Известно, что в строительстве Пыскорского медеплавильного завода принимали участие иностранные специалисты. В техническом руководстве строительства, создании инфраструктуры, обучении русских учеников принимали участие 15 специалистов из Германии19. Данное обстоятельство говорит о государственной важности пыскорских разработок.
Пыскорский монастырь являлся крупным духовным центром. Известно, что в него ссылали даже известного Преп. Трифона20. Причем этот монастырь занимался не только соляным промыслом, но со временем стал проводить и другие хозяйственные операции. «В течение 20 лет торговать беспошлинно солью и рыбой, но с обязательством не «делать руды». И если найдут где серебряную, или медную, или оловянную, то немедленно извещать о сем казначеев государевых. Монастырь сей (Пыскорский – А.Т.) до состояния духовных штатов, славился знатными в своих вотчинах солеваренными заводами, на коих вываривалось соли до 1.200.000 пудов»21.
Показательно, что Дедюхинский соляной промысел также принадлежал Пыскорскому монастырю вплоть до его отобрания в казну в 1764 г. Этот промысел «…построен на землях, отданных Строгановым, на левом берегу реки Камы, самими настоятелями монастыря, вскоре после 1652 года, когда от Пыскорского монастыря казна отобрала 5 варниц в устье Зырянки. ….»22. Так, в культурном ландшафте Верхнекамья появился интересный объект – монастырь, собственник соляного промысла.
Освоение Дедюхинских промыслов происходило весьма активно. «Дедюхинские соляные трубы и варницы будто бы построены на вотчинной земле гг. Строгановых. Заселение здешних мест русскими выходцами началось гораздо раньше первой жалованной грамоты царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного Строгановым, т.е. ранее 1558 года. Выходцы селились здесь безо всякого порядка самовольно, кто где находил для себя пристойным, и проживали так безвестно, что в народе породило поговорку «Канул как в камский мох». Сами Строгановы поселились самовольно, без царского дозволения. Строгановы переселяли сюда людей из Соль-Вычегодска. И монастырь был на месте инородческого селища Конкора»23.
Появление монастыря привело к включению в хозяйственную деятельность широких слоев местного населения. «И Пыскорского де монастыря и Соликамского Вознесенского монастыря старцы да гостиной сотни Томило Елисеев с племянником да Соликамской посадской человек Иван Суровцев да Ондрей да Федор да Данило Строгановы и их приказчики устроили свои слободы и владеют тою землею без дач самовольством. И нашу усольскую тяглую землю у подданных тяглых людей поотнимали и под заклад и вкладом поимали; и для де льготы в монастырь приходят всякие тяглые люди и деревенские крестьяне со вкладом – и прикладывают податные тяглые места, а тянут крепости закладными кабалами вдвое и втрое. Да за Пыскорским монастырем живут усольцы, пришлые, торговые люди»24. Известно, что старцы монастыря и Строгановы в некоторых вопросах противостояли жителям Соликамска. «Прописная запись показывает, что хотя Дедюхинским промыслам, слывшим под именем Рождественского, владеет Пыскорский монастырь…оттягав Ленву, Строганов задумал овладеть казенными Зырянскими промыслами с селениями – Веретеей и Зырянской…Так вели свои дела Строгановы и
Пыскорские старцы. Но когда же и каким образом достался инокам Дедюхинский промысел … можно предположить, что Дедюхинский промысел очутился за монастырем по какой-то заручной сделке, могущей оказаться у семейств Шустовых и могущей причинить старцам неукладные неочистки. Время же поступления его к обители по обоюдной правой грамоте, к испрошению коей в 1674 году побудительною причиной выставлена ветхость прежних грамот. О сем начальном обители сея буди ведомо: от лета 7068 (1560) до лета 7182 (1674) в сию грамоту, государским рассмотрением всех прежних монастырских крепостей, указы внесены….Надо полагать, Дедюхин долго владел своим промыслом в старые годы…Быть может, Дедюхино получило свое название от простого жителя, поселенного тут иноками. … Итак, Дедюхинский соляной промысел основан Дедюхиным. С поступления же промысла к монахам, правители монастыря платили сами налог на Москве»25. В этой истории обращают на себя внимание некоторые черты «традиционной» эпохи – причастность монастыря к хозяйственному созиданию, обозначение населенных пунктов названием среднего рода «Дедюхино» и т.д., причем последнее обстоятельство свидетельствует о становлении городов26.
"Экономика и социум" №2(11) 2014